Поэты пушкинской поры

И наконец, и это тоже чрезвычайно важно, поэтов пушкинской поры объединяет культ художественного мастерства, гармоническое совершенство формы, завершенность и изящество стиха - то, что Пушкин назвал «необыкновенным чутьем изящного». Чувство меры, безукоризненность художественного вкуса, артистизм - качества, отличавшие поэзию Пушкина и его современников. В «пушкинской плеяде» были не просто спутники, светившие отраженным светом пушкинского гения, но звезды первой величины, шедшие особыми путями, что воплощено в тенденциях развития поэзии пушкинской поры.

Линия романтической, субъективно-эмоциональной, психологической лирики представлена в первую очередь Жуковским и идущим вслед Козловым. Завершается она философической лирикой Веневитинова и поэтов - «любомудров». На иной основе эта традиция сказалась в лирике Баратынского.

Другое направление, хотя и испытывающее воздействие романтической эстетики, - это своего рода неоклассицизм, возникший из обращения к античности, продолжения лучших достижений классицизма. Гнедич, Батюшков, Дельвиг щедро отдавали дань античности и в то же время культивировали характерную для романтизма элегическую поэзию. К ним же примыкает с «Фракийскими элегиями» Тепляков.

Третья группа - поэты гражданского направления, прежде всего поэты-декабристы, соединившие в творчестве просветительские, одические традиции XVIIIв. с романтизмом. Рылеев, Глинка, Кюхельбекер, Катенин, ранний Языков и А. Одоевский представляют эту гражданственную линию в поэзии.

И, наконец, последнее течение представляют поэты, в значительной мере разделявшие позиции гражданской поэзии и романтизма, но уже обратившиеся к трезвому, реалистическому изображению действительности. Это Пушкин, а также Денис Давыдов, Вяземский, Баратынский, реалистические тенденции творчества которых проявляются весьма по-разному.

Понятно, что типологические схемы подобного рода учитывают в первую очередь общие черты поэтов разных школ. Не менее существенна и индивидуальность, своеобразие поэта, его «лица не общее выражение», как говорил Баратынский.

 

Мировоззренческие искания XIXв.

Чаадаев о месте России

В мировоззренческих исканиях XIXв. поднимается вопрос о месте России в общем ходе всемирной истории. Историософия русской судьбы становится основной темой пробуждающейся русской философской мысли. Все очевиднее становится русское историческое своеобразие, некая историческая противопоставленность России и Европы. Это различие было понято как различие в религиозной судьбе. Так именно был поставлен вопрос П.Я. Чаадаевым. Его считают западником, но очень своеобразным западником. Обычно западничество связывалось с атеизмом и позитивизмом. Чаадаев же был религиозным западником, религиозным идеологом. История для него есть созидание в мире Царства Божьего. Только через строительство этого Царства можно включиться в историю. В исторической обособленности России от Европы видел он роковое несчастье России.

В «Философских письмах» Чаадаев сделал вывод о неисторичности русской судьбы. «Мы стоим как бы вне времени, - писал он, - всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия» [16. C.323].

Во многом благодаря Чаадаеву в русском обществе происходил переход от космополитического XVIIв. к веку национального развития культуры. Сам же Чаадаев, будучи противником мифов и утопий «народности», не только не возражал против идеи формирования русского национального самосознания, но и высказывался в националистическом и имперском духе. Когда восстала Варшава и по Европе прокатилась волна антирусских выступлений, Чаадаев высоко оценил стихотворения А.С. Пушкина «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев уже стал утверждать, что именно свобода от западного прошлого дает русскому народу преимущество в строении будущего, в котором «христианство политическое» должно уступить христианству «чисто духовному».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: