Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа

Южный федеральный округ объединяет в своем составе шесть субъектов Российской Федерации: Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую область, Волгоградскую область и Ростовскую область. Округ расположен на крайнем юге европейской зоны России, занимая южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Прикаспийской низменности и западную часть Большого Кавказского хребта. Территория Южного федерального округа составляет 420,9 тыс.кв.км.

Главными особенностями Южного федерального округа являются:

- выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связующем страны АТР (Китая, Кореи, Японии) со странами средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;

- наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал.

Высокая социально-экономическая привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное улучшение в нем динамики демографических и миграционных процессов. Как следствие, по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3 место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального), по динамике численности населения – 2 место (после Северо-Кавказского), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер хозяйства – 1 место;

- достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях АПК, сельхозмашиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране. При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает третье место в России (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов);

- формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс. Он уже стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края, а в перспективе – после окончания работ на олимпийских объектах – его основные производственные звенья - трудоресурсное, строительное, технико-технологическое - могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа.

Вместе с тем выделяется существенная региональная неоднородность Южного федерального округа, объективно разделяющегося на две части: Азово-Черноморскую и Волго-Каспийскую.

Азово-Черноморский регион Южного федерального округа включает Краснодарский край с Республикой Адыгея и Ростовскую область. Здесь проживает примерно 9,85 млн. человек с плотностью населения 53,5 человек на кв. км. Именно этот регион отличается наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и социально-экономической привлекательностью для проживания.

Волго-Каспийский регион Южного федерального округа включает Волгоградскую и Астраханскую области, а также Республику Калмыкию с общим числом жителей около 3,9 млн. человек и плотностью населения – 16,4 человек на кв. км (в три с лишним раза ниже, чем в Азово-Черноморском регионе), что свидетельствует о значительном различии природно-климатических условий, социально-демографического и экономического потенциала этих двух регионов Южного федерального округа.

В то же время, последовательное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров (МТК) способно обеспечить интеграцию отдельных частей Южного федерального округа на основе взаимосвязанного, комплексного развития его территории с существенным социально-экономическим эффектом.

Численность населения Южного федерального округа (13713,5 тыс. человек на 01.01.2010 года) составляет немногим менее 10 процентов от населения Российской Федерации и, несмотря на некоторое её снижение, имевшее место в последнее десятилетие, по основным демографическим характеристикам округ имеет положительную динамику, хотя темпы этих изменений несколько ниже среднероссийских. Так, отмечается рост уровня рождаемости (по уровню рождаемости Южный федеральный округ занимает пока только 6 место среди всех федеральных округов) и сокращение уровня смертности, которые обеспечили увеличение показателя естественного прироста (убыли) населения округа в последние годы, однако его абсолютное значение все еще остается отрицательным (-2,2 человека на 1000 человек населения в 2009 году). Практически все входящие в состав округа регионы находятся в первой двадцатке субъектов Российской Федерации по ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В то же время, следствием перечисленных положительных тенденций естественного движения населения становится высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население в Южном федеральном округе.

Округ отличается высокой миграционной динамикой населения, причем по характеру миграции наблюдаются серьезные региональные различия. В частности, Республика Калмыкия отличается значительным оттоком населения, увеличившимся с 2004 года практически вдвое, что компенсируется в масштабах округа высоким уровнем миграционного притока населения в Краснодарский край, Республику Адыгея и Астраханскую область.

В настоящее время на территории округа проживают представители более 100 этносов. Наиболее крупные из них: русские – около 85 процентов от общей численности населения округа, армяне – более 3 процентов, украинцы – 2,5 процента, казахи – 1,4 процента, калмыки – 1,2 процента, татары – 1,1 процента, адыгейцы – 1 процент.

Южный федеральный округ, находясь в большей своей части в наиболее благоприятных среди всех регионов страны природно-климатических условиях, играет выдающуюся роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации. Здесь сосредоточена почти шестая часть всех посевных площадей страны, на которых выращивается около четверти общероссийского валового сбора зерновых культур, половина всего сбора семян подсолнечника, почти пятая часть урожая овощей.

Топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы Южного федерального округа включают месторождения природного газа (5,8 процентов общероссийских запасов), угля (3,4 процента), нефти, включая газовый конденсат (0,24 процента), газовой серы (около 90 процентов от запасов Российской Федерации), соли поваренной (15 процентов), ртути (7 процентов), стекольного сырья (7 процентов), значительные запасы сырья для производства местных строительных материалов. Омывающие территорию округа воды Каспийского, Азовского и Черного морей богаты биоресурсами.

Важнейшими секторами экономики округа, имеющими общероссийское и межрегиональное значение, выступают агропромышленный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, транспортный комплекс и торговля.

Современная роль Южного федерального округа в экономике Российской Федерации, характеризующаяся его удельным весом в важнейших общероссийских экономических показателях, отражает пока недостаточный уровень использования его современного социально-экономического потенциала (Приложение 1). Так, по данным за 2009 год, при доле округа в Российской Федерации по численности населения и занятых в экономике на уровне, соответственно, 9,7 процента и 9,3 процента, и доле в суммарной стоимости основных фондов на уровне 6,1 процента (по оценке за 2008 год), здесь производится только 6,0 процентов совокупного по всем регионам валового регионального продукта (ВРП) и 5,1 процента всей промышленной продукции. Вместе с тем высокоразвитый агропромышленный комплекс Южного федерального округа обеспечивает примерно седьмую часть (13,7 процента) от общего по Российской Федерации объема производства сельскохозяйственной продукции.

В свою очередь, для округа в настоящий период характерен повышенный уровень инвестиционной активности, обусловливаемый, в существенной степени, подготовкой к проведению в 2014 году в г. Сочи ХХII зимних Олимпийских игр, а также реализацией значимых инвестиционных проектов в инфраструктурном секторе экономики и значительной интенсификацией в последние годы жилищного строительства. Доля Южного федерального округа в общероссийском объеме инвестиций в основной капитал составила 8,6 процента и продолжала нарастать в 2010 году. При этом в структуре источников инвестиций в экономику округа 31,8 процента составляют собственные средства предприятий и 68,2 процента - привлеченные средства, в составе которых 23,2 процента - бюджетные (из них 16,2 процента и 4,7 процента - соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и 8,7 процента - кредиты банков. В то же время доля Южного федерального округа в общероссийском объеме прямых иностранных инвестиций в 2009 году составила менее 2,5 процентов.

В настоящий период экономика Южного федерального округа сохраняет сильные конкурентные позиции на общероссийском рынке по достаточно широкой номенклатуре промышленных товаров. Агропромышленный комплекс Южного федерального округа обеспечивает 12,5 процентов от общего по стране объема производства мяса и мясопродуктов, почти 11 процентов - яиц и цельномолочной продукции, около 12 процентов - животного масла, 46 процентов - растительного масла, 33 процента - сахара-песка. Существенное развитие в округе получила легкая промышленность, в значительной степени ориентированная на поставки в другие регионы страны. На территории Южного федерального округа производится десятая часть всех трикотажных изделий Российской Федерации и 28 процентов обуви.

По отдельным товарным группам устойчивые конкурентные позиции сохраняют металлургический и машиностроительный комплексы Южного федерального округа. Предприятия округа производят 21 процент общероссийского объема стальных труб, 13 процентов - металлорежущих станков, почти 19 процентов - тракторов, 9 процентов - экскаваторов, около 7 процентов - легковых автомобилей. В свою очередь, быстрорастущий инвестиционный спрос и стабильно развивающийся строительный комплекс Южного федерального округа требуют дальнейшего наращивания производства строительных материалов. В настоящий период здесь производится около 18 процентов общероссийского объема цемента, 15 процентов - строительного кирпича, почти 10 процентов всего объема сборных железобетонных конструкций и изделий.

На внешних товарных рынках наиболее сильные позиции предприятий округа отмечаются по продукции агропромышленного комплекса. Удельный вес Южного федерального округа в совокупном по России объеме экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает 28 процентов, в экспорте продукции машиностроительного комплекса составляет почти 7 процентов, металлургического комплекса – более 4 процентов.

Положение Южного федерального округа на пересечении двух основных евроазиатских транспортных направлений Восток-Запад и Север-Юг обусловливает перспективы развития его транспортной инфраструктуры.

Транспортно-логистическая инфраструктура округа, относительно развитая в настоящий период, с учетом роста транспортных потребностей производства и населения, а также роста объемов внешней торговли без инновационной модернизации и значительных инвестиций не сможет обеспечить в перспективе необходимый уровень транспортной доступности и качество услуг, сдерживая реализацию транзитного потенциала территории и развитие транспортно-логистических технологий, снижая пространственную мобильность и возможности роста уровня и качества жизни населения.

Для снятия инфраструктурных ограничений должно быть обеспечено комплексное развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие существующих и формирование новых международных транспортных коридоров, создание современной логистической инфраструктуры.

Развитие транспортной инфраструктуры Южного федерального округа будет обеспечиваться выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей, что позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить его подключение к глобальной транспортной системе.

В настоящее время Южный федеральный округ является энергодефицитным регионом. Его энергетические системы относятся к старым энергосистемам России, в связи с чем основное оборудование характеризуется высокой степенью износа.

Стратегической целью развития энергетического комплекса на период до 2020 года будет являться преодоление дефицитности округа по электроэнергии путем дальнейшего развития, обеспечения надежности и устойчивости регионального энергетического комплекса. Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей в Южном федеральном округе предполагается обеспечить за счет расширения, модернизации и нового строительства 32 объектов. Стратегическими целями развития сетевого сектора являются: модернизация электросетевого комплекса на основе новых технологий; повышение эффективности и инвестиционной привлекательности энергокомпаний; осуществление полного комплекса производственно-технологических операций по передаче электроэнергии по распределительным сетям в необходимом объеме с высокой надежностью и качеством.

Темпы роста производства в Южном федеральном округе в последнее десятилетие превышали среднероссийские, рост ВРП составил в округе в 2009 году 165,7 процента по отношению к 2000 году, рост промышленного производства – 153,4 процента (средние по стране показатели составляли соответственно 159,2 процента и 135 процентов).

Тенденции развития экономики Южного федерального округа и факторы, их определяющие в 2000-2009 годах, в целом совпадали с общероссийскими. К числу таких тенденций относятся:

 - рост внутрирегионального спроса на товары отечественного производства и импорт;

 - усиление влияния конечного потребления домашних хозяйств на рост;

 - снижение влияния экспортного спроса на общерегиональную динамику;

 - рост импорта и его доли в удовлетворении регионального спроса;

Динамика макроэкономических показателей в округе складывалась под действием ряда структурных факторов и особенностей экономического развития регионов, имеющих долгосрочный характер.

Структура производимой в округе валовой добавленной стоимости отличается от среднероссийской высокой долей сельского хозяйства (раздел А «Сельское и лесное хозяйство, охота» ОКВЭД), удельный вес которого в Южном федеральном округе почти втрое превосходит средний по стране, высокими долями транспорта и связи, определяющихся двумя регионами – Краснодарским краем и Астраханской областью, располагающих мощнейшими на юге страны транспортными комплексами международного и межрегионального значения, а также высокой долей сектора социальных услуг (в первую очередь государственного управления, а также здравоохранения, образования), предоставляющего в большинстве своем услуги нерыночного характера. Доля социальных услуг выше средней по стране во всех южных регионах, кроме Волгоградской области, особенно велика она в Республиках Адыгея и Калмыкия, где в силу низкого экономического потенциала сектор бюджетных услуг является существенным фактором занятости и формирования доходов.

Несмотря на высокую долю социальных услуг, удельный вес сервисного сектора в целом в Южном федеральном округе ниже, чем в других федеральных округах, доля наиболее высокодоходных услуг коммерческого характера в валовой добавленной стоимости (ВДС) во всех регионах Южного федерального округа ниже среднероссийской, исключая Краснодарский край. Для трудоизбыточного региона с относительно дешевой рабочей силой, которая может быть эффективно занята в сервисных отраслях, это отражает, с одной стороны, недостаточный уровень развития сферы рыночных услуг в округе (особенно по транспорту и связи, а также комплексу бытовых услуг), с другой стороны, вероятно, недоучет доходов в сервисном секторе округа за счет теневого бизнеса и нерегистрируемой экономической деятельности.

Региональные особенности структуры производства являются важным фактором формирования его эффективности. Выработка ВДС на одного занятого в экономике Южного федерального округа составляет 65 процентов от средней по стране, с учетом межрегиональной дифференциации цен – 70 процентов. Вклад структурного фактора в это отклонение составляет 25 процентов, а 75 процентов определяется различиями в абсолютных показателях производительности труда по видам деятельности, которые ниже средних по стране по всем агрегированным видам экономической деятельности (ВЭД), исключая сельское хозяйство (при учете ценового фактора средняя по Российской Федерации выработка ВДС на одного занятого достигается в строительстве и по ВЭД «гостиницы и рестораны»). Средняя заработная плата в Южном федеральном округе в 2008 году составляла 73 процента от средней по Российской Федерации, отклонение на 80 процентов определяется разницей заработной платы по отдельным видам деятельности, примерно на 20 процентов - особенностями структуры производства.

Южный федеральный округ и все входящие в его состав субъекты Российской Федерации относятся к числу ввозящих регионов, чистый ввоз добавленной стоимости в округ составляет порядка 20 процентов от ее производства. В динамике масштабы перераспределения ВДС в пользу Южного федерального округа обнаруживают тенденцию к росту. Объемы используемой в округе валовой добавленной стоимости превышают объемы ее производства и достаточны только для покрытия текущего потребления домашних хозяйств и органов государственного управления. Ресурсы, необходимые для формирования накопления, завозятся в округ извне. Это означает, что сильное влияние на региональную динамику оказывает инвестиционная привлекательность регионов Южного федерального округа для частных инвесторов, а также возможность привлечения в регион бюджетных инвестиций.

Доминирующим фактором, определявшим динамику развития округа в 2000 - 2008 годах, являлись текущий спрос домашних хозяйств и органов государственного управления, хотя доля инвестиционного спроса в динамике увеличивается, тем не менее, конечное потребление домашних хозяйств, определяемое ростом доходов населения, вероятно, и в будущем останется основным фактором, определяющим региональную динамику.

Номинальные среднедушевые показатели доходов населения и конечного потребления домашних хозяйств в Южном федеральном округе ниже средних по стране. При учете межрегиональных различий в ценах разница сокращается. В динамике отмечается тенденция к росту доли конечного потребления домашних хозяйств в российских показателях при стабильной доле округа в социальных трансфертах.

В структуре денежных расходов населения покупка товаров и услуг составляет 84,5 процента при среднем по стране показателе 74,1 процента, это - самый высокий среди федеральных округов показатель. Южный федеральный округ имеет низкие показатели прироста финансовых активов населения и расходов на приобретение недвижимости, при том, что ввод жилья на 1000 человек населения в южных регионах (кроме Республик Адыгеи и Калмыкии) выше средних по стране. Важным фактором, определяющим эту черту экономики Южного федерального округа, является приток денежных средств, направляемых на текущее потребление домохозяйств и на накопление, из других регионов. В результате спрос на недвижимость в южных регионах, также как и потребительский спрос, сильно зависят от притока денежных ресурсов из-за пределов региона.

Доля валового накопления в используемой в округе ВДС определяет масштабы инвестиционного спроса в регионах. За счет инвестиционного спроса в Южном федеральном округе формируется порядка 20 - 25 процентов внутрирегионального спроса. Характерной особенностью структуры накопления в округе является высокая доля инвестиций в жилища, в результате чего доля инвестиций в пассивную часть основных фондов в Южном федеральном округе оказывается значительно выше средней по стране. Это означает повышенный спрос на продукцию строительства и, соответственно, строительные материалы, с другой стороны, высокая доля инвестиций в жилища не ведет напрямую к росту производительности труда в регионе, инвестиции в здания и сооружения могут влиять на рост производительности косвенно, через улучшение инфраструктуры. Низкая доля инвестиций в активную часть основных фондов консервирует отставание региона по уровню производительности труда.

Современное социально-экономическое развитие Южного федерального округа характеризуется преобладанием позитивных процессов постепенного преодоления имевшей место в 2008 - 2009 годах глубокой рецессии в отечественной экономике, произошедшей в результате глобального финансово-экономического кризиса.

В 2009 году общий уровень экономической активности на территории Южного федерального округа (в совокупности отражающий ее уровень по важнейшим отраслям экономики: промышленности, сельскому хозяйству, строительству и торговле) по сравнению с уровнем 2008 году сократился на 10,7 процента на фоне снижения экономической активности по России в целом на 7,7 процента. Наряду с этим, в течение 2009 года существенно обострилась ситуация на рынке труда в большинстве регионов Южного федерального округа. В целом по округу общий уровень безработицы (рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ)) возрос с 6,5 процентов в 2008 году до 8,6 процента в 2009 году, при том, что по Российской Федерации он увеличился с 6,3 процента до 8,4 процента.

В то же время, произошедший в первой половине 2010 года перелом в развитии экономики страны позволил существенно улучшить тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа и всех входящих в его состав регионов. Так, индекс динамики экономической активности в I полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года по Южному федеральному округу в целом составил 107,7 процента против 104,9 процента - по Российской Федерации, причем абсолютно по всем регионам Южного федерального округа данный индекс за указанный период также превысил среднероссийское значение.

В сфере промышленного производства за первые шесть месяцев 2010 года прирост продукции по округу составил 8,6 процента, что несколько ниже, чем в среднем по России (10,2 процента). Существенно выше среднероссийского значения за отмеченный период оказался в Южном федеральном округе прирост продукции сельского хозяйства, составивший 6,0 процентов против 2,9 процента по Российской Федерации.

Активизация инвестиционной деятельности на территории округа, в значительной степени локализованная в пределах Краснодарского края (на протяжении последних пяти лет Краснодарский край является лидером по привлечению инвестиций среди регионов Южного федерального округа), обусловила рост объема строительных работ в Южном федеральном округе на 11,6 процента на фоне его снижения по России в целом на 3,1 процента.

Относительно высокими темпами в текущем году развивается в Южном федеральном округе региональный потребительский рынок. Оборот розничной торговли по округу увеличился в первом полугодии 2010 года на 7,7 процента (при 3,4 процента прироста по Российской Федерации в целом). Наметившаяся положительная тенденция на региональном потребительском рынке Южного федерального округа подкреплена адекватным ростом реальных денежных доходов населения, который составил по округу 7,4 процента, что существенно выше среднероссийского показателя (4,5 процента).

Вместе с тем, сохраняющаяся неустойчивость текущего социально-экономического положения регионов Южного федерального округа отражается в виде отсутствия позитивного тренда в финансовом положении значительной части организаций. Доля прибыльных организаций в экономике по итогам января-июня 2010 года уменьшилась в округе по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года с 67,7 до 66,0 процентов (в Российской Федерации - рост с 64,5 до 65,6 процентов).

Доходы консолидированных бюджетов регионов Южного федерального округа в 2009 году составили 384,4 млрд. рублей. Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов составила по Краснодарскому краю – 27 процентов, Волгоградской области – 30 процентов, Ростовской области – 36 процентов, Астраханской области – 37 процентов, Республике Адыгея - 63 процента и Республике Калмыкия - 66 процентов.

В целом по Южному федеральному округу доля безвозмездных поступлений в структуре доходов составила 33 процента (по остальным округам Российской Федерации наибольшую долю безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов имеет Северо-Кавказский федеральный округ – 69 процентов, наименьшую – Уральский федеральный округ – 16 процентов и Центральный федеральный округ - 17 процентов).

Расходы консолидированных бюджетов регионов Южного федерального округа в 2009 году составили 403,1 млрд. рублей. При этом доля расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов составляет 57 процентов и является наибольшей среди всех федеральных округов, в среднем по Российской Федерации – 52 процента. Доля расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений и начислений на оплату труда в общем объеме расходов консолидированных бюджетов регионов Южного федерального округа в 2009 году составила 33 процента, в то время как в среднем по Российской Федерации – 30 процентов. В 2009 году консолидированные бюджеты регионов Южного федерального округа были исполнены с дефицитом в общей сумме 18,8 млрд. рублей.

Среднесрочные перспективы устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа, стабильного роста уровня жизни его населения в существенной мере определяются современным уровнем конкурентоспособности региональной экономики, отражающим достигнутую степень фактической реализации в текущих рыночных условиях всего комплекса конкурентных преимуществ округа и имеющихся ограничений его хозяйственного развития.

Интегральный индекс конкурентоспособности экономики Южного федерального округа, рассчитанный по совокупности восьми важнейших характеристик регионального развития за 2009 год и их приростных величин по сравнению с уровнем 2008 года, составил 0,365, что лишь немного ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (0,375). По его величине среди федеральных округов России Южный федеральный округ занимает шестое место, превосходя Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа.

Среди субъектов Российской Федерации Южного федерального округа по общему уровню текущей конкурентоспособности заметно выделяется Краснодарский край (интегральный индекс – 0,410). Также выше среднероссийского значение указанного интегрального индекса в Волгоградской области (0,379). Более низкий уровень конкурентоспособности экономики (ниже как среднего по округу, так и среднего по России) в 2009 году наблюдался в Ростовской (0,333) и Астраханской (0,327) областях, Республиках Адыгея (0,342) и Калмыкия (0,336).

Существенное позитивное влияние на формирование итогового показателя конкурентоспособности регионов в условиях рецессии оказала менее резкая, чем в большинстве других субъектов Российской Федерации, понижательная тенденция в изменении ключевых ее параметров. При этом по основным компонентам текущей конкурентоспособности Южный федеральный округ пока заметно уступает Российской Федерации и большинству других федеральных округов. Так, уровень производительности труда в 2009 году составил по округу только 65 процентов от среднероссийского показателя, величина денежных доходов населения (с учетом уровня покупательной способности) – 79 процентов, среднедушевой объем частных инвестиций в основной капитал – 87 процентов, суммарный среднедушевой объем собственных бюджетных доходов регионов Южного федерального округа (с учетом уровня покупательной способности) – 65 процентов, величина экспорта на душу населения – лишь 29 процентов от соответствующего показателя по Российской Федерации.

В то же время, относительно низкая доходность большинства предприятий округа обусловила существенное отставание Южного федерального округа по величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике (21,7 тыс. рублей против 62,1 тыс. рублей по России).

Для экономики округа в настоящий период характерен в целом низкий уровень инновационной активности, сводный индекс которой достигает не более 60 процентов от среднего показателя по Российской Федерации.

В свою очередь, только по уровню развития малого предпринимательства в товаропроизводящем секторе экономика Южного федерального округа соответствует среднероссийским условиям. Среднедушевой оборот малых предприятий по совокупности отраслей материального производства составляет 103,2 процента к аналогичному показателю по Российской Федерации.

Дальнейший рост конкурентоспособности экономики Южного федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации, обеспечение их сильных конкурентных позиций в глобальной экономике на долгосрочную перспективу потребуют значительного наращивания экономического потенциала, формирования высокоэффективных транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктур, осуществления последовательной диверсификации и инновационной модернизации хозяйственного комплекса округа, значительного повышения качества человеческого капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: