В российском учете нормативное регулирование событий после отчетной даты осуществляется национальными стандартами по бухгалтерскому учету и нормативно-законодательными актами РФ (таблица 2).
Порядок отражения последствий событий после отчетной даты устанавливается Положением по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденным приказом Минфина России от 25.11.98 № 56н (далее - ПБУ 7/98).
ПБУ 7/98 подразделяет события после отчетной даты на события, свидетельствующие об условиях, которые существовали до даты баланса, и события, создающие специфические условия, которые возникли после даты баланса.
Учет событий после отчетной даты тесно взаимосвязан и неотделим от регламентируемых законодательством РФ нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.
Таблица 2 – Нормативные акты по регулированию отражения
в бухгалтерском учете и отчетности событий после отчетной даты
Нормативные акты | Содержание | ||
ПБУ 7/99 «Событие после отчетной даты, утвержденное приказом Минфина РФ от 25.11.1998 №56н | Положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. | ||
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» от 28.11.2001 №96н | Положение устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. | ||
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 №92н | Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). | ||
Продолжение таблицы 2
| |||
Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 22.08.2003 №67н | Приказ определяет порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. | ||
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н | Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций. | ||
ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №32н | Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации |
При определении порядка отражения событий после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности следует детально проанализировать широкий спектр документов, к числу которых можно отнести следующие (таблица 3).
|
|
Таблица 3 – Документы, содержащие информацию о событиях после отчетной даты
Вид документов | На что следует обратить внимание | Комментарий |
Протоколы | Протоколы собраний акционеров (участников), совета директоров и исполнительных органов организации, проведенных после подготовки баланса | Эти документы могут содержать информацию о крупных сделках и грозящих финансовых трудностях |
Продолжение таблицы 3 | ||
Акты проверок и заключения | Акты проверок налоговыми, таможенными, лицензирующими и надзорными органами | Может быть, получена информация о причитающихся к уплате штрафных санкциях и пенях, а также о фактах нарушения действующего законодательства |
Планы и прогнозы | долго-, средне- и краткосрочные планы развития; бюджеты по направлениям деятельности; прогнозы финансового и имущественного состояния организации | Указанные документы содержат предположения специалистов относительно наиболее вероятного значения финансового результата, активов, обязательств и иных показателей финансово-хозяйственной деятельности |
Договоры | долгосрочные хозяйственные договоры; договоры, предусматривающие существенные финансовые санкции за нарушение их условий; соглашения о намерениях и проекты сделок | Такие документы могут помочь в формировании общего представления о состоянии договорной и претензионной работы. Особое внимание следует обратить на исполнение организацией условий хозяйственных договоров, в особенности тех из них, которые предусматривают значительные финансовые санкции |
Переписка | представителям общего собрания акционеров, банкам, займодавцам, крупным кредиторам, юристу (юридической фирме) | Из запросов, направленных специалистам и контрагентам, может быть получена информация о деталях взаимоотношений организации с контрагентами и акционерами, уточнены вопросы, недостаточно освященные в иных источниках информации |
Процедуры, направленные на выявление событий после отчетной даты, следует проводить как можно ближе к дате составления бухгалтерской отчетности для обеспечения соблюдения предпосылки полноты. При этом особое внимание должно быть уделено выявлению условных убытков, так как даже в самых успешно управляемых предприятиях условный убыток, который требует оценки, может быть упущен из виду. Для этого должны быть получены такие документы как:
§ договоры,
§ протоколы,
§ акты и другие аналогичные документы,
§ проведена беседа с руководством,
Направлены запросы:
§ наиболее крупным покупателям,
§ поставщикам,
§ кредиторам (займодавцам),
§ юристу (юридической фирме).
Часть информации о событиях после отчетной даты можно получить в ходе составления баланса и проведения процедур закрытия отчетного периода.