Возможности устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа в долгосрочной перспективе определяются характером и полнотой использования всего комплекса его конкурентных преимуществ, благоприятных внутренних (региональных) и внешних (макроэкономических и внешнеэкономических) факторов экономического роста, а также возможностями преодоления имеющихся ограничений и решения ключевых проблем регионального развития.
Особое место в системе факторов регионального развития занимают территориально локализованные конкурентные преимущества Южного федерального округа, имеющие устойчивый характер и не зависящие от внешних условий.
К числу ключевых конкурентных преимуществ Южного федерального округа относятся:
- наиболее благоприятные в Российской Федерации природно-климатические условия для жизнедеятельности людей;
- сравнительно высокая миграционная привлекательность территории округа (прежде всего, Краснодарского края) для экономически активного населения других регионов страны, в т.ч. высококвалифицированных кадров;
- исключительно выгодное геополитическое и геоэкономическое положение территории округа, определяемое его приграничным характером по отношению к стратегически важным для России государствам Кавказского макрорегиона, Украине и Казахстану, а также непосредственным выходом к морским транспортным коммуникациям, соединяющим Российскую Федерацию со странами Средиземноморского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;
- сравнительно развитая и продолжающая интенсивно развиваться в настоящий период транспортная инфраструктура, в т.ч. включающая широко разветвленную сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, портовую инфраструктуру (морской и речной транспорт), железнодорожные пути, аэропорты, трубопроводную сеть;
- наличие на территории округа ряда развитых и развивающихся кластеров с высоким потенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики;
- значительные размеры внутреннего (регионального) рынка, определяемые сравнительно высокой численностью и концентрацией населения;
- относительно низкая стоимость рабочей силы;
- высокий уровень обеспеченности округа местными строительными материалами.
На уровень текущей конкурентоспособности экономики Южного федерального округа и входящих в его состав регионов ощутимое воздействие оказывает также весь комплекс внешних факторов, в т.ч. характер структурной и региональной политики Правительства Российской Федерации, текущие темпы инфляции, валютный курс рубля, ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, размер и стабильность тарифов на услуги естественных монополий, общий уровень либерализации экономики, состояние конъюнктуры на глобальных рынках товаров и услуг, наличие нетарифных ограничений во внешней торговле и т.д.
Вместе с тем на развитие Южного федерального округа и его регионов заметное влияние (прежде всего в краткосрочной и среднесрочной перспективе) будут оказывать также факторы, препятствующие их устойчивому экономическому росту. В составе данных факторов, отражающих основные проблемы развития Южного федерального округа, следует выделить:
- слабо диверсифицированную отраслевую структуру окружной экономики;
- сравнительно низкий уровень производительности труда в большинстве ключевых отраслей и секторов экономики;
- крайне низкую степень инновационной активности и незначительное присутствие в округе высокотехнологичных видов деятельности;
- отсутствие на территории округа лидирующих инновационно-образовательных кластеров;
- сохраняющееся несоответствие профессионально-квалификационного состава рабочей силы долгосрочным приоритетам развития округа;
- значительные межрегиональные и межмуниципальные различия по степени экономической активности и уровню жизни населения;
- относительно низкий уровень энергообеспеченности территории округа;
- недостаточно развитую инженерную инфраструктуру округа;
- территориальную близость к районам с нестабильной социально-экономической ситуацией, повышенными угрозами террористической деятельности и межэтнических конфликтов.
Отмеченные проблемы социально-экономического развития округа должны быть в основном решены в среднесрочной перспективе преимущественно на базе использования различных механизмов государственно-частного партнерства, что позволит создать необходимую основу для реализации приоритетов инновационной модернизации экономики Южного федерального округа на долгосрочную перспективу.
Весь комплекс конкурентных преимуществ и значимых ограничений регионального развития, в условиях текущей макроэкономической конъюнктуры, обусловливает в каждом конкретном периоде уровень инвестиционной привлекательности территории округа, которая, наряду с масштабами и приоритетами государственной (федеральной) поддержки окружной экономики, выступает исходной предпосылкой реализации стратегических ориентиров экономического и социального развития Южного федерального округа. В связи с этим, учитывая повышенные в современный период макроэкономические (под влиянием глобального финансово-экономического кризиса) и политические риски, государство будет играть ведущую роль в реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов на территории округа и перехода его на инновационную траекторию экономического роста.