Характеристика организации бухучета на предприятии

 

Ответственность за организацию бухучета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несёт руководитель предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухучета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, требований главного бухгалтера.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Руководители могут:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение во главе с главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту;

г) вести учёт лично.

Принципы организации работы бухгалтерии базируются на законодательно-нормативных актах: Федеральном законе «О бухгалтерском учёте», «Положение по бухгалтерскому учёту», Учётной политике организации (ПБУ 1/98)», «Плане счетов бухучёта и инструкции по применению (приказ МФ РФ от 31 октября 2000г. №94 н)».

 Выбор организационной формы ведения бухучета – важный фактор рационализации учетного процесса, он зависит от величины предприятия, централизированного и децентрализированного учёта, количества структурных подразделений, объёма и ассортимента произведённой и проданной продукции, возможности использования современных автоматизированных технологий.

Вариантов ведения бухучёта на предприятии много рассмотрим два из них:

               а) предметный

               б) функциональный.  

Предметное разделение труда работников бухгалтерии предполагает распределение документов (счетов) согласно названиям отделов, а внутри в разрезе – учётного персонала.

При функциональном разделении труда работников бухгалтерии структурные подразделения создаются по участкам учётной работы. Каждый работник или определённая группа учётного персонала специализируется на выполнении однородных учётных операций. Такой вариант в большей степени соответствует формированию информационной системы путём использования современных автоматизированных технологий.

Установление структуры аппарата бухгалтерии и форм связи его с подразделениями предприятия решается одновременно с вопросом о централизации и децентрализации учёта.

На предприятиях с централизированным учётом учётный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведётся весь синтетический и аналитический учёт на основе первичных и сводных документов, поступающих из различных подразделений, осуществляющих лишь первичную регистрацию хозяйственной операций.

В организациях с децентрализированным учётом весь учётный аппарат находится в различных подразделениях, где сосредоточен синтетический и аналитический учёт, составляются балансы и отчётность. Главная бухгалтерия получает сводку балансов и отчётов подразделений и составляет сводный баланс и отчёты по предприятию. Кроме того, главная бухгалтерия контролирует постановку учёта в отдельных подразделениях предприятия.

Применение того или иного вида учёта зависит от количества подразделений предприятия, а также от их географического положения. Децентрализированный учёт чаще применяют в крупных организациях.

                                          Структура бухгалтерии.  

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объёма учётной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов:

Расчетный отдел бухгалтерии ведёт расчёты с рабочими и служащими по оплате труда и социального страхованию, осуществляет расчёты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчётность по оплату и заработной плате.

Материальный отдел занимается учётом расчётов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары.

Производственно – калькуляционный отдел осуществляет учёт издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и её себестоимости.

Отдел по учёту сбытовых операций учитывает наличие, и движение готовых изделий на складах отдела сбыта.

Отдел расчётных и валютных операций занимается учётом банковских и валютных операций.

Общий отдел бухгалтерии предприятия ведёт учёт всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятиях и носит название вертикальной.

На небольших предприятиях, как правило, применяется линейная структура.

 

                                Права и обязанности главного бухгалтера.

Функции:

1. Осуществляет организацию бухучёта финансово-хозяйственной деятельности, а также контроль за экономичным использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

2. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственной операций, по которым не предусмотрены типовые формы; разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчётности, а также обеспечению порядка проведения хозяйственных операций; соблюдению технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

3. Обеспечивает рациональную организацию бухучёта и отчётности в целом и её подразделениях на основе максимальной централизации учётно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учёта и контроля, формирование и представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

 Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от неё руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. Он должен руководствоваться в своей работе нормативных актах Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 21.01.96 г. №129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 27.08.98 г. №34-н. Главный бухгалтер несёт полную ответственность в формировании учётной политики, обеспечивает контроль за её исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов, за составлением в чётные сроки бухгалтерской отчётности, проведением экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов предприятия. Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает документы, служащие основанием для приёмки и выдачи ТМЦ и денежных средств, а также расчётные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договора. Без подписки главного бухгалтера данные документы недействительны и к исполнению не принимаются.

 Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю, который может своим распоряжением обязать принять указанные документы к исполнению; с этого момента ответственность за незаконность совершённых операций несёт руководитель предприятия.

В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухучёта.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц. Перечень лиц, имеющих право подписки первичных учётных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером.

Главный бухгалтер не может исполнять обязанности, непосредственно связанные с материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности, получать по чекам и другим документам денежные средства и ТМЦ для предприятия.    

         

                                Учёт операций на расчетном счёте.

№ п/п Дата           Хозяйственные операции ДТ КТ Сумма
1 05.01.07 Поступило по платёжному поручению №1 от ООО «Сантехмонтаж» 51 62 95 100
2 05.01.07 Оплачено по платежному поручению № 2 Заводу железобетонных изделий. 60 51 390 000
3 05.01.07 Оплачено по платёжному поручению №3 конторе МТС. 60 51 467 500
4 05.01.07 Оплачено с р/с по чеку 183421 Фроловой Р.О. 50 51 276 293
5 06.01.07 Получено по платёжному поручению №4 от ООО «Электромонтаж». 51 62 56 900
6 06.01.07 Получено по платёжному поручению №5 от ЗАО «Гаэстрой». 51 62 38 600
7 06.01.07 Получено по платёжному поручению №6 от Консервного завода. 51 62 15420 000
8 06.01.07 Оплачено по платёжному поручению №7 ООО «Главметалосбыт». 60 51 1213 700
9 06.01.07 Оплачено по платежному поручению №8 ООО «Витязь». 60 51 39 000
10 08.01.07 По квитанции 1 вносятся сверхлимитные остатки по кассе. 51 50 21 758
11 09.01.07 Оплачено по платёжному поручению №9 Пенсионному фонду. 69 51 39 600
12 09.01.07 Оплачено по платёжному поручению №10 Управлению механизации. 60 51 936 000
13 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению №11 Цементному заводу. 60 51 69 000
14 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению №12 Стекольному заводу. 60 51 169 300
15 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению №13 Комбинату стройматериалов. 60 51 562 000
16 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению №14 в местный бюджет. 68 51 34 500
17 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению №15 в областной бюджет. 68 51 15 000
18 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению №16 в федеральный бюджет. 68 51 6 500
19 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению № 17 в фонд социального страхования. 69 51 140 000
20 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению №18 Главному универмагу. 60 51 41 200
21 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению№19 Мебельному магазину. 60 51 83 600
22 12.01.07 Оплачено по платёжного поручению №20 Сергиенко Е Р. 60 51 9 500
23 12.01.07 Оплачено по платёжному поручению №21 Козлову Е.А. 60 51 6 100
24 12.01.07 Оплачено с р/с по чеку 18422 Фроловой  Р.О. 50 51 15 814
25 16.01.07 Получено по платёжному поручению №22 от Ремонтстройуправления. 51 62 32 360
26 16.01.07 Получено по платёжному поручению №23 от ОКС администрация города. 51 62 2000 000
27 16.01.07 По квитанции 2 вносятся сверхлимитные остатки по кассе. 51 50 3 874
28 20.01.07 Оплачено по платёжному поручению № 24 ЗАО «Нефтебаза». 60 51 63 000
29 20.01.07 Получено в кассу по чеку № 8485806 Фроловой Р.О. 50 51 208 092
30 21.01.07 Оплачено по платежному поручению №25 ЗАО «Лесхоз №3». 60 51 85 100

 

 

                                    

 

                                Выписка с Р/счета за 05.01.2007 г.

                       Расчетный счет 01234567898765432323

                       ООО «СМУ-5»

                       Дата последний операций 30.12.2006 г.

                      Входящей остаток 32 713 500р. 00 копеек.

№ п/п БИК банка по корреспондентам. Счет корреспондента. Оборот по ДТ Оборот по КТ
1 071212554 54321543215432293554 - 95 100
2 371212888 5432153215432293888 390 000 -
3 071212905 54321543215432293905 467 500 -
183421 646595323 01234567898765432323 276 293 -
Итого документов: 4        
Итого оборотов: 4        
Исходящий остаток: 31674807        

 

     Ведомость №1 журнал-ордер №1 касса. Сальдо на начало 2900

Дата

В ДТ счёта 50 с КТ счетов.

Итого оборотов по ДТ.

51 70 71 73 84 91/1
5.01.07 276 293           276 293
8.01.07     1 400       1 400
12.01.07 15 814           15 814
13.01.07           1 500 1 500
15.01.07     474       474
16.01.07           5 200 5 200
20.01.07 208 092           208 092
24.01.07       1 200     1 200
27.01.07     2 000       2 000
30.01.07     1000       1 000
Итого: 500 199   4 874 1 200   6 700 512 973

Сальдо на конец 2900+512 973 – 514 673=1 200

 

 Журнал-ордер №1.

Дата

С КТ счёта 50 в ДТ счетов.

Итого оборотов по КТ.

51 70 71 73 84 91/1
8.01.07 21 758 255 835         277 593
12.01.07   11 760 5 554       17 314
15.01.07     1 200       1 200
15.01.07     1 100       1 100
16.01.07 3 874       2 000   5 874
21.01.07   35 911         35 911
21.01.07   106 073         106 073
22.01.07   38 345         38 345
22.01.07   27 763         27 763
24.01.07     1 500       1 500
30.01.07 2 000           2 000
Итого: 27 632 475 687 9 354   2 000   514 673

 

                Учёт расчетов с подотчётными лицами.

1. Отразить хозяйственные операции по расчётами с подотчётными лицами за январь.

2. Заполнить документы.

3. Составить журнал- ордер № 7.

Исходные данные:

№ п/п

Ф.И.О. Подотчётного лица.

         Сальдо на 01.01.07.

           ДТ        КТ
1. Величанский Е.Л.  1 400  
2. Бражник Р.А. 474  
3. Мишин М.Ю.   1 100
4. Бахтеев А.Х. 2 000  
5. Рикунов И.К. 1 000  
Итого:   4 874 1 100

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: