Неотъемлемой составной частью организации оплаты труда является разработка и практическое применение наиболее эффективных форм и систем оплаты труда, устанавливающих определенный порядок начисления заработной платы по группам и категориям и работников в зависимости от количества и качества затраченного труда и его конечных результатов.
Как и раньше, системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат работникам организаций, кроме финансируемых из бюджета и со смешанным финансированием, устанавливаются коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации, трудовыми договорами.
Работникам организаций, финансируемых из бюджета, условия оплаты определяются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, а работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) – законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными актами организаций.
Частью 2 ст. 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)
Устанавливая системы оплаты и стимулирования труда, работодатель должен учесть мнение выборного профсоюзного органа данной организации. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников, определен ст. 372 ТК РФ.
Работодатель в предусмотренных ТК РФ случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.
Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В организациях должны быть разработаны следующие нормативные документы, регламентирующие условия оплаты труда:
· документ, устанавливающий размеры тарифы ставок рабочих;
· схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих;
· единые тарифные сетки – при одинаковом подходе к основной оплате труда рабочих и специалистов;
· положение о надбавках и доплатах;
· положение о премировании: за основные результаты деятельности, за улучшение отдельных сторон деятельности организации;
· положение о единовременных поощрениях.
Условия оплаты труда целесообразно фиксировать в Положении об оплате труда работников организации.
В трудовом договоре устанавливается размер тарифной ставки (оклада) работника по профессии (должности), квалификационному разряду или проценту от прибыли (продаж), предусмотренные в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте; конкретные доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, установленные работнику (например, доплаты за совмещение профессий, работу с меньшей численностью, расширение зон обслуживания, надбавки за выслугу лет, персональные надбавки к окладам…); основные условия премирования, форма выплаты – наличная или через перечисление на счет в банке; денежная или в сочетании с не денежной (не более 20 %); место и сроки выплаты заработной платы с указанием конкретной даты не реже чем каждые полмесяца, если иные сроки не установлены для отдельных категорий работников федеральным законом).






