Основание уголовной ответственности за воинские преступления

В вопросе об основании уголовной ответственности есть два аспекта – философский и юридический.

Философский аспект заключается в том, что ответственность наступить только тогда, когда у человека была свобода выбора поведения, т.е. он мог поступить законопослушно, но игнорировал эту возможность и поступил иначе, нарушив правовой запрет. Но вопрос заключается в том, насколько человек свободен в выборе своего поведения. Ответ на него дается в трех направлениях. Сторонники одного из них, утверждают, что внешние обстоятельства жестко командуют человеком, обуславливают его поведение, вынуждая его поступать только так, а не иначе. Такие фаталистические фетишистские взгляды на поведение человека рассматривают его по существу как марионетку, механически подчиняющуюся управляющим обстоятельствам, не способную им противостоять. Здесь как бы игнорируются сознание и воля человека, что говорит об отсутствии у него свободы выбора поведения. А если так, то надо говорить об отсутствии основания для ответственности, либо возложения на человека ответственности без вины.

Для другого направления взглядов на поведение человека индетерминизма – характерна противоположная крайность. Оно утверждает, что поведение человека ничем не обусловлено, что человек всегда и везде волен поступать и поступает так, как ему заблагорассудится.

Такое провозглашение абсолютной свободы воли, независимости ее от внешних обстоятельств, противоречит истинному положению вещей, не дает правильного научного обоснования причинной обусловленности поведения человека.

Третье направление отрицает и первый и второй взгляды на поведение человека как не научные. Оно признает детерминизм, т.е. причинную обусловленность сознание и волю человека, а значит и его поведения окружающими его условиями, его потребностями, его социальным опытом. Человек не может быть независимым от окружающих его обстоятельств, т.е. от явлений природы и общества, но эта зависимость не уничтожает его возможности избирать тот или иной вариант поведения в определенной конкретной ситуации. Имея сознание и волю, человек познает обстоятельства окружающего его мира и использует их в своей деятельности. А это и есть свобода воли, которая означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела и, следовательно, нести за них ответственность.

Если свободы выбора поведения у человека не было, например, он действовал с отключенным сознанием или волей вследствие невменяемости либо в результате воздействовавшей на него непреодолимый физической силы, то нет и основания для ответственности. Это учитывает теория уголовного права и законодательство, объявляя деяние, совершенные при указанных обстоятельствах, неприступными. Юридический аспект вопроса об основании уголовной ответственности (как и др. видах правовой ответственности) заключается в том за что именно, за какие деяния и при каких условиях она должна наступать. Единственное и достаточное основание уголовной ответственности - наличие в совершенном общественно опасном деянии состава преступления.

Состав преступления может иметь место только в деянии. А это значит, что законодательство гарантирует не привлечение к ответственности за мысли, убеждения, взгляда, воззрения, каковы бы они ни были, если они выражены в любой иной форме, кроме совершения деяния, предусмотренного законом. Состав преступления может быть только в таком деянии которое является общественно опасным, т.е. нарушает общественные отношения, охраняемые законом, или ставит их под угрозу нарушения. Только такое деяние может быть признано преступлением.

Любой состав преступления складывается из четырех групп признаков, характеризующих объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону преступления, если совершенное деяние по какому-то признаку не совпадает с описанием в уголовном законе, то оно не содержит состава преступления, а значит, нет основания для привлечения к уголовной ответственности.

Только «наличие в действиях лица состава преступлений в совокупности с иными признаками, характеризующими личность преступника, характер совершенного им действия, его последствия, условия, при которых оно было совершено и ряд других обстоятельств позволяют поставить вопрос о том, есть ли основание для привлечения этого или иного лица уголовной ответственности». 27

Солдат А. на закрепленном за ним автомобиле выехал в рейс для выполнения задания командования. Следуя по дороге, увидел перед собой человека. Он обязан был принять меры, чтобы не совершить наезд: снизить скорость, подать сигнал. Однако, будучи пьян, бездействовал, совершил на человека наезд, в результате потерпевший скончался. Таким образом, военнослужащий умышленно не выполнил своих обязанностей военного водителя, и по этой причине погиб человек.

Между бездействием виновного и наступившим результатом существует объективная, причинная связь, что является основанием для привлечения военнослужащего к ответственности. Причинная связь здесь выступает в форме создания путем бездействия объективных, необходимых условий для наступления общественно опасного результата.

Отрицание причинной связи между бездействием военнослужащего и наступившим результатом – гибелью человека – есть, по существу, отрицание объективной связи между причиной и следствием, есть фактически не признание вины солдата в наступлении преступного результата, что на деле означало бы серьезное осложнение при решении вопроса о природе ответственности лица за бездействие по уголовному праву в целом и при совершении воинского преступления в частности. Таким образом, состав преступления является единственным основанием уголовной ответственности. Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т.е. умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.

В условиях, когда в законодательстве исключен институт аналогии вопрос об установлении четкой грани оснований уголовной ответственности имеет принципиальное значение: круг признаваемых как преступление деяний более строго очерчен. Он охватывается признаками состава преступления, указанными в нормах уголовного законодательства. В составе преступления находит отражение то главное, чем преступное деяние отличается от непреступного. Основное уголовно-правовое содержание деяния – его общественной опасности также выражается в составе преступления. Основанием ответственности за проступки служат то что им свойствен элемент вредности, порицаемости. Этот элемент вредности настолько незначителен, что существенно отличается от той опасности, которая имеет место при совершении преступления. Ущерб объекту посягательства, причиняемый проступком, качественно отличается от ущерба, причиняемого преступлением. Повышенная вредность преступления для общества требует возложения на виновных наиболее сурового вида ответственности – уголовно правовой, борьба же с проступками может успешно вестись иными, менее жесткими видами юридической ответственности.

Если, например, лицо передали на поруки за преступление не представляющее большой общественной опасности, учитывая личность виновного другие обстоятельства дела, то это вовсе не значит, что не нашли основания для привлечения к уголовной ответственности. Такое основание есть – наличие совершенном деяние состава преступления. От уголовной ответственности лицо освобождается не потому, что нет основания для привлечения, а потому, что цели исправления виновного, предупреждения совершения новых преступлений им самим и другими лицами могут быть достигнуты более мягкими способами, а раз такой путь есть, то им необходимо воспользоваться.

В ст.2 основ 1991 г. говорилось:

«Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности независимо от происхождения социального, должностного имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических убеждений, пола, образования, языка, отношения к религии, роду и характеристики занятий, места жительства и других обстоятельств». Это означает, что ни какие обстоятельства не могут поставить то или иное лицо в смысле основания его ответственности в привилегированное или, наоборот, в ухудшенное положение. «Все граждане равны перед законом и судом». 27


27 Конституция РК с 14


Заключение.

Армия и флот должны строиться и управляться на основе законов, которые составляют правовую основу всей служебной и боевой деятельности личного состава.

Управление сложными боевыми комплексами, поддержание их в боевой готовности требуют высокой организованности, собранности и безупречной исполнительности каждого воина, строжайшего соблюдения воинских уставов, наставлений, приказов и распоряжении командиров и начальников. Ведь даже единичные случаи недисциплинированности, легкомысленного отношения к установленным правовым предписаниям могут привести к непоправимым последствиям.

Знание военно-правовых документов командирами и другими офицерами, всеми военнослужащими поможет им организовать свою деятельность строго на правовых началах и исключить малейшие отступления от закона. Поскольку направленность воинских преступлений связывается с совершением их против прохождения военной службы в установленном порядке, то решение всех конкретных вопросов касающихся сроков военной службы (ее начало, приостановление продолжение, окончание), условий возложения на военнослужащего конкретных обязанностей по несению военной службы, и т.д., должно основываться на соответствующих законах, уставах, положениях (в частности, Законах об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, о внутренних войсках). В целях поддержания крепкой воинской дисциплины и порядка в части, на корабле государство предоставило командиру (начальнику) широкие полномочия. Являясь единоначальником, командир воинской части, корабля несет личную ответственность перед правительством за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенного ему воинского коллектива. Такую же ответственность несут начальники учреждений, военно-учебных заведений, предприятий, организаций Министерства Обороны. Управляя личным составом, командир (начальник) отдает устные и письменные приказы и распоряжения, направленные на поддержание постоянной боевой готовности подчиненных воинских частей, кораблей и подразделений. Все военно-правовые акты (приказы, директивы и др.) издаются только на основе и во исполнение Конституции и законов РФ (РК), Указов Президента, постановлений Правительства. Каждый приказ, каждое распоряжение или иной акт военного управления должен, кроме того, строго соответствовать положениям воинских уставов. Это является непременным условием соблюдения законности в армии и на флоте. Приказы командиров, начальников всех степеней не должны расходиться с требованиями приказов вышестоящих командиров (начальников). Любое нарушение закона, отступление от требований воинских уставов и других военно-правовых актов наносит ущерб воинской дисциплине и правопорядку в Вооруженных Силах. Таким образом, из вышеизложенной моей дипломной работы можно заключить, что воинское преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние военнослужащего против установленного порядка прохождения военной службы, запрещенной Уголовным кодексом под угрозой наказания. Первая особенность воинского преступления состоит в специфическом характере объекта посягательства. Порядок прохождения военной службы выступает родовым объектом всех воинских преступлений. Воинские преступления выделены в отдельную группу потому, что виновный, совершая их, посягает на порядок несения воинской службы или точнее в каждом случае на ту или иную его сторону, часть. Иными словами, содержание общественной опасности воинских преступлений характеризуется, прежде всего, ущербом, причиняемым в результате посягательств на военно-служебные отношения.

Общественно опасные деяние, совершенное военнослужащим, но не посягающее на порядок прохождения военной службы (кража, хулиганство, изнасилование и т.д.) не образуют воинского преступления.

Конкретное же воинское преступление непосредственно посягает не на весь порядок прохождения военной службы, а как уже выше отмечалось, на те или иные стороны этого порядка. По непосредственному объекту различаются воинские преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими, порядок несения специальных служб, порядок непрерывности прохождения военной службы, порядок сбережения военной техники и др. военного имущества, порядок обращения с оружием и порядок эксплуатации военной техники. Другой особенностью воинского преступления является наличие специального субъекта. Какими могут быть в России граждане РФ, в Республике Казахстан – граждане РК, имеющие статус военнослужащего. Это военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, либо по контракту, а также граждане пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Из изученных мной приказов ВС РК, анализов состояния воинской дисциплины можно сделать вывод, что, несмотря на принимаемые меры в соединениях и частях Вооруженных Сил Республики Казахстан не решена задача обеспечения высокой ответственности и роли офицерского состава в укреплении воинской дисциплины, предупреждении и правонарушений. Низка роль управленческого звена в обучении и воспитании подчиненных командиров частей и подразделений. Многие из них не владеют передовыми формами и методами работы с подчиненными, отдают предпочтение грубым разносам, беспрерывным наказаниям в ущерб воспитательной работе. Рукоприкладство, превышение власти стало нормой в работе с подчиненными некоторых командиров и начальников. По сравнению с аналогичным периодом 1997 г., за 9 месяцев 1998 г. количество учтенных преступлений среди офицеров увеличилось на 12 %. Это является причиной того, что многие офицеры служат и работают по старинке не взыскательно оценивают свой конкретный вклад в реализацию требований главы государства, Министерства Обороны РК по укреплению законности и правопорядка в войсках.

Во многих соединениях и частях без должной настойчивости ведется борьба с пассивностью и халатностью в служебных делах, стяжательством, грубостью и хамством к подчиненным, злоупотреблением служебным положением.

Анализ состояния воинской дисциплины, законности и правопорядка в ВС РК свидетельствует о том, что проблема коренного укрепления воинской дисциплины в ВС РК еще не решена, более того, в некоторых частях видна тенденция к ее ухудшению по отдельным направлениям, продолжают иметь место факты сокрытия правонарушений.

Несмотря на принимаемые меры в некоторых частях продолжают совершаться правонарушения, не изжиты факты травматизма, гибели личного состава. Особую озабоченность вызывает рост происшествий, связанных с самоубийством личного состава на почве неуставных взаимоотношений.

Не уменьшается количество преступлений и происшествий, связанных с нарушением уставных правил несения караульной и внутренней служб, взаимоотношений между военнослужащими, самовольного оставления частей, правил обращения с оружием, вождения и эксплуатации машин, халатным отношением к службе, злоупотребление служебным положением, хищением военного имущества.

Серьезную озабоченность вызывает рост тяжких и особо тяжких преступлений в некоторых войсковых частях, где их количество в сравнении с аналогичным периодом 1998 г. в ВС РК значительно возросло, причем преобладающее количество преступлений совершается лицами, призванными в ВС РК на добровольной основе по контракту, что свидетельствует о недостаточной работе кадровых органов ВС РК при оформлении указанных лиц на военную службу.

Ослаблена работа по профилактике неуставных взаимоотношений и суицидальных проявлений.

Анализ приведенных данных показывает, что командирами этих частей и подразделений воспитательная и социально-правовая работа с военнослужащими проводится с низким качеством. Офицеры практически не интересуются личной жизнью солдат, не вникают в их проблемы. Факты рукоприкладства в большинстве случаев не пресекаются, а порой умышленно командованием частей укрываются, что в свою очередь, вызывает у «казарменных хулиганов» чувство безнаказанности и вседозволенности, а у молодых солдат не желание дальнейшей службы.

Командиры частей и подразделений не изучают и не знают индивидуальных особенностей подчиненных, не создают необходимых условий для боевой подготовки, отдыха, досуга личного состава и т.д.

Как известно, в воинских уставах закреплены основные обязанности должностных лиц и армейской общественности по вскрытию и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Новые задачи в борьбе с преступлениями в армии диктуют развивать и дальше эти общие положения уставов, конкретизировать их, повышать организующую, пропагандистскую, мобилизующую силу норм права в условиях армии.

Необходимость воинских Уставов в армии не вызывает сомнения. Они являются важным средством поддержания на должном уровне воинского правопорядка. Но специфический характер воинской службы, выполнение армией ответственных задач заставляют вести более активную, целенаправленную борьбу с преступлениями. И мне кажется, что с сокращением и полной ликвидацией воинских преступлений теснейшим образом связано сокращение и ликвидация, всех иных правонарушений в армии, в том числе и общественных преступлений.

А это, по моему мнению, может быть достигнуто путем предупреждения воинских преступлений, как и иных правонарушений, которые во многом зависят от правильного и последовательного сочетания мер убеждения и принуждения применении мер общественного воздействия и мер государственного принуждения. Где убеждение имеет наибольший успех – остается меньше места для принуждения.

Нельзя также недооценивать роль и значение воспитательной работы. Воспитание сознательности у подрастающего поколения – вопрос большой политики, дело огромной государственной важности. Можно даже сказать так: от того, как будет воспитана молодежь, зависит судьба Родины. А содержание воспитательной работы, как известно, включает умственное воспитание, физическое воспитание и техническое обучение.

И проведение этих трех главных направлений в воспитательной работе, я думаю особенно важно сейчас.

Главное в предупредительной работе, как мне кажется то, чтобы человека вовремя остановить, не дать углубить его ошибку, взять на контроль, противопоставить ему и требование, и внимание, и доверие коллектива чтобы оступившийся человек почувствовал и суровое непримиримое предупреждение, и ласковую заботу и силу коллектива, и все другие меры еще до того, как совершит преступление.

И я думаю, что это очень важный момент. И именно командиры, их заместители по воспитательной работе, армейская общественность должны быть чуткими, внимательными ко всем военнослужащим, должны повсеместно серьезно пресекать бездушие, грубость, отсутствие элементарного такта во взаимоотношениях между военнослужащими, не допускать обезличивание человека, побои, грубое обращение с подчиненными. И наиболее остро нуждается в заботе, чуткости, во всякой помощи молодой воин. Именно к нему нужно бы относится более терпимо и чаще прибегать к убеждению, воспитанию.

«Анализ положения дел в ВС РК за истекший период 2000 г. свидетельствует о том, что командирами, штабами, воспитательными структурами, военной полиции, проводится определенная работа по выполнению требований Президента и Правительства РК, приказов и директив МО РК в вопросах укрепления правопорядка, воинской дисциплины и службы войск. Принимаемые меры позволили достигнуть некоторые снижения количества преступлений и происшествий, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, главная задача обеспечить коренное укрепление воинской дисциплины и улучшить службу войск в ВС РК, не выполнена.

Неудовлетворительно решаются вопросы по предотвращению гибели личного состава, по-прежнему острой проблемой в ВС остается самоубийство военнослужащих. На этой почве погибло 70% военнослужащих от общего количества не боевых потерь в 2000 г.

Основная причина тяжких преступлений скрывается в некомпетентности отдельных командиров войсковых частей и подразделений, их заместителей по воспитательной и социально-правовой работе, начальников штабов в организации воспитательной работы с подчиненными, в незнании ими истинного положения дел в воинских коллективах. Особое беспокойство вызывают нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Анализ положения дел на местах свидетельствует, что наиболее распространенной формой неуставных взаимоотношений между военнослужащими на сегодняшний день является рукоприкладство, грубость и насилие со стороны офицеров, прапорщиков и сержантов.

Не снижается количество военнослужащих, самовольно оставивших воинские части. В розыске находится более 2200 человек из них около 100 офицеров и прапорщиков, военнослужащих по контракту. Имеют место случаи, когда командиры частей о них докладывают несвоевременно, а порой становятся даже на путь их сокрытия. Крайне неудовлетворительно проводится работа по предупреждению самовольного оставления части места службы. Безнаказанность военнослужащих, самовольно оставивших место службы, создает нездоровую морально – психологическую обстановку в частях и подразделениях, приводит к совершению аналогичных правонарушений другими военнослужащими.

Продолжают иметь место факты хищений и утрат государственного имущества, злоупотребления служебным положением. Резко возросло количество случаев пьянства среди военнослужащих в служебное и во внеслужебное время, которые нередко заканчиваются хулиганством и драками с гражданскими лицами.

В целях предупреждения преступлений и происшествий, а также недопущения грубых нарушений воинской дисциплины были поставлены следующие задачи: качественно организовать индивидуальную воспитательную работу среди личного состава, в этих целях организовать регулярное посещение подразделений руководящим составом с целью выявления солдат и сержантов в состоянии подавленности, вызванного различного рода проблемами у родных и близких, подвергающихся насилию и оскорблениям со стороны сослуживцев.

Принять неотложные меры по искоренению правонарушений со стороны должностных лиц.

Департаменту воспитательной и социально-правовой работы МО РК до 01.09.2000 г. организовать выпуск пособия по методике работы по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, суицидальных проявлений, предупреждению наркомании и пьянства.

На офицерских собраниях рассмотреть меры по воспитанию у офицерского состава таких нравственных качеств, как честь, достоинство, верность воинскому долгу, ответственность за выполнение служебных обязанностей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: