○ PROLOG ○ LISP ○ PERL ○ Рефал
4. Эвристика – это…
o алгоритм, позволяющий решить задачу за конечное число шагов
o правила, которые позволяют сделать выбор при отсутствии точных теоретических обоснований
o модель представления знаний
o подход, основанный на глубинных знаниях
5. Экспертные системы применяются для решения…
o сложных плохо формализуемых задач
o формализованных проблем
o задач моделирования
o бета-тестирования
6. Признаками интеллектуальной информационной системы являются функции:
коммуникативные способности
решение сложных плохо формализуемых задач
способность к самообучению
адаптивность
7. Индуктивные системы позволяют обобщать примеры на основе принципа…
o «от частного к общему»
o «от общего к частному»
o «обучение без учителя»
o «обучение с учителем»
8. К самообучающимся системам относятся…
o нейронные сети
o интеллектуальные базы данных
o CASE-технологии
o мультиагентные системы
9. База знаний экспертной системы предназначена для …
|
|
o хранения текущих данных решаемой задачи
o хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область
o формирования последовательности применения правил
o тестирования системы
10. Модель представления знаний, основанная на системе исчисления предикатов первого порядка:
o логическая
o фреймовая
o модель семантической сети
o продукционная
11. Характерная черта ИИС, отличающая ее от традиционных систем обработки информации:
o использование знаний
o концепция последовательной обработки информации во времени
o использование данных
o использование языков процедурного типа
12. Базой для создания языка логического программирования PROLOG послужило…
o правило резолюции
o доказательство с введением допущения
o правило подстановки
o приведение к противоречию
Три основные компоненты экспертной системы продукционного типа -
база правил
рабочая память
механизм вывода
указатель типа данных
Основные аспекты извлечения знаний
психологический
лингвистический
гносеологический
математический
15. Мультиагентные системы – это …экспертные системы, основанные на интеграции нескольких разнородных источников знаний
o динамические
o статические
o индуктивные
o адаптивные
16. Рекуррентные сети содержат … связи, благодаря которым становится возможным получение отличающихся значений выводов при одних и тех же входных данных
o обратные
o прямые
o параллельные
O смешанные
17. Построение модели нейронной сети включает…этапов
o пять
o четыре
o три
o шесть
Способы реализации нейронных сетей
|
|
аппаратный
программный
смешанный
математический
5. ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Адаменко А. Н., Кучуков А.М. Логическое программирование и Visual Prolog.-СПб.: БВХ-Петербург, 2003. - 992 с.
2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы [текст]: Учебник/ А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 424 с.
3. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Фин. и стат., 2005. - 768 с.
4. Круглов В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001.-382 с.
5. Леонтьев В.П. Большая энциклопедия компьютера и Интернета 2005. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 1104 с.
6. Непейвода Н.Н. Стили и методы программирования [текст]: Курс лекций. Учебное пособие/ Н.Н. Непейвода. – М.: Интернет-Университет информационных технологий, 2005. – 320 с.
7. Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. - М.: Наука, 1997.
8. Построение экспертных систем: Пер. с англ. / Под ред. Ф. Хейес-Рота, Д. Уотермена, Д. Лената. — М.: Мир, 1987.
9. Тарков М.С. Нейрокомпьютерные системы [текст]: Учебное пособие. М.С. Тарков. – М.: БИНОМ, 2006. – 142 с.
10. Таунсенд К., Фохш Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ: Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1990.
Дополнительная
11. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. — СПб.: Питер, 2000.
12. Искусственный интеллект: Справочник. В 3 кн. Кн. 1. Системы общения и экспертные системы/Под ред. Э.В. Попова. — М.: Радио и связь, 1990.
13. Искусственный интеллект: Справочник. В 3 кн. Кн. 2. Модели и методы/ Под ред. Д. А. Поспелова. — М.: Радио и связь, 1990.
14. Искусственный интеллект: Справочник. В 3 кн. Кн. 3. Программные и аппаратные средства/Под ред. В.А. Захарова, В.Ф. Хорошевского. — М.: Радио и связь, 1990.
15. Ларичев О. И. Системы, основанные на экспертных знаниях: история, современное состояние и некоторые перспективы: Сб. науч. тр. Седьмой национальной конф. по искусств. интеллекту с междун. участием. — М.: Изд-во физико-математической литературы, 2000.
16. Осуга С. Обработка знаний: Пер. с яп. - М.: Мир, 1989.
17. Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие / Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот. - М.: Финансы и статистика, 1996.
18. Тельнов Ю. Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учеб. пособие. - М.: СИНТЕГ, 1998.
Учебная программа
по специальной дисциплине
« МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ»
»
ВВЕДЕНИЕ
Цель курса -. формирование целостной системы знаний о создании, поиске и использовании мировых информационных ресурсов в интересах эффективного решения прикладных задач экономики и бизнеса.
Задачами курса являются. ознакомить слушателей с:
· основными понятиями дисциплины;
· мировыми и российскими рынками информационных ресурсов;
· классификацией мировых информационных ресурсов;
· характеристиками Интернета и ее основных информационных сервисов;
· принципами работы поисковых систем;
· принципами поиска и оценки информации в Интернете.
· проблемами информационной безопасности.
После обучения по данной программе слушатель должен:
а)знать:
· основные понятия дисциплины;
· мировые и российские рынки информационных ресурсов;
· классификацию мировых информационных ресурсов;
· характеристики Интернета и ее основных информационных сервисов;
· принципы работы поисковых систем;
· принципы поиска и оценки информации в Интернете.
· проблемы информационной безопасности.
б) уметь:
· находить информационных ресурсы для решения прикладных задач;
· выбирать способы доступа к информации и способы поиска информации;
· эффективно работать с различными поисковыми системами;
|
|
· искать информацию в Интернете;