Самоменеджмент—это, прежде всего самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, пространстве, общении, деловом мире. Даная формулировка означает последовательное и целенаправленное применение испытанных методов и приемов в повседневной практике в целях оптимального использования ресурса времени. Руководитель должен уметь организовать свой труд, чтобы его эффективность была максимальной. (3 стр. 192)
Первым шагом к достижению эффективной работы по самоменеджменту является Делегирование полномочий: задачи, возлагаемые на руководителя, требуют определенного распределения работ между ним и подчиненным.
Делегирование полномочий - это постановка цели перед менеджером и одновременно наделение его правами и обязанностями в сфере его
компетенции. Чтобы делегирование прав было эффективным необходимо определить:
• Диапазон контроля - определенное число работников, подчиненных одному руководителю.
• Фиксированная ответственность - Делегирование ответственности подчиненному не снимает эту ответственность с руководителя. Она просто распределяется: подчиненный несет ответственность перед своим руководителем, а тот перед тем, кто ему дал задание.
• Соответствие прав и обязанностей - объем делегированных прав должен соответствовать объему делегированных обязанностей. Без прав, соответствующих обязанностям, работа обречена на провал.
• Передача ответственности за работу на возможно низкий уровень управления. Любое задание следует передавать на самый низкий уровень управления. Должностные лица высокого уровня должны решать «свои» вопросы и не выполнять работу, которую можно поручить подчиненным.
• Отчетность по отклонениям - Работник должен докладывать своему руководителю только о намечающих или свершившихся существенных отклонениях от намеченного плана, как отрицательных, так и положительных. (3 стр. 192)
Если делегирование полномочий реализуется успешно, то руководитель освобождается от многих работ по оперативному управлению производственно - хозяйственной деятельностью. Что нужно делегировать:
Ø Рутинную работу
Ø Специализированную деятельность
Ø Частные вопросы
Ø Подготовительную работу
Любому руководителю следует различать задачи, которые не подлежат делегированию подчиненным. К этим задачам относятся:
Ø Установление целей, принятие решений по выработке политике предприятия, контроль результатов.
Ø Руководство сотрудниками, их мотивация
Ø Задачи особой важности
Ø Задачи высокой степени риска
Ø Необычные, исключительные дела
Ø Актуальные, срочные дела
Ø Задачи строго доверительного характера (3 стр. 195)
Организация личной работы руководителя
Использование рабочего времени
Проблема недостатка времени - одна из самых важных в деятельности менеджера. Исследования показывают, что большинство руководителей испытывает недостаток рабочего времени. Эксперт по рационализации труда А. Макензи опросил в течение своей консультационной деятельности тысячи менеджеров и пришел к выводам, что из ста менеджеров:
• лишь один имеет достаточно времени;
• десятерым требуется на 10% больше времени;
• сорока менеджерам нужно 25% дополнительного времени;
• остальным не хватает 50% времени.
Стилю работы руководителя, испытывающего недостаток времени для стратегического управления и принятия решений присущи следующие признаки:
Ø нервозность и сумбурность в действиях;
Ø нетерпеливость при решении вопросов по отношению к равным себе
по рангу руководителям и к подчиненным;
стремление даже при незначительных затруднениях во взаимоотношениях с коллегами выходить на вышестоящие уровни руководства. В таких условиях руководитель превращается в оперативного работника, решающего постоянно возникающие текущие вопросы.(4 стр. 254)
Работу по улучшению использования времени менеджера рекомендуется проводить в трех аспектах:
Ø изучение трудовых навыков
Ø оценка рациональности использования времени
Ø составление плана использования времени и выполнение его. (3 стр. 195)
Изучение трудовых навыков
У любого человека развиваются привычки, которых он придерживается, не задумываясь, хороши они или нет. Чтобы получить ясную картину о трудовых навыках надо вести учет использованного времени. В свою очередь виды производственного расходования времени делятся на присущие нам: недостаток опыта, уровня образования, классификации, неорганизованность.
Не зависящие от нас: избыток совещаний, вызовы к руководству, ожидание приема, ненужная отчетность, исполнение несвойственных функций.
В качестве первых шагов к повышению организованности полезно провести самофотографию своего рабочего дня - записывать выполняемые дела с указанием затраченного на них времени. Просуммировав зафиксированные затраты времени за день, наверное каждый не досчитается нескольких часов.(3 стр.196)
Составление ежедневного графика, где фиксируются все решенные и нерешенные вопросы, позволяет руководителю экономить свое время. Он служит в помощь выполнению служебных обязанностей. Для этого можно завести две папки, в одной из которых предварительно вечером будут складываться не просмотренные документы, а во второй - просмотренные. В каждой из папок должен находиться пронумерованный список документов, регулярно обновляемый по мере их рассмотрения. Указываются также люди и должности, которым он применяется. (2 стр. 18)