Сходство тем, образов, поэтики в творчестве А. Блока и А. Ахматовой

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века выделяются два имени: Александр Блок и Анна Ахматова. Что же позволило им стать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века: А.Белым, Н.Гумилёвым, С.Есениным, В.Маяковским, Б.Пастернаком?

В первую очередь, это предельная искренность, отношение к творчеству как к "священному ремеслу", теснейшая связь с родной землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи.

В ранней поэзии Ахматовой прослеживается продолжение тех традиций, которые сделали символизм наиболее заметным поэтическим течением начала ХХ века.

Если внимательно перечитать их стихи, то можно убедиться, сколь многое сближает Блока и Ахматову в творчестве: это сходство тем, образов и поэтики. Например, поэт Борис Садовский в рецензии к книге Ахматовой "Четки" указывает на мотивы, роднящие поэзию Анны Андреевны с трагической лирикой Александра Блока: "Г-жа Ахматова, несомненно, талантливый поэт, именно поэт, а не поэтесса. В поэзии Ахматовой чувствуется что-то родственное Блоку, его нежной радости и острой тоске; можно сказать, что в поэзии Ахматовой острая башня блоковских высот как игла пронзает одинокое нежное сердце". [1, стр. 545]

Еще в 1903 году семнадцатилетний гимназист Коля Гумилев (по словам Ахматовой, поверивший в символизм как в Бога) подарил юной Анне томик Блока – "Стихи о Прекрасной Даме". Анна брала книгу с собой в гимназию, не желая расставаться на целых полдня с Прекрасной Дамой и её рыцарем, честно смотрела в глаза учителям, а внутри звучали блоковские строчки:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.                  [3, стр. 117]

Влияние поэзии А. Блока на творчество Ахматовой подчеркнуто поэтессой в дарственной надписи на сборнике "Четки", поднесенном ему:

От тебя приходила ко мне тревога

И уменье писать стихи.

Для иллюстрации влияния творчества А. Блока на творчество А. Ахматовой проанализируем два стихотворения поэтов: стихотворение Блока "Красота страшна" – Вам скажут…" и стихотворный ответ Ахматовой "Я пришла к поэту в гости…". [Приложение 3]

Оба автора используют для своих произведений одинаковый стихотворный размер – четырехстопный хорей. В стихотворениях нет рифмы, но ритм прекрасно чувствуется.

 

У Блока: У Ахматовой:
"Красота страшна" – Вам скажут, – Вы накинете лениво Шаль испанскую на плечи Красный рóзан [4] – в волосах. [3, стр. 279] Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз…   [2, стр. 144]

 

Блок указывает дату написания стихотворения – 16 декабря 1913 года, т.е. на следующий день после посещения его Ахматовой. Других указаний на время нет, место действия неизвестно и, вообще, четко пространство не обозначено.

Ахматова кроме даты написания произведения (январь 1914 года) указывает на время: полдень, воскресенье. В тексте есть указание на место действия – "В доме сером и высоком У морских ворот Невы", то есть все происходит в Петербурге и речь идет о квартире А. Блока.

Авторы используют сходные средства художественной выразительности. Сразу заметно деление строки на две части. У Блока: "Красота страшна" – Вам скажут", "Красный розан – в волосах". У Ахматовой: "Ровно полдень. Воскресенье". Блок использует яркую цветовую гамму – "красный розан", "пестрая шаль"; Ахматова играет цветовыми оттенками – в её стихотворении одновременно присутствуют малиновый, сизый, дымный, серый цвета.

Лирическая героиня блоковского стихотворения – красивая женщина, испанская шаль и красный рóзан рисуют перед нами образ Кармен. Она – мать ("Вы укроете ребенка…"), женщина, знающая жизнь ("…не так проста я, Чтоб не знать, как жизнь страшна").

Лирическая героиня ахматовского стихотворения – женщина, возможно, сама поэтесса, которая боготворит хозяина дома, сравнивая его с солнцем ("И малиновое солнце… Как хозяин молчаливый"). Она одновременно восхищается и боится его:

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен;

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.         [2, стр. 144]

В результате сравнения можно сказать: Ахматова копирует у Блока манеру письма. Судя по её стихотворению, Блок для неё "солнце", то есть Учитель, образец для подражания, идеал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: