Сравнительная характеристика учений

  Средние века Эпоха Возрождения
Учение о Боге и творении Учение о божественном предопределении заключается в том, что Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки в аду. Бог является высшим благом; высшая же цель человеческого существования- восхождение человеческой души к Богу. Бог вечен, постоянен и всепроникающ; ед. творческим началом во Вселенной является Бог; Бог сотворил окруж. Мир из ничего; творение мира есть результат акта Божьей воли; подлинным бытием является только Бог. Бог- это полностью бесконечное существо, абсолют, абсол. Максимум. Бог рассматривается как творч. начало. Не отвергается ни сотворения человека Богом, ни бессмертие души. Отождествление Бога с природой. Задача философии не противопоставить в человеке божественное и природное, духовное и материальные начала, а раскрыть их гармонические единства.
Учение о человеке; идеальный образ человека Человек обладает разумной душой и свободной воли. Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной природе человека. Человек соединяет в себе природу материальных тел-растений и животных. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Самоуничтожение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание- всем этим человек мог надеяться стать угодным Богу. Высшим результатом деятельности человека, высшим осуществлением человеческого достоинства является его «божественность» возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Жизнь это высшая ценность. Признание ценности человека как личности. Права человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.
Учение о природе Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение. Ни одно явлении, ни одна природная вещь не открывает здесь самих себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ и урок. Новый взгляд на природу лишает ее самостоятельности, как это было в античности. Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки единственному ходу вещей, то есть творить чудеса. Рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной. Диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы. Идея бесконечности природы.
Учение о государстве, обществе Признается право народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в справедливости. Сущность власти связана с нравственностью, в частности с добром и справедливостью. Власть государя должна быть подчинена высшей- духовной власти государство это организация, заботящаяся о благе народа. При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основное на их личном труде. Благополучие и сила государства составляют высший закон политики. Необходима политика кнута и пряника для создания сильного государства. Необходимость советского государства. В идеальном обществе нет частной собственности. Все основано на уравнительных принципах.

 

Заключение

Составив сравнительную характеристику философии Средневековья и эпохи Возрождения, можно сделать вывод о том, что с переходом от феодолизма к капитализму радикально меняется мировоззрение людей, в центре внимания теперь уже не Бог, а человек; начинает осознаваться его ценность, красота.

Если в Средние века признавалась греховная сущность человека, то в эпоху Возрождения признается величие природы человеческой.

Также именно в эпоху Возрождения было создано огромное количество произведений искусств, показывающих всю красоту человека.

В это время начинают формироваться политический взгляды на устройство общества, в отличии от Средних веков человек получает больше прав и свобод.

 

Литература

1. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: Учебное пособие. СПб.: Специальная литература, 1999 г.

2. Философия: Учебник/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко.-М.: Юристъ, 2001 г.

3. Дж. РЕАЛЕ, Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. –ТОО ТК «Петрополис», 1996г.

4. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова 2005г.

5. http://www.gumfak.ru/filos_html/otvet/otv27.shtml

6. http://www.portal-slovo.ru/history/41259.php

7. http://prepod.info/ru/article/osnovnye_principy_estetiki_vozrozhdeniya/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: