Панорама русской культуры

Содержание

 

Введение. 4

1. Панорама русской культуры.. 6

2. Русская литература. 8

2.1. Формирование литературного языка. 8

2.2. Пушкин - отечественное всё. 9

2.3. Поэты пушкинской поры.. 12

3. Мировоззренческие искания XIXв. 13

3.1. Чаадаев о месте России. 13

3.2. Западники и славянофилы. Нигилизм. 14

3.3. Эпоха доктринерства в литературе. 16

3.4. Лев Толстой и его идея опрощения. 17

3.5. Достоевский: о причинах обессиливания человека и общественный идеал. 18

4. Архитектура и живопись. 19

4.1. Новый русский стиль. 19

4.2. Романтизм и академизм в живописи. 20

5. Вклад Российской культуры XIXв. в мировую культуру. 21

6. Генеалогическое древо императоров дворцовых переворотов. 23

Заключение. 24

Список использованных источников. 26

 

 



Введение

XIX столетие занимает особое место в российской истории. Это было время выбора альтернатив цивилизационного развития, поиска Россией своего места в мировом сообществе.

Радикальные изменения во всех сферах жизни XIX века затронули и систему культурных ценностей российского общества. Важнейшим фактором, повлиявшим на эти перемены, явилось становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, рационалистического мышления.

В соответствии с общественно-политическими взглядами по проблеме социокультурного выбора России исследователи выделяют две линии в истории русской культуры XIX в., сохраняющие свое значение и в настоящее время. Одна из них обозначена как национально ориентированная культурная политика представителей общественно-политической мысли и литературного движения, обращенная к психическому складу русского этноса, истокам русской ментальности, относительно постоянным и определенным составляющим национального характера и самосознания русского народа. Другая линия в развитии русской культуры – радикально модернизаторская и революционно-освободительная – направлена «вширь», за пределы ее национального своеобразия. Она представлена именами В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Добролюбова, а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями – от А. Радищева до В. Плеханова и В. Ленина. Ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой линии стремились вырвать русскую национальную культуру из ее национально-специфических условий, разрушить границы, отделявшие русскую культуру от западной.

Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIXв. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIXв. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.

 

 



Панорама русской культуры

Первые десятилетия XIXв. в России прошли в обстановке общественного подъема, связанного с Отечественной войной 1812г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. В.Г. Белинский писал о 1812г. как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», подчеркивая, что дело не только «во внешнем величии и блеске», но во внутреннем развитии в обществе «гражданственности и образования», являющихся «результатом этой эпохи». Важнейшим событием общественно-политической жизни страны стало восстание декабристов, чьи идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали большое влияние на философско-культурную жизнь русского общества.

Русская культура в данную эпоху характеризуется существованием различных направлений в искусстве, успехами в науке, литературе и истории. В архитектуре и скульптуре господствует зрелый, или высокий, классицизм, часто называемый русским ампиром. Успехи живописи лежали, однако, в другом русле - романтизме. Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет, где выдающиеся достижения принадлежат О. Кипренскому. Другой же художник, В. Тропинин, своим творчеством способствовал становлению реализма в русской живописи (достаточно вспомнить его знаменитый портрет Пушкина).

Начало XIX в. осветила «александровская весна» - кратковременный период либеральных проектов и надежд. Видными теоретиками либеральной реформистской идеологии стали Н.С. Мордвинов и М.М. Сперанский. Наряду со сторонниками легального преобразования России появились и радикалы, объединявшиеся в тайные общества, целью которых был государственный переворот. Это революционное движение, известное под названием движения декабристов, было весьма разнородным. Параллельно радикальным существовали и охранительно-консервативные течения.

С начала имперского периода элита попадает в противоречивую ситуацию. Идеология православной империи, с одной стороны, и технологическое отставание, с другой, требуют постоянной модернизации армии, экономики, государственного аппарата и т.д. А этот процесс неизбежно размывает традиционное общество, ведет к эрозии его глубинных культурных основ.

Модернизация армии требует новых технологий, что в свою очередь предполагает изменения в экономике и системе образования. В обществе начинаются процессы, неподконтрольные власти. Правительство стремится отъединить технологию от культуры. Европеизацию пытаются локализировать в тонком слое образованного общества, ограждая от ненужных влияний огромную массу патриархального крестьянства. Однако, поскольку культура распространяется во все сферы общественной жизни, такая политика в долгосрочной перспективе обречена на провал. Патриархальное общество не может органично вписаться в индустриальную эпоху и ищет спасения в утопических проектах. «Русская цивилизация, - пишет И. Яковенко, - есть цивилизация «поневоле». Это особая цивилизационная сущность, в ценностном ядре которой в сфере сокровенных мечтаний и устремлений заложено отрицание государства, цивилизации, исторического бытия» [19. C.79]. Суть замечания в том, что русское массовое сознание рассматривало государство и цивилизацию в целом как неизбежное зло. Народный социальный идеал - Святая Русь, град Китеж, Опонское царство, Беловодье - был чистой утопией, мечтой о сказочной жизни вне двуединства принципов свободы и ответственности, вытекающих из природы цивилизации.

Разрушение традиционного сознания приводит к дестабилизации страны, которой правительство пытается противостоять с помощью жестокого полицейского режима и бюрократического централизма, а часть интеллигенции создает идеологию, реставрирующую культуру сохранения нерасчлененного социального единства, с одной стороны, и предполагающую индустриализацию страны - с другой. Такой идеологией стал большевизм.

 

Русская литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: