Формирование речи у детей с психофизиологическими нарушениями

Причины, лишающие ребёнка нормальной возможности овладения языком.

  Дети, рождающиеся с умственными, психическими или физиологическими отклонениями, не могут овладеть речью на таком же уровне и таким же способом, как это делают здоровые дети. К таким детям относятся глухие, слабовидящие, слабослышащие, с органическими поражениями мозга (дети с церебральным параличом). На это есть несколько причин. Например, у аутичных детей отсутствует потребность в коммуникации. Если не применять мер, которые обеспечат им путь к овладению языком, то такие дети будут лишены возможности нормального интеллектуального развития. То есть необходимо заменить им естественный язык знаковой системой.

Проблема заключается в педагогах, которые могли бы помочь детям с такими серьезными нарушениями. Ведь эти специалисты ориентируются на методики, созданные в результате многолетнего педагогического опыта, однако сама теория там отсутствует. Например, один из выдающихся педагогов И.А. Соколянский опирался на интуицию, когда обучал слепоглухую девочку, и ему удалось добиться невероятных результатов. Девочка проявляла интерес к незнакомым людям и была открыта для общения. Такой интуиции нельзя обучить, а между тем коррекционная педагогика-это массовая профессия. Р.М. Фрумкина в своей книге «Психолингвистика» подчеркивает, что проблема не в том, что педагоги не создают своих теорий, а в том, что учёным слишком мало известно о роли языка и речи в познавательных процессах.

Знаковые системы.

Все фундаментальные интеллектуальные операции (сравнение, отождествление) базируются на операциях со знаками, обеспечивает эту знаковую поддержку своевременное развитие речи[11]. Следовательно, при задержке в речевом развитии эта поддержка в полной мере не оказывается. Полноценное формирование интеллекта возможно только при наличии развитой знаковой системы, заменяющей естественный язык. Например, жестовый язык, с помощью которого общаются глухие люди. Если глухой ребенок рождается в семье глухих, то он без проблем овладевает этим языком, но если он рождается в семье слышащих, то возникает проблема, потому что такой знаковой системой можно овладеть только в обществе глухих. Ребёнок не сможет сам обучиться жестовому языку, в результате чего замедлится умственное развитие. Возможно только определить его в специальное учреждение по достижении определенного возраста, например, в специальный детский сад. Глухой ребёнок так же не способен нормально воспринимать слова, которые он видит, вместо букв он видит набор непонятных крючков, так как глухой ребёнок не слышит звуков, вследствие чего он не может сам научится читать. То есть такие дети не способны видеть слово, как целостный образ и соотносить его с чем-то ране увиденным.

Итак, мышление глухих детей развивается по мере овладения языком жестов и способностями передачи мыслей с помощью него. Естественно, что такой ребёнок будет отставать в развитии, по сравнению со своими сверстниками и будет жить в состоянии постоянной нехватки информации. Тем не менее, глухие образуют свою группу в обществе, в которой могут спокойно общаться с помощью жестов, так как такая система способна обслужить потребности социальной коммуникации в коллективах глухих индивидов[12].

В отличие от глухих, «неговорящие» дети оказываются социально и психологически одинокими. Это дети с алалией, то есть с нарушениями формирования речи, являющимися следствием органических поражений мозга, они хотели бы общаться, но не могут. Это аутичные дети, которые вообще не имеют потребности в коммуникации. Такие дети не просто не могут говорить, они издают разные странные звуки (например, мычание), которые непривычны для постороннего наблюдателя, а значит, такие дети лишены даже самой примитивной коммуникации и для них необходимо искать особую знаковую систему. Её приходится каким-то образом изобретать. Например, существует метод, в котором действия обозначаются через жесты, а объекты через изображения. Однако непонятно как «неговорящему» ребёнку изобразить свойства предметов. В XX веке Марией Монтессори была предложена методика по введению в понятия ребёнка представления о текстурах, запахах, звуках. Детям предлагалось трогать соответствующие поверхности, слушать звуки и т.д.[13] Однако с помощью такого опыта можно ввести только некоторые понятия, обозначающие свойства предметов.

Таким образом, любая искусственная система, заменяющая обычный язык, должна служить знаковой поддержкой для развития мышления. К тому же, знаковая система- это единственный способ для «проблемных» детей, который в перспективе поможет перейти им к коммуникации на естественном языке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: