Сущность и принципы самоменеджемента

Самоменеджмент—это, прежде всего самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, пространстве, общении, деловом мире. Даная формулировка означает последовательное и целенаправленное применение испытанных методов и приемов в повседневной практике в целях оптимального использования ресурса времени. Руководитель должен уметь организовать свой труд, чтобы его эффективность была максимальной.  (3 стр. 192)

Первым шагом к достижению эффективной работы по самоменеджменту является Делегирование полномочий: задачи, возлагаемые на руководителя, требуют определенного распределения работ между ним и подчиненным.

Делегирование полномочий - это постановка цели перед менеджером и одновременно наделение его правами и обязанностями в сфере его

компетенции. Чтобы делегирование прав было эффективным необходимо определить:

Диапазон контроля - определенное число работников, подчиненных одному руководителю.

Фиксированная ответственность - Делегирование ответственности подчиненному не снимает эту ответственность с руководителя. Она просто распределяется: подчиненный несет ответственность перед своим руководителем, а тот перед тем, кто ему дал задание.

Соответствие прав и обязанностей - объем делегированных прав должен соответствовать                                           объему делегированных обязанностей. Без прав, соответствующих обязанностям, работа обречена на провал.

Передача ответственности за работу на возможно низкий уровень управления. Любое задание следует передавать на самый низкий уровень управления. Должностные лица высокого уровня должны решать «свои» вопросы и не выполнять работу, которую можно поручить подчиненным.

Отчетность по отклонениям - Работник должен докладывать своему руководителю только о намечающих или свершившихся существенных отклонениях от намеченного плана, как отрицательных, так и положительных. (3 стр. 192)

Если делегирование полномочий реализуется успешно, то руководитель освобождается   от многих работ по   оперативному управлению производственно - хозяйственной деятельностью. Что нужно делегировать:

Ø Рутинную  работу

Ø   Специализированную  деятельность

Ø Частные  вопросы

Ø Подготовительную  работу

Любому руководителю   следует различать задачи, которые не подлежат делегированию подчиненным. К этим задачам относятся:

Ø Установление целей, принятие решений    по выработке политике предприятия, контроль результатов.

Ø  Руководство сотрудниками, их мотивация

Ø  Задачи особой важности

Ø  Задачи высокой степени риска

Ø Необычные, исключительные дела

Ø Актуальные, срочные дела

Ø Задачи строго доверительного характера (3 стр. 195)

Организация личной работы руководителя

Использование рабочего времени

Проблема недостатка времени - одна из самых важных в деятельности менеджера. Исследования показывают, что большинство руководителей испытывает недостаток рабочего времени. Эксперт по рационализации труда А. Макензи опросил в течение своей консультационной деятельности тысячи менеджеров и пришел к выводам, что из ста менеджеров:

• лишь один имеет достаточно времени;

• десятерым требуется на 10% больше времени;

• сорока менеджерам нужно 25% дополнительного времени;

• остальным не хватает 50% времени.

Стилю работы руководителя, испытывающего недостаток времени для стратегического управления и принятия решений присущи следующие признаки:

Ø    нервозность и сумбурность в действиях;

Ø нетерпеливость при решении вопросов по отношению к равным себе
по рангу руководителям и к подчиненным;

стремление   даже   при незначительных затруднениях во взаимоотношениях с коллегами выходить на вышестоящие уровни руководства. В таких условиях руководитель превращается в оперативного работника, решающего постоянно возникающие текущие вопросы.(4 стр. 254)

Работу по улучшению использования времени менеджера рекомендуется проводить в трех аспектах:

Ø изучение трудовых навыков

Ø  оценка рациональности использования времени

Ø  составление плана использования времени и выполнение его. (3 стр. 195)


Изучение трудовых навыков

   У любого человека развиваются привычки, которых он придерживается, не задумываясь, хороши они или нет. Чтобы получить ясную картину о трудовых навыках надо вести учет использованного времени. В свою очередь виды производственного расходования времени делятся на присущие нам: недостаток опыта, уровня образования, классификации, неорганизованность.

Не зависящие от нас: избыток совещаний, вызовы к руководству, ожидание приема, ненужная отчетность, исполнение несвойственных функций.

В качестве первых шагов к повышению организованности полезно провести самофотографию своего рабочего дня - записывать выполняемые дела с указанием затраченного на них времени. Просуммировав зафиксированные затраты времени за день, наверное каждый не досчитается нескольких часов.(3 стр.196)

     Составление ежедневного графика, где фиксируются все решенные и нерешенные вопросы, позволяет руководителю экономить свое время. Он служит в помощь выполнению служебных обязанностей. Для этого можно завести две папки, в одной из которых предварительно вечером будут складываться не просмотренные документы, а во второй - просмотренные. В каждой из папок должен находиться пронумерованный список документов, регулярно обновляемый по мере их рассмотрения. Указываются также люди и должности, которым он применяется. (2 стр. 18)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: