Детская речь-ключ к пониманию познавательных процессов

3.1. Обобщения.

Обобщение - это объединение нескольких конкретных предметов, или вещей, не на основании только субъективных связей, устанавливаемых во впечатлении ребенка, но на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами. Это высшая ступень в развитии мышления детей, потому что ребенок, переходящий к этому типу мышления, преодолевает свой эгоцентризм[14]. Эту ступень Выготский назвал мышлением в комплексах. Комплексное мышление- это связное мышление и одновременно объективное мышление. Лев Семёнович приводит пример, позволяющий понять основной закон построения того или иного мыслительного комплекса - это фамильное имя. Всякое фамильное имя, например фамилия «Петровы», охватывает такой комплекс единичных предметов, который ближе всего подходит к комплексному характеру детского мышления. Ребенок, находящийся на этой ступени своего развития, мыслит как бы фамильными именами или, иначе говоря, мир единичных предметов объединяется и организуется для него, группируясь по отдельным, связанным между собой фамилиям[15]. В основе комплекса лежит конкретная, существующая связь между понятиями, но она может быть разной. Любая связьможет повести к включению данного элемента в комплекс, лишь бы она фактически была в наличии, и в этом заключается самая характерная особенность построения комплекса[16].

Выготский выделяет пять видов комплексов. Первый - ассоциативный, так как в его основе лежат ассоциативные связи, т.е. ребёнок относит к этому комплексу все предметы, которые обладают хоть каким-нибудь признаком главного из них. Например, если ребёнку дать жёлтый шар, он может добавить к нему все круглые и жёлтые предметы, причем не все из них будут одновременно обладать двумя признаками.

Второй вид объединяет конкретные предметы так, чтобы вместе они образовывали одно целое, в котором дополняли бы друг друга по какому-либо признаку. Допустим, ребёнок объединит кофту, брюки, юбку, жакет, тогда у него получится набор вещей, отличающихся друг от друга, но всё вместе - это одежда.

Далее следует цепной комплекс, который строится на временном объединении предметов для дальнейшего переноса значения по ним. Например, ребёнку дали красный треугольник, он начинает подбирать все красные фигуры, последняя из них оказывается круглой, и тогда он начинает добавлять все круглые фигуры и так далее. То есть всё время совершается переход от одного признака к другому.

Четвертый тип комплекса объединяет предметы на основе неопределенных, смутных связей, т.е. признаки в нём размыты. Ребёнок может объединить предметы, которые как ему кажется, похожи, хотя на самом деле они различаются. Например, треугольник и трапеция.

Последний вид комплекса - псевдопонятие. Здесь объединяются предметы, которые по внешнему виду сходны с понятиями, но по своему происхождению не являются ими. Например, включая в комплекс все треугольники, дети, на самом деле, ориентируются на ассоциативные признаки, в этом обобщении не лежит само понятие треугольника. То есть ребёнок, в этом случае, пришёл к тому же результату, к которому пришел бы и взрослый, но другим путем. В дошкольном возрасте этот вид комплекса является преобладающим, потому что детские комплексы развиваются по определенным направлениям, которые предначертаны для развития комплекса уже установившимися в речи взрослых значениями слов. Ребёнок усваивает речь окружающих с уже готовыми значениями слов, т.е. он не формирует комплексы сам. Однако, передавая значения слов, взрослые не способны передать свой способ мышления. И в итоге получается, что ребёнок произносит слова, похожие по значению со словами взрослых, но при этом делает это с помощью другого мышления, отсюда и название комплекса.

Псевдопонятие имеет важное генетическое значение. Оно соединяет комплексное мышление и мышление в понятиях, раскрывает процесс становления детских понятий. Благодаря псевдопонятию, переход от комплексного мышления к мышлению в понятиях совершается незаметно для ребёнка. Особенность этого вида комплекса заключается в том, что ребёнок сначала начинает использовать понятия и только потом понимает их значения.

Итак, ребенок, находящийся на стадии комплексного мышления, мыслит в качестве значения слова те же предметы, благодаря чему становится возможным понимание между ним и взрослыми, но мыслит то же самое иначе, иным способом, с помощью иных интеллектуальных операций[17].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: