Современное состояние рынка кредитования физических лиц в России

Возможность и желание человека жить в долг - один из важнейших критериев, характеризующих стабильность в обществе. Давно известно, что жизнь в долг более выгодна, чем на собственные средства. Подразумевается, что это возможно только при взаимной уверенности кредитора и кредитуемого друг в друге, которая, собственно, и определяет состояние стабильности в стране. Речь в первую очередь о частных лицах - то есть о населении, ибо оно всегда обладало меньшей законодательной защищенностью, в отличие от лиц юридических. Однако кредитным организациям значительно выгоднее работать с корпоративным сектором, нежели с населением, поскольку розничные кредиты дороже, а залоговые возможности частных клиентов - гораздо ниже. И только в период стабильности банки начинают разворачиваться в сторону населения. К этому их подталкивает снижение доходности банковской деятельности и конкуренция на денежном рынке, а также уверенность в том, что расходы на создание инфраструктуры розничного кредитования окупятся доходами с процентов.

Оценивая текущую экономическую ситуацию в России с этой точки зрения, можно согласиться, что эпоха стабильности в нашей стране если и не наступила окончательно, то по крайней мере уже стоит у порога.

Это подтверждает и статистика. Согласно данным Росстата, в январе-октябре 2004 года объем кредитов, предоставленных физическим лицам, вырос на 82% и составил 545,3 млрд. рублей. Суммарный объем кредитов (включая ссуды юридическим лицам) в стране за этот период вырос на 39,3% - вдвое меньше. При этом доля потребительских займов в общей сумме кредитов составляет около 20%.

Только за октябрь минувшего года объем кредитов физическим лицам увеличился на 5,5%. Чтобы адекватно оценить этот, на первый взгляд, скромный показатель, напомним, что примерно такими же темпами (около 4-5% в месяц) растет клиентская база сотовой связи. Однако о буме на рынке мобильной связи в России уже давно говорят как о чем-то само собой разумеющемся, а банковские потребительские кредиты почему-то продолжают относить к разряду экзотики. Вряд ли можно назвать экзотикой 20-процентный сектор рынка.

Надо сказать, что в отличие от рынка сотовой связи рынок потребительских кредитов пока далек от стадии насыщения. В этом отношении показательна динамика процентных ставок: процентные ставки по кредитам населению снижаются в последние два года заметно медленнее, чем по кредитам для юридических лиц. Более того, в последние месяцы ушедшего года ставки по потребительским кредитам начали повышаться. Отчасти, конечно, здесь сказалась предновогодняя ситуация, связанная с традиционными тратами на дорогостоящие покупки, а следовательно, и с повышенным спросом на заемные деньги. Но только отчасти. Спрос на розничные кредиты держится на стабильно высоком уровне, поэтому и процентные ставки по ним снижают неохотно. Так, в октябре 2004-го средневзвешенная ставка по рублевым потребительским кредитам составила 20,5%, по валютным — 11,6%, что соответственно на 1,1 и 1,2 процентных пункта выше, нежели в сентябре. В результате к концу года процентная ставка на рынке кредитов для физических лиц оставалась примерно на том же уровне, что и в его начале. Можно утверждать, что этот спрос поддерживается в основном за счет жителей Москвы и Санкт-Петербурга, но при этом снова стоит вспомнить историю развития сотовой связи, превратившейся всего за пять-семь лет из столичной диковинки в общероссийскую обыденность.

По мнению экспертов, позитивная динамика розничного кредитования определяется активным развитием именно потребительских кредитов. Наглядные примеры - кредиты на покупку автомобилей, ставшие очень популярными в последнее время. И хотя пока нет точных данных о том, какая часть проданных в прошедшем году автомобилей была приобретена в кредит, можно уверенно говорить о том, что эта доля была заметной. Во всяком случае, схему продажи новых машин в кредит используют сегодня многие автосалоны, а в целом рынок проданных автомобилей оценивается в несколько миллиардов долларов. Если только по этому сегменту оценивать потенциальные масштабы рынка (а тем более, если добавить сюда возможности ипотеки, переживающей пока эмбриональную стадию развития), то становятся очевидными хорошие перспективы розничного кредитования.

1. По заявлению Мишеля Перирена, возглавляющего Райффайзенбанк, в 2004 году объем потребительского рынка России составил около $200 млрд., увеличившись с $90 млрд. в 1999 году. Если эти цифры верны, можно говорить, что потребительский рынок растет медленнее, чем объем кредитов физическим лицам, которые только за два года (с 1 января 2003-го по 1 ноября 2004 года) выросли почти в четыре раза. Как прогнозируют эксперты, к 2008 году доля населения, использующего потребительские кредиты, вырастет втрое. А значит, те банки, которые заранее начали строить инфраструктуру потребительского кредитования, уже через 2-3 года могут оказаться в большом выигрыше (Бюллетень банковской статистики ЦБ РФ, 2004).

Конечно, такая ситуация на отечественном рынке потребительских кредитов связана и с текущей общемировой конъюнктурой. Деньги в стране есть, есть они и у банков, и их нужно куда-то вкладывать - пусть даже в население.

Как поведут себя частные клиенты и банки, когда конъюнктура в мире резко изменится, сейчас никто утверждать не возьмется. Что же касается настоящей стабильности, о ней можно будет говорить лишь тогда, когда цена нефти опустится примерно до $20 за баррель, а доля «частников» в числе банковских клиентов снижаться не станет. При ином развитии ситуации стабильность, ныне стоящая у порога, может его и не переступить.

 

ГЛАВА 2. Особенности кредитования физических лиц на примере ОАО «Росбанка»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: