Развитие энергетической инфраструктуры

Электроэнергетика – базовая отрасль экономики Южного федерального округа, опережающее развитие которой является необходимым фактором успешного социально-экономического развития округа.

В настоящее время шесть региональных энергосистем Южного федерального округа объединяют объекты генерации и сетевого комплекса и входят в Объединенную энергосистему Юга (ОЭС Юга), которая также охватывает энергосистемы Северо-Кавказского федерального округа и имеет связи с ОЭС Центра, ОЭС Средней Волги, Украиной и Казахстаном.

Установленная мощность 32 электростанций, расположенных на территории Южного федерального округа, по состоянию на начало 2010 года составляла 9927 МВт. Наиболее крупными из них являются: Волжская ГЭС (2572 МВт), Новочеркасская ГРЭС (2112 МВт), Ростовская АЭС (1000 МВт, со вводом в эксплуатацию энергоблока №2 10 декабря 2010 года установленная мощность станции возросла до 2000 МВт), Краснодарская ТЭЦ (648 МВт). В структуре установленной мощности преобладают тепловые электростанции (60 процентов), мощности гидроэнергетики составляют 29,6 процента, атомной энергетики – 10,4 процента. В 2009 году на электростанциях Южного федерального округа было выработано 45,4 млрд. кВтч электроэнергии, из них: тепловыми электростанциями 53,3 процента, на гидростанциях – 28,3 процента, атомными – 18,4 процента. В структуре топлива крупных электростанций округа высокую долю составляет газообразное топливо: в 2009 году природного газа – 75,7 процентов, доля угля (в основном привозного донецкого – 22,3 процента.

Высшим напряжением основной электрической сети ЮФО является напряжение 500 кВ. Энергосистема ЮФО является зоной совместного действия шкал напряжения 330-500 кВ и 220-500 кВ. Сеть 330-500 кВ развита в юго-восточной части территории округа. В северной и западной частях округа, включающих Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую, Калмыцкую и Кубанскую энергосистемы, сети развиваются на напряжении 500 кВ и 220 кВ. Протяженность высоковольтных линий на территории Южного федерального округа составляет 41907,1 км.

Основное оборудование электростанций и сетевое оборудование Южного федерального округа характеризуется высокой степенью износа. В период до 2020 года в Южном федеральном округе будут выведено из эксплуатации и заменено на более эффективное оборудование порядка 700 МВт установленной мощности.

В Южном федеральном округе развиты производства нефтегазовой, тяжелой и легкой промышленности, функционируют мощные аграрно-промышленный и рекреационный комплексы. Округ характеризуется высоким процентом городского населения, что в совокупности определяет значительные масштабы потребления электроэнергии в Южном федеральном округе, составившее в 2009 году порядка 57,7 млрд. кВт часов. При этом за счет собственного производства было покрыто только 79 процентов потребления электроэнергии в округе, дефицит электроэнергии составил порядка 12,1 млрд. кВт часов. Энергоемкость ВРП по Южному федеральному округу имеет тенденцию к сокращению и в 2009 году составила 0,03 кВт часов на рубль.

Современная структура установленной мощности электростанций ОЭС Южного федерального округа и конфигурация ее сети обусловливают следующие особенности и проблемы ее функционирования:

- ОЭС Юга является дефицитной энергосистемой по установленной мощности собственных электростанций и использованию в топливном балансе собственных первичных энергоресурсов;

- основное оборудование характеризуется высокой степенью износа и требует замены;

- значительная часть получаемой электроэнергии поступает на территорию Южного федерального округа через Украину (40%), что предполагает параллельную работу энергосистем и решение вопросов энергообмена на межгосударственном уровне;

- имеет место значительное количество проблемных по надежности энергоснабжения узлов электропотребления (в Ростовской области, в Сочинском и Новороссийском энергорайонах и др.);

- высокая (по сравнению с другими ОЭС) доля ГЭС в установленной мощности электростанций, а также неравномерность стока рек Северного Кавказа обусловливают значительную неравномерность режима производства электроэнергии в летнем и зимнем периодах;

- высокая (по сравнению с другими регионами) доля коммунально-бытовой нагрузки в структуре электропотребления приводит к резким скачкам электропотребления при температурных изменениях, к неравномерности суточных графиков нагрузок, что требует дополнительной мощности электростанций, а также повышенных по сравнению с другими ОЭС нормативов резерва мощности;

- отмечается высокая стоимость подключения к сетям.

В перспективе на территории Южного федерального округа на базе данных «Схемы и программы развития единой энергетической системы на период 2010-2016 годов» ожидается рост электропотребления – до 81,9-85,6 млрд. кВт часов в 2020 году (рост в 1,4-1,5 раза по сравнению с 2009 годом).

В целях обеспечения потребностей в электроэнергии экономики и социальной сферы округа, а также для реализации его транзитно-экспортного потенциала в сфере поставок электроэнергии в соседние регионы и страны к числу стратегических задач развития энергетической системы Южного федерального округа в период 2010-2020 годов должны быть отнесены:

 - преодоление дефицитности в сфере энергоснабжения потребителей округа и создание условий для поставки электроэнергии для межрегионального обмена и на экспорт;

- обеспечение надежности и энергетической безопасности работы системы электроснабжения Южного федерального округа в нормальных и чрезвычайных ситуациях; а также удовлетворение потребностей экономики и населения округа в электрической энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в электроэнергетику.

Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей Южного федерального округа в перспективе предполагает:

- развитие генерирующих мощностей, обеспечивающих надежное (при соблюдении установленных технологических параметров и стандартных показателей качества электрической энергии) функционирование электроэнергетики. Для преодоления дефицитности по электроэнергии на территории Южного федерального округа в период до 2020 года может быть реализовано порядка 33 энергетических инвестиционных проектов нового строительства, расширения и модернизации, в том числе ряд объектов, реализация которых предполагает поддержку со стороны федерального уровня (строительство энергоблоков № 3 и № 4 Ростовской АЭС, строительство электростанций в Краснодарском крае, ориентированных на проведение Олимпийских игр 2014 году, развитие ветровой энергетики в Калмыкии и др.);

- обеспечение максимально возможного роста доли атомных и гидравлических электростанций с целью сокращения доли мощности тепловых электростанций, использующих органическое топливо, в связи с чем предусматривается строительство энергоблоков № 3 и № 4 Ростовской АЭС, увеличение мощности Волжской ГЭС и ряда малых ГЭС в Краснодарском крае и Республике Адыгея;

- сокращение использования газа на тепловых электростанциях в пользу развития ТЭС на угле, в том числе местном, при обязательном оборудовании энергетических установок на твердом топливе современными пылегазоулавливающими устройствами, в связи с чем прогнозируется строительство Новоростовской ГРЭС и расширение Новочеркасской ГРЭС;

- техперевооружение ТЭС на газе с переходом на наиболее прогрессивное парогазовое и газотурбинное оборудование с увеличением использования местного газа.

В числе перспективных задач развития ОЭС Юга:

- первоочередное строительство генерации и электрических сетей для ликвидации сложившегося дефицита в энергосистемах Южного федерального округа в период до 2015 года;

- обеспечение достаточной гибкости сети, позволяющей осуществлять ее поэтапное развитие и обеспечивать возможность приспособления к изменению условий роста нагрузки и развитию электростанций с учетом значительного транзитно-экспортного потенциала Южного федерального округа (до 45 млрд. кВт часов) в сфере поставок электроэнергии в соседние страны (Грузию, Украину, Казахстан, Азербайджан, Армению, Турцию, Иран);

- обеспечение возможности выдачи всей располагаемой мощности крупных электростанции в нормальных режимах работы без применения устройств противоаварийной автоматики (принцип "N-1"). Для атомных электростанций указанное условие должно выполняться как в нормальных режимах, так и в ремонтных режимах работы энергосистемы (принцип "N-2");

- обеспечение соответствия схемы основной электрической сети требованиям охраны окружающей среды, уменьшению площади изъятия земельных участков для нового строительства и общей площади охранных зон линий электропередачи;

- обеспечение надежности электроснабжения с постепенным переходом к схеме энергоснабжения, при которой питание потребителей осуществляется без ограничения нагрузки с соблюдением нормативных требований к качеству электрической энергии при полной схеме сети и при отключении одной линии электропередачи или трансформатора (принцип "N-1" для потребителей).

Линии электропередачи напряжением 500 кВ будут использоваться для выдачи мощности крупных электростанций и усиления основной сети, а также связей Южного федерального округа со смежными энергосистемами. Основные направления развития сетей напряжением 220 кВ будут состоять в усилении распределительных функций и обеспечении выдачи мощности электростанций, развития сети напряжением 110 кВ - в расширении распределительной сети по территории Южного федерального округа с целью повышения надежности электроснабжения потребителей.

Перспективное развитие энергетической сети Южного федерального округа предполагает реализацию целого ряда проектов.

Для усиления межсистемной связи Центр – Северный Кавказ намечено строительство ВЛ 500 кВ Фролово - Ростовская протяженностью 460 км. Для выдачи мощности энергоблоков № 2 и № 3 Ростовской АЭС запланировано строительство ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС — Невинномысск (Ставропольская энергосистема) (410 км) и второй ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС - Тихорецк (350 км). В период 2016–2020 годов для повышения пропускной способности сети 500 кВ между Ростовской и Кубанской энергосистемами намечено сооружение ВЛ 500 кВ Ростов - Брюховецкая (230 км); реконструкция ВЛ 330 кВ Новочеркасская ГРЭС - Южная (Украина) (152,8 км); ВЛ 330 кВ Новочеркасская ГРЭС - Тихорецк (Кубанская энергосистема) в габаритах 500 кВ (178 км). В электросетевом комплексе Краснодарского края будет построена ВЛ 500 кВ Крымская – Центральная (145 км), ВЛ 500 кВ Невинномысск – РП Новослободская – Черноморская; двухцепная ВЛ 220 Краснодар – ПС 500 кВ Крымская. Для эффективного электроснабжения г. Сочи в период до 2020 года запланировано строительство 1195,5 км электрических сетей. Для снятия сетевых ограничений и повышения уровня надежности электроснабжения потребителей предусмотрено строительство ВЛ 500 кВ Астрахань – Моздок и строительство ВЛ 500 кВ Южная – Астрахань с ПС 500 кВ Астрахань (перевод на номинальное напряжение до 2015 года). Для выдачи мощности планируемой к строительству ПГУ-235 в г. Астрахани предусмотрено строительство ВЛ 220 кВ Котельная «Центральная» - ПС «Рассвет» и строительство ВЛ 220 кВ Котельная «Центральная» - ПС «Астрахань».

В топливно-энергетическом балансе Южного федерального округа предполагается использовать потенциал местных, нетрадиционных и возобновляемых видов энергетических ресурсов. Такими ресурсами для Южного федерального округа в первую очередь являются ветровая, энергия малых рек, геотермальная и солнечная энергия. Например, ветровая энергетика в период до 2020 года при поддержке федерального уровня широко будет внедряться в Республике Калмыкия. Кроме того, использование нетрадиционных видов энергетики предусматривается в Республике Адыгея (ветровая, солнечная, геотермальная), в Волгоградской области (ветровая), в Ростовской области (ветровая), в Краснодарском крае (ветровая, солнечная, геотермальная).

Ценовая политика в области энергетики Южного федерального округа будет формироваться с учетом проходящих процессов реформирования, развития рынков электроэнергии, изменения системы государственного регулирования в электроэнергетике, а также с учетом принимаемых решений по динамике цен на газ и потребности ввода новых генерирующих и сетевых объектов. В период до 2020 года должна пройти поэтапная либерализация оптового и розничного рынков электроэнергии. При этом государственное регулирование тарифов сохранится для компаний с естественно-монопольными видами деятельности.

В качестве источников инвестиций должны быть использованы собственные средства владельцев генерирующих, федеральных и региональных сетевых компаний и привлеченные ими средства – кредиты, эмиссия акций, выпуск облигаций, привлеченные средства новых инвесторов, средства промышленных предприятий при строительстве электростанций для обеспечения собственных нужд. Будут привлекаться также средства соответствующих бюджетов.

Для успешной реализации задач развития электроэнергетики Южного федерального округа на федеральном и региональном уровнях должен быть реализован следующий комплекс мер:

- создание механизма обеспечения реализации Генеральной схемы; - создание долгосрочной системы прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность, в том числе региональных систем прогнозирования производства и потребления электрической энергии и мощности;

- координация развития электроэнергетики и стратегических и программных документов социально-экономического развития субъектов Южного федерального округа;

- обеспечение эффективного управления государственной собственностью в электроэнергетике с использованием различных рыночных механизмов ее функционирования;

- создание целевой модели регулирования электроэнергетики, разработка стандартов взаимодействия ее субъектов с государственными органами и инфраструктурными организациями, организация разработки регламентов и стандартов обеспечения надежности в электроэнергетике.

Реализация предлагаемых инвестиционных проектов на территории ЮФО в области энергетики позволит увеличить установленные мощности электростанций в 1,7-1,9 раза. Это позволит ликвидировать дефицитность ЮФО по электроэнергии, обеспечит надежное развитие экономики округа и создаст условия для развития межреспубликанского обмена электроэнергией. При этом к 2020 г. ожидается рост душевого потребления электроэнергии в 1,3-1,4 раза при сохранении достигнутого уровня электроемкости ВРП на уровне 0,03 кВт часов на рубль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: