Химия – наука экспериментальная

 

I. Общая направленность занятий

 

Большое значение для развития интереса учащихся к химии, которая является прежде всего экспериментальной наукой, имеют самостоятельные практические работы учащихся.

Необычность наблюдаемых явлений, яркость впечатлений при выполнении работ вызывает у учащихся желание глубже проникнуть в сущность химических явлений, заглянуть в таинственный мир взаимодействия мельчайших частиц – атомов и молекул.

Учащиеся экспериментальным путем знакомятся с составом веществ и их химическими свойствами, приобретают определенные умения и навыки выполнения различных химических операций (смешивание, измельчение, растворение веществ, нагревание, фильтрование и т.д.), причем всё выполняют своими руками, что укрепляет их интерес к предмету.

Наиболее предпочтительной формой ученического химического эксперимента - различные практикумы. К таким, например, можно отнести: практикум по курсу «Основы химического анализа» и неразрывно связанный с ним практикум по курсу «Химия в сельском хозяйстве».

Занятия по курсу «Основы химического анализа» способствуют более глубокому осознанию основных химических понятий, обычно трудно усваиваемых учащимися при изучении базового курса химии. На занятиях по аналитической химии вырабатываются важные практические умения, необходимые как для дальнейшего изучения предмета, так и для практической деятельности. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к технике выполняемых работ и к получаемым результатам.

 

II. Основное содержание

Практикум, как правило, включает ряд занятий, посвященных: ознакомлению с техникой лабораторных работ, со специализированной химической посудой и лабораторными принадлежностями; правилами мытья и сушки химической посуды; проведением простейших стеклодувных работ; изготовлением простейших лабораторных приборов; приготовлением растворов солей.

Учащиеся изучают, что такое качественный анализ, знакомятся с химическими методами качественного анализа; анализом катионов и анионов; решением задач на распознавание смеси катионов и анионов с использованием эффектных качественных реакций, сопровождающихся изменением окраски растворов, выпадением белых и цветных осадков, окрашиванием пламени растворами солей.

Ряд занятий отводится на изучение количественного анализа, а именно: весового (гравиметрического), объемного (титриметрического).

Время, отводимое на то или иное занятие, может составлять 2-3 часа в зависимости от оснащенности кабинета химии.

Примерная тематика работ для занятий при проведении практикума включает:

- обращение со стеклом (сгибание стеклянной трубки, изготовление пипетки, изготовление капилляров, изготовление простейших узлов, изготовление простейших приборов);

- очистка воды перегонкой;

- очистка воды от примесей масла и нефтепродуктов;

- приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН;

- определение степени засоленности почвы;

- проведение качественных реакций на аналитические группы катионов и анионов;

- определение хлорид-иона, сульфат-иона, натрат-иона, иона кальция в почвенной вытяжке;

- решение экспериментальных задач на распознавание смесей катионов и анионов;

- количественное определение загрязненности продукта, например, поваренной соли;

- определение массы оксида меди, обнаружение оксида углерода (IV) и воды, получаемых при разложении основного карбоната меди (малахита);

- определение концентраций хлора в сосуде иодометрическим методом;

- получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака), монтаж соответствующих приборов;

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Афанасьев М.А. и др. Количественные опыты по химии:

Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1972.

2. Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии: Пособие для учителя. Библиотека учителя химии. –М.: Просвещение, 1985.

3. Жилин Д.М. Индикаторы в современной химии //Химия в школе. –1997. -№5. –с.9.

4. Золотов Ю.А. Успехи и проблемы аналитической химии //Химия в школе. –2002. -№6. –с.8

5. Исаев Д.С. Практикумы исследовательского характера в IX классе //Химия в школе. –2001. -№10. –с.58.

 6. Михалева М.В., Пономарева О.К. Демонстрационные опыты по основам химического анализа //Химия в школе. –1997. -№4. –с.63.

 7.Саморукова О.Л., Свирщевская Г.Г., Дорофеева О.В. Применение реакций осаждения в химическом анализе //Химия в школе. –1998. -№4. –с.52.

8. Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды //Химия в школе. –2001. -№7. –с.64.

9. Факультативные занятия по химии в средней школе: Пособие для учителя. /Под ред. акад. Д.А.Эпштейна. –М.: Просвещение, 1971.

Харьковская Н.Л.. Асеева З.Г. Анализ воды из природных источников //Химия в школе. –1997. -№3. –с.61.

 

Для учащихся:

1. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа. Пособие для учащихся. IX-X классов. –М.: Просвещение, 1971.

2. Сударкина А.А. и др. Химия в сельском хозяйстве. Пособие для учащихся Х классов. –М.: Просвещение, 1981.

 

 

    

    

 

 

 

    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: