Объект, предмет, принципы и методы социальной работы в школе

 

Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а так же между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования и содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества. [2]

Объектами социальной работы в школе:

· Дети из различный типов семей;

· Члены семей школьников, прежде всего родители;

· Ближайшее окружение детей и семей;

· Классные руководители;

· Педагоги.

 

Основные принципы организации социальной работы в школе:

· Необвинительность;

· Индивидуальный подход;

· Плотный постоянный контакт между социальным работником и школьником, его семьей в течение длительного времени;

· Доверительные отношения с ребенком и членами семьи;

· Построение отношений с объектами работы на деловой основе с применением таких методов, как контракт, план;

· Ориентация на помощь на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;

· Уважение норм и ценностей патронируемых;

· Гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в деятельности социального работника, что предполагает высокий уровень его профессиональных знаний и умений, а также привлечение квалифицированных специалистов разностороннего профиля[1].

Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогает педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

 «Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы и т.д. Важно представить, что знают родители о своих детях. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем ребенку.

Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода ребенком, его воспитания и обучения.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений при более близком общение.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Исследователи выделяют также метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».

Существуют также и ряд других методов – разъяснения, совета, опора на положительный пример и т.д. [3]

Однако, несмотря на всем очевидную общественную и индивидуальную значимость социальной работы в школе, в современной России можно выделить проблемы деятельности социального педагога:

· Нередко отсутствие ясных представлений о характере, объеме и длительности поддержки, которую школа должна предоставлять ученикам и их семьям;

· Недостаток материальных, информационных, кадровых ресурсов;

· Несовершенство программ социально-педагогической, социально-психологической и иной помощи, на которых должна основываться деятельность школьной социальной службы;

· Чрезмерная загруженность специалистов;

· Значительное повышение числа нуждающихся в помощи над возможностями возникающих социальных служб в школах.

· На сегодняшний день нет официально на федеральном уровне установленных критериев и показателей мониторинга детского неблагополучия. В связи с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению информации о детях «группы риска» и их социальной ситуации, когда каждое ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным представления и специфическим задачам. 

· Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога с семьей учеников, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов.

С целью устранения данных недостатков требуется выработка инновационных подходов к организации и осуществлению социальной работы в школе:

· Концептуальное обоснование социальной работы в школе;

· Научно-исследовательское, нормативно-провавое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение;

· Качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг;

· И т.д.

Комплексная реализация обозначенных направлений повысит качество социальной работы. [1]

Вывод: Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Ведущим специалистом социальной работы в среднеобразовательной школе является социальный педагог. Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Здесь следует указать, что сам социальный педагог так же испытывает затруднения при работе по различным причинам. Поэтому в его профессиональные качества должны входить, прежде всего, эмоциональная устойчивость. Так же следует помнить, что  дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: