Основные принципы эстетики Возрождения

Высокая социальная ценность искусства. В связи с изменением отношения к человеку изменяется и отношение к искусству. Оно приобретает высокую социальную ценность. Эстетические исследования велись не учеными и философами, а практиками искусства - художниками. Однако практически всех деятелей Возрождения можно назвать универсальными личностями. Общеэстетические проблемы рассматривались ими в рамках преимущественно живописи, скульптуры и архитектуры.

Особое отношение искусства к действительности. Леон Баттиста Альберта (1404-1472), архитектор и теоретик искусства, считал, что цель искусства - правдивое изображение природы бога и высшего прекраснейшего ее творения - человека. Основные работы Л. Альберти: «О статуе», «О живописи», «О зодчестве».

В последней работе Л. Альберти попытался создать образ эстетически гармоничной общественной среды. Такой средой в его представлении был «идеальный город». Красота этого города, которую Альберти трактовал не саму по себе, а только в связи с человеком, должна быть рационально продумана с точки зрения архитектурных сооружений и благоустроена для всех социальных слоев, начиная от богатых граждан и кончая бедными. Подобным образом устроенная среда должна была сформировать и идеального человека, которого Л. Альберти понимал как творчески активную и душевно спокойную, мудрую и величественную личность.

Этот гуманистический идеал Л. Альберти повлиял на формирование ренессансного искусства. Именно образ такого человека становится предметом изображения в художественном творчестве многих западноевропейских художников.

Роль художественного обобщения. Художники Возрождения, обращаясь к воспроизведению окружающего мира, не были ни реалистами, ни натуралистами. Они осуществляли при воспроизведении действительности некоторый отбор тех или иных черт природы, человека. Л. Альберти писал: «...в одном теле не найти всех красот вместе, они распределены по многим телам и встречаются редко...». Идеализация — вот способ обобщения в системе искусства Возрождения. Цель искусства - воплощение идеала красоты.

Искусство как способ постижения мира. Очень важна стала разработка теории искусств, особых правил, которым должен следовать художник. Только благодаря им можно создать произведение, достойное красоты реального мира. Художники разрабатывают теорию и практику линейной и воздушной перспективы, художественно осваивают анатомию человеческого тела, ищут гармоничную композицию, решают проблемы света и тени, рельефности и объемности изображения.

Леонардо да Винчи (1452-1519) понимал живопись как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. После смерти мастера из его многочисленных заметок был составлен «Трактат о живописи», являющийся развернутой теорией искусства Возрождения.

Трагизм творчества художников Возрождения. Русский философ Н. Бердяев считал, что столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека. Великие художники Возрождения были одержимы прорывом в иной, трансцендентный мир. Мечта о нем уже была дана человеку Христом. Однако задача создания иного бытия была заведомо невыполнима в земной жизни. Исторически назревшее требование гармонии человека и мира пришло в трагическое противоречие с невозможностью его актуального осуществления.

М, Сервантес, У. Шекспир, Л. да Винчи считали искусство «зеркалом человеческой жизни», но зеркалом живым, творчески отображающим жизнь. В литературном творчестве Шекспира, Сервантеса, Микеланджело обнаруживаются мотивы трагизма. И это не случайно, так как налицо две перекрещивающиеся тенденции - переосмысление античности и модификация католицизма, радость самоутверждения и трагизм мироощущения. Суть трагизма заключается в неустойчивости личности, в конечном итоге опирающейся только на саму себя.

Возрожденческая эстетика вслед за античной проповедовала подражание природе. На первом плане здесь – не столько природа, сколько сам художник. Поэт как Бог творил мир и даже совершеннее того. В эпоху Возрождения сложился новый взгляд на искусство.

Социально-философская мысль эпохи Возрождения была также связана с именами Томаса Мюнцера (1490— 1525) — немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформации и крестьянской войне 1524—1526 гг. в Германии; английского гуманиста Томаса Мора (1478—1535) — автора книги «Утопия», которая сделала его первым представителем утопического социализма; итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639), написавшего знаменитое сочинение «Город Солнца».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: