Организация проведения аудита поступления основных средств на предприятии

Аудиторская проверка поступления основных средств является частью общего аудита организации - клиента. Ее целью является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу основных средств и установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Основными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность, являются Федеральный закон от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, а также Кодекс этики аудиторов России от 31.05.2007 г.

Ранее действовавший Федеральный закон от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" содержал положения о независимости аудиторов, правилах (стандартах) аудиторской деятельности, основах конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита, определении понятия аудиторской деятельности (аудита), а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы, аттестации и лицензировании аудиторской деятельности. В соответствии с Законом возлагалось государственное регулирование аудиторской деятельности на федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ; регламентировалось создание совета по аудиторской деятельности при указанном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности; введение института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Федеральный закон от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", пришедший на смену Закона 2001 г. об аудите, обеспечивает снижение административного влияния на аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения ряда потенциально избыточных функций, осуществление общественного надзора за развитием профессии; предполагает, что предлагаемые меры позволят значительно укрепить аудиторскую профессию, обеспечат развитие саморегулирования, повышение качества услуг на аудиторском рынке; кроме того, реализация предусмотренных мер значительно приблизит нормы российского законодательства в области аудиторской деятельности к международно признанным нормам; все это станет важным фактором укрепления атмосферы доверия на российском рынке, а, следовательно, будет способствовать его стабильности и дальнейшему развитию.

В отношении нововведений действующего Закона в пояснительной записке к его проекту отмечается следующее:

1) Закон предусматривает значительное расширение полномочий саморегулируемых аудиторских организаций. Одновременно с учетом международных тенденций создается институт - структура по обеспечению функций общественного надзора (Совет по аудиторской деятельности). Предусматривается передача саморегулируемым аудиторским организациям функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций. Вместе с тем с учетом процессов на международных финансовых рынках контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательному аудиту, в том числе со значительной долей государственной собственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом;

2) с учетом необходимости обеспечения единых требований и подходов к проведению квалификационных экзаменов функция аттестации аудиторов выполняется единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности. Предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности, которое заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских организациях. В Законе подробно описаны функции, права и обязанности саморегулируемых аудиторских организаций, а также требования к ним;

3) предусматривается, что функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. Государственное регулирование аудиторской деятельности в основном заключается в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведении государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализе состояния рынка аудиторских услуг в России;

4) для повышения качества аудиторских услуг предусмотрено введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, что снимает дополнительные ограничения на занятие определенными видами деятельности.

Основная цель стандартов аудиторской деятельности - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения.

Законодательством введена двухуровневая система правил (стандартов), регулирующих порядок осуществления аудиторской деятельности в России:

1.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые государством (в лице уполномоченного федерального органа), носящие обязательный характер для аудиторов и аудируемых лиц;

2.Правила (стандарты) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, самостоятельно ими разрабатываемые и обязательные только для их членов, и правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Кодекс этики аудиторов России содержит перечень основных (фундаментальных) принципов профессиональной этики аудиторов, к которым отнесены: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональность поведения. Этика - это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. В Кодексе этики не только определен порядок применения данных принципов на практике (модель поведения аудитора), но и приведены также примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности с целью устранения угрозы нарушения основных принципов работы аудитора. В этой связи указано, что аудитору недостаточно просто следовать приведенным примерам, необходимо применять модель поведения к конкретным условиям работы.

Фактически данный Кодекс является прямой проекцией стандарта IES 4 "Профессиональные ценности, этика и отношения", которые профессиональные бухгалтеры должны изучить в процессе образовательной программы. Этот стандарт предусматривает, что программы профессионального бухгалтерского образования позволят кандидатам иметь профессиональное суждение и осуществлять действия, соответствующие этике, что служит интересам общества и профессии.[9]

Необходимость в написании Кодекса для аудиторов вызвана тем, что представители аудиторской профессии, проводя проверку организации, индивидуального предпринимателя, работают не только на них - они обязаны действовать в первую очередь в общественных интересах, то есть высказанное ими мнение о бухгалтерской отчетности и порядке ведения бухучета должно отражать реальное положение вещей. Данное мнение имеет большое значение для пользователей отчетности - контрагентов, акционеров и прочих лиц. Поэтому подход аудиторов к проверке, сведение к минимуму различных форм влияния на это мнение являются предметом рассмотрения данного Кодекса. Знание его основ позволяет налогоплательщику понять, как вести себя с аудитором, в каких случаях аудиторская организация может отказаться от предоставления услуг и почему.[10]

В ходе аудита поступления основных средств проверяют:

1) обеспечение контроля за наличием и сохранностью основных средств (правильность отнесения объектов к основным средствам; правильность классификации основных средств; правильность оценки и переоценки основных средств; вопросы организации аналитического учета и материальной ответственности за основные средства; инвентаризация основных средств; соответствие данных отчетности, синтетического и аналитического учета);

2) документальное оформление и отражение в учете операций поступления основных средств (использование унифицированных форм первичной учетной документации; отражение операций поступления основных средств в регистрах синтетического учета; вопросы налогообложения операций при поступлении основных средств).

При проверке операций по учету поступления основных средств аудитору целесообразно использовать тест внутреннего контроля (Приложение 1). Это позволит не только оценить его надежность, но и скорректировать программу проведения проверки.

Так, например, если из приведенного теста можно сделать вывод, что инвентаризация в отчетном периоде не производилась, в учетной политике не определены порядок и сроки инвентаризации отдельных объектов, то следует в ходе проверки провести выборочную инвентаризацию объектов основных средств. Риск существенных ошибок увеличивается в связи с тем, что в данной организации отсутствует внутренний контроль за операциями по учету основных средств филиала.

Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:

· основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;

· приказ об учетной политике организации;

· регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации;

· первичные документы по отражению операций по основным средствам;

· бухгалтерскую отчетность.

Аудитор должен ознакомиться с методологией учета основных средств, изложенной в приказе об учетной политике организации. В частности, необходимо знать:

· лимит стоимости объектов для их отнесения к основным средствам и средствам в обороте;

· установленный перечень объектов, относимых к основным средствам независимо от стоимости;

· сроки проведения инвентаризации основных средств;

· перечень счетов и субсчетов, установленных рабочим планом счетов и используемых для отражения операций по учету основных средств.

Регистры синтетического и аналитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций по учету основных средств и привлекаемые аудитором для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счетам 01 "Основные средства", 08 "Вложения во внеоборотные активы"; оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета, сальдовые ведомости.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики и действующего законодательства учет поступления основных средств является достаточно сложной задачей и вызывает немало вопросов. В зависимости от структуры предприятия, от масштаба деятельности, экономического состояния, меняется состав основных средств, а, соответственно, и порядок их поступления в собственность предприятия. Формирование первоначальной стоимости регламентируется различными нормативно-правовыми актами в зависимости от вида поступления объектов основных средств. При сравнении бухгалтерского и налогового учетов основных средств выделен ряд различий в части формирования первоначальной стоимости и отнесения тех или иных затрат на стоимость основного средства. Также существует спорные ситуации в рамках одного вида учета, например, налогового. Это обусловлено тем, что Налоговый кодекс РФ в своих положениях содержит информацию, противоречащую друг другу, порядок формирования первоначальной стоимости основных средств подробно описан в отношении не всех видов поступления основных средств. Как отмечалось ранее, целью аудита поступления основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по поступлению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Поэтому очень важно предприятию разработать собственный алгоритм расчета первоначальной стоимости объектов основных средств с его последующим раскрытием в учетной политике.


 

ГЛАВА 2. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНОВ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ
ООО «ОРРИЗОН РУС»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: