Ответственность за организацию бухучета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несёт руководитель предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухучета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, требований главного бухгалтера.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Руководители могут:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение во главе с главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту;
г) вести учёт лично.
Принципы организации работы бухгалтерии базируются на законодательно-нормативных актах: Федеральном законе «О бухгалтерском учёте», «Положение по бухгалтерскому учёту», Учётной политике организации (ПБУ 1/98)», «Плане счетов бухучёта и инструкции по применению (приказ МФ РФ от 31 октября 2000г. №94 н)».
|
|
Выбор организационной формы ведения бухучета – важный фактор рационализации учетного процесса, он зависит от величины предприятия, централизированного и децентрализированного учёта, количества структурных подразделений, объёма и ассортимента произведённой и проданной продукции, возможности использования современных автоматизированных технологий.
Вариантов ведения бухучёта на предприятии много рассмотрим два из них:
а) предметный
б) функциональный.
Предметное разделение труда работников бухгалтерии предполагает распределение документов (счетов) согласно названиям отделов, а внутри в разрезе – учётного персонала.
При функциональном разделении труда работников бухгалтерии структурные подразделения создаются по участкам учётной работы. Каждый работник или определённая группа учётного персонала специализируется на выполнении однородных учётных операций. Такой вариант в большей степени соответствует формированию информационной системы путём использования современных автоматизированных технологий.
Установление структуры аппарата бухгалтерии и форм связи его с подразделениями предприятия решается одновременно с вопросом о централизации и децентрализации учёта.
На предприятиях с централизированным учётом учётный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведётся весь синтетический и аналитический учёт на основе первичных и сводных документов, поступающих из различных подразделений, осуществляющих лишь первичную регистрацию хозяйственной операций.
|
|
В организациях с децентрализированным учётом весь учётный аппарат находится в различных подразделениях, где сосредоточен синтетический и аналитический учёт, составляются балансы и отчётность. Главная бухгалтерия получает сводку балансов и отчётов подразделений и составляет сводный баланс и отчёты по предприятию. Кроме того, главная бухгалтерия контролирует постановку учёта в отдельных подразделениях предприятия.
Применение того или иного вида учёта зависит от количества подразделений предприятия, а также от их географического положения. Децентрализированный учёт чаще применяют в крупных организациях.
Структура бухгалтерии.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объёма учётной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов:
Расчетный отдел бухгалтерии ведёт расчёты с рабочими и служащими по оплате труда и социального страхованию, осуществляет расчёты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчётность по оплату и заработной плате.
Материальный отдел занимается учётом расчётов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары.
Производственно – калькуляционный отдел осуществляет учёт издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и её себестоимости.
Отдел по учёту сбытовых операций учитывает наличие, и движение готовых изделий на складах отдела сбыта.
Отдел расчётных и валютных операций занимается учётом банковских и валютных операций.
Общий отдел бухгалтерии предприятия ведёт учёт всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.
Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятиях и носит название вертикальной.
На небольших предприятиях, как правило, применяется линейная структура.
Права и обязанности главного бухгалтера.
Функции:
1. Осуществляет организацию бухучёта финансово-хозяйственной деятельности, а также контроль за экономичным использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
2. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственной операций, по которым не предусмотрены типовые формы; разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчётности, а также обеспечению порядка проведения хозяйственных операций; соблюдению технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
3. Обеспечивает рациональную организацию бухучёта и отчётности в целом и её подразделениях на основе максимальной централизации учётно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учёта и контроля, формирование и представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от неё руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. Он должен руководствоваться в своей работе нормативных актах Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 21.01.96 г. №129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 27.08.98 г. №34-н. Главный бухгалтер несёт полную ответственность в формировании учётной политики, обеспечивает контроль за её исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов, за составлением в чётные сроки бухгалтерской отчётности, проведением экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов предприятия. Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает документы, служащие основанием для приёмки и выдачи ТМЦ и денежных средств, а также расчётные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договора. Без подписки главного бухгалтера данные документы недействительны и к исполнению не принимаются.
|
|
Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю, который может своим распоряжением обязать принять указанные документы к исполнению; с этого момента ответственность за незаконность совершённых операций несёт руководитель предприятия.
В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухучёта.
С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц. Перечень лиц, имеющих право подписки первичных учётных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером.
Главный бухгалтер не может исполнять обязанности, непосредственно связанные с материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности, получать по чекам и другим документам денежные средства и ТМЦ для предприятия.
Учёт операций на расчетном счёте.
№ п/п | Дата | Хозяйственные операции | ДТ | КТ | Сумма |
1 | 05.01.07 | Поступило по платёжному поручению №1 от ООО «Сантехмонтаж» | 51 | 62 | 95 100 |
2 | 05.01.07 | Оплачено по платежному поручению № 2 Заводу железобетонных изделий. | 60 | 51 | 390 000 |
3 | 05.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №3 конторе МТС. | 60 | 51 | 467 500 |
4 | 05.01.07 | Оплачено с р/с по чеку 183421 Фроловой Р.О. | 50 | 51 | 276 293 |
5 | 06.01.07 | Получено по платёжному поручению №4 от ООО «Электромонтаж». | 51 | 62 | 56 900 |
6 | 06.01.07 | Получено по платёжному поручению №5 от ЗАО «Гаэстрой». | 51 | 62 | 38 600 |
7 | 06.01.07 | Получено по платёжному поручению №6 от Консервного завода. | 51 | 62 | 15420 000 |
8 | 06.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №7 ООО «Главметалосбыт». | 60 | 51 | 1213 700 |
9 | 06.01.07 | Оплачено по платежному поручению №8 ООО «Витязь». | 60 | 51 | 39 000 |
10 | 08.01.07 | По квитанции 1 вносятся сверхлимитные остатки по кассе. | 51 | 50 | 21 758 |
11 | 09.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №9 Пенсионному фонду. | 69 | 51 | 39 600 |
12 | 09.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №10 Управлению механизации. | 60 | 51 | 936 000 |
13 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №11 Цементному заводу. | 60 | 51 | 69 000 |
14 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №12 Стекольному заводу. | 60 | 51 | 169 300 |
15 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №13 Комбинату стройматериалов. | 60 | 51 | 562 000 |
16 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №14 в местный бюджет. | 68 | 51 | 34 500 |
17 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №15 в областной бюджет. | 68 | 51 | 15 000 |
18 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №16 в федеральный бюджет. | 68 | 51 | 6 500 |
19 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению № 17 в фонд социального страхования. | 69 | 51 | 140 000 |
20 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №18 Главному универмагу. | 60 | 51 | 41 200 |
21 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению№19 Мебельному магазину. | 60 | 51 | 83 600 |
22 | 12.01.07 | Оплачено по платёжного поручению №20 Сергиенко Е Р. | 60 | 51 | 9 500 |
23 | 12.01.07 | Оплачено по платёжному поручению №21 Козлову Е.А. | 60 | 51 | 6 100 |
24 | 12.01.07 | Оплачено с р/с по чеку 18422 Фроловой Р.О. | 50 | 51 | 15 814 |
25 | 16.01.07 | Получено по платёжному поручению №22 от Ремонтстройуправления. | 51 | 62 | 32 360 |
26 | 16.01.07 | Получено по платёжному поручению №23 от ОКС администрация города. | 51 | 62 | 2000 000 |
27 | 16.01.07 | По квитанции 2 вносятся сверхлимитные остатки по кассе. | 51 | 50 | 3 874 |
28 | 20.01.07 | Оплачено по платёжному поручению № 24 ЗАО «Нефтебаза». | 60 | 51 | 63 000 |
29 | 20.01.07 | Получено в кассу по чеку № 8485806 Фроловой Р.О. | 50 | 51 | 208 092 |
30 | 21.01.07 | Оплачено по платежному поручению №25 ЗАО «Лесхоз №3». | 60 | 51 | 85 100 |
|
|
Выписка с Р/счета за 05.01.2007 г.
Расчетный счет 01234567898765432323
ООО «СМУ-5»
Дата последний операций 30.12.2006 г.
Входящей остаток 32 713 500р. 00 копеек.
№ п/п | БИК банка по корреспондентам. | Счет корреспондента. | Оборот по ДТ | Оборот по КТ |
1 | 071212554 | 54321543215432293554 | - | 95 100 |
2 | 371212888 | 5432153215432293888 | 390 000 | - |
3 | 071212905 | 54321543215432293905 | 467 500 | - |
183421 | 646595323 | 01234567898765432323 | 276 293 | - |
Итого документов: 4 | ||||
Итого оборотов: 4 | ||||
Исходящий остаток: 31674807 |
Ведомость №1 журнал-ордер №1 касса. Сальдо на начало 2900
Дата | В ДТ счёта 50 с КТ счетов. | Итого оборотов по ДТ. | |||||
51 | 70 | 71 | 73 | 84 | 91/1 | ||
5.01.07 | 276 293 | 276 293 | |||||
8.01.07 | 1 400 | 1 400 | |||||
12.01.07 | 15 814 | 15 814 | |||||
13.01.07 | 1 500 | 1 500 | |||||
15.01.07 | 474 | 474 | |||||
16.01.07 | 5 200 | 5 200 | |||||
20.01.07 | 208 092 | 208 092 | |||||
24.01.07 | 1 200 | 1 200 | |||||
27.01.07 | 2 000 | 2 000 | |||||
30.01.07 | 1000 | 1 000 | |||||
Итого: | 500 199 | 4 874 | 1 200 | 6 700 | 512 973 |
Сальдо на конец 2900+512 973 – 514 673=1 200
Журнал-ордер №1.
Дата | С КТ счёта 50 в ДТ счетов. | Итого оборотов по КТ. | |||||
51 | 70 | 71 | 73 | 84 | 91/1 | ||
8.01.07 | 21 758 | 255 835 | 277 593 | ||||
12.01.07 | 11 760 | 5 554 | 17 314 | ||||
15.01.07 | 1 200 | 1 200 | |||||
15.01.07 | 1 100 | 1 100 | |||||
16.01.07 | 3 874 | 2 000 | 5 874 | ||||
21.01.07 | 35 911 | 35 911 | |||||
21.01.07 | 106 073 | 106 073 | |||||
22.01.07 | 38 345 | 38 345 | |||||
22.01.07 | 27 763 | 27 763 | |||||
24.01.07 | 1 500 | 1 500 | |||||
30.01.07 | 2 000 | 2 000 | |||||
Итого: | 27 632 | 475 687 | 9 354 | 2 000 | 514 673 |
Учёт расчетов с подотчётными лицами.
1. Отразить хозяйственные операции по расчётами с подотчётными лицами за январь.
2. Заполнить документы.
3. Составить журнал- ордер № 7.
Исходные данные:
№ п/п | Ф.И.О. Подотчётного лица. | Сальдо на 01.01.07. | |
ДТ | КТ | ||
1. | Величанский Е.Л. | 1 400 | |
2. | Бражник Р.А. | 474 | |
3. | Мишин М.Ю. | 1 100 | |
4. | Бахтеев А.Х. | 2 000 | |
5. | Рикунов И.К. | 1 000 | |
Итого: | 4 874 | 1 100 |