· о роли информации в развитии общества и экономики;
· о правовых основах работы с информацией;
· о характеристиках основных структур мировых информационных ресурсов;
· об основных источниках и производителях информационных ресурсов;
· о технологии взаимодействия с сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы (по отраслям);
· о технологии взаимодействия с сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы (по отраслям).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Информация и бизнес. Информация. Информационные ресурсы. Информатизация. Роль информации в развитии общества. Роль информации в развитии экономики. Перспективы развития информационного общества. Нетократия и консьюмтариат. Информационная грамотность. Управление информационными ресурсами в бизнесе. Конкурентная разведка. Правовые основы работы с информацией. Категории доступа к информации. Интеллектуальная собственность. Защита интеллектуальной собственности.
Тема 2. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия. Информация как продукт. Понятие информационного продукта, особенности спроса, предложения, рыночного равновесия. Структура информационного рынка. Состояние мирового рынка информации. Этапы развития мирового рынка информации. Состояние российского рынка информации. Основные источники информационных ресурсов. Основные поставщики информационных ресурсов.
|
|
Тема 3. Мировые информационные ресурсы: определение, классификация и характеристика основных структур (баз данных, сетей) по различным признакам. Классификация мировых информационных ресурсов. Государственные информационные ресурсы. Экономическая и статистическая информация. Деловая и коммерческая информация. Биржевая и финансовая информация. Справочная информация. Юридическая информация. Массовая, потребительская информация. Научно-техническая информация. Характеристика систем доступа к информации. Библиотечная сеть. Полнотекстовые электронные базы данных. Характеристика сетевых коммуникаций. Рынок программного обеспечения доступа к информации.
Тема 4. Мировые информационные сети: структура информации, правила поиска, практикум. Структура Интернета. Протоколы Интернета. Основные службы и сервисы. Способы представления информации. Способы доступа к информации. Характеристика клиентских программ доступа. Принципы работы поисковых систем. Программные компоненты поисковых систем. Технология проведения информационного поиска. Социальные сети как источник информации. Электронные базы данных: организация доступа и поиска. Перспективы развития Интернета как информационной сети.
|
|
Тема 5. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами (по отраслям) через специализированные сетевые структуры. Взаимодействие с сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы (по отраслям). Взаимодействие с сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы (по отраслям). Работа в электронных библиотеках. Электронное образование и дистанционное обучение. Информационно-аналитические системы. Проблемы информационной безопасности. Несанкционированный доступ к информационным ресурсам. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины реализуется в форме отработки полученных знаний на практике. В учебной аудитории методы и приемы разбираются на практике, выполняются поиски, обсуждения.
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Контрольная работа
Контрольная работа состоит из двух частей:
1. Краткий реферат не менее 2 источников дополнительной литературы (одна страница по каждому источнику) с изложением основных выводов авторов источников по каждой теме дисциплины и вашей аргументированной критической оценки этих выводов.
2. Опишите каждое из понятий так, чтобы его мог понять среднестатистический гражданин:
· Dialog
· Dun and Bradstreet
· EBSCO Publishing
· Factiva
· Gale Directory
· LEXIS–NEXIS
· Questel
· Reuters
· ScienceDirect
· Авторское право
· Деловые ресурсы Интернета
· Документированная информация (документ)
· Знание
· Инновационный процесс
· Интегрум-Техно
· Информатизация
· Информационная грамотность
· Информационная индустрия
· Информационные процессы
· Информационные ресурсы
· Информационный бизнес
· Информационный брокер
· Информационный потенциал
· Информация
· Коммерческая тайна
· Конфиденциальная информация
· Нетократия
· Патент
· Персональные данные
· «Рассеивание» информации
· Рынок информационных услуг
· Свободное программное обеспечение
· Экономика знаний
Вопросы к зачету
1. Информация. Информационные ресурсы. Информатизация.
2. Роль информации в развитии общества. Роль информации в развитии экономики.
3. Перспективы развития информационного общества. Нетократия и консьюмтариат.
4. Информационная грамотность.
5. Управление информационными ресурсами в бизнесе.
6. Конкурентная разведка.
7. Правовые основы работы с информацией. Категории доступа к информации.
8. Интеллектуальная собственность. Защита интеллектуальной собственности.
9. Информация как продукт. Понятие информационного продукта, особенности спроса, предложения, рыночного равновесия.
10. Структура информационного рынка.
11. Состояние мирового рынка информации. Этапы развития мирового рынка информации.
12. Состояние российского рынка информации.
13. Основные источники информационных ресурсов. Основные поставщики информационных ресурсов.
14. Классификация мировых информационных ресурсов.
15. Государственные информационные ресурсы. Экономическая и статистическая информация.
16. Деловая и коммерческая информация.
17. Биржевая и финансовая информация.
18. Справочная информация. Юридическая информация.
19. Массовая, потребительская информация.
20. Научно-техническая информация.
21. Характеристика систем доступа к информации.
22. Библиотечная сеть. Полнотекстовые электронные базы данных.
23. Характеристика сетевых коммуникаций.
24. Рынок программного обеспечения доступа к информации.
25. Структура Интернета. Протоколы Интернета. Основные службы и сервисы.
26. Способы представления информации.
27. Способы доступа к информации. Характеристика клиентских программ доступа.
|
|
28. Принципы работы поисковых систем. Программные компоненты поисковых систем.
29. Технология проведения информационного поиска.
30. Социальные сети как источник информации.
31. Электронные базы данных: организация доступа и поиска.
32. Перспективы развития Интернета как информационной сети.
33. Взаимодействие с сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы (по отраслям).
34. Взаимодействие с сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы (по отраслям).
35. Работа в электронных библиотеках.
36. Электронное образование и дистанционное обучение.
37. Информационно-аналитические системы.
38. Проблемы информационной безопасности. Несанкционированный доступ к информационным ресурсам.
39. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов.
Тестовые задания
1. Начало «информационного века» - расходы на IT превысили расходы на промышленное оборудование?
a) 1991
b) 1992
c) 1998
d) 2000
2. Какое свойство не принадлежит информационному ресурсу?
a) Сетевые эффекты.
b) Существование независимо от пространства.
c) Отсутствие физического износа.
d) Рост в стоимости со временем.
3. Проблема экономического пиратства связана с тем, что защита цифрового продукта:
a) Требует использования редких ресурсов.
b) Экономически выгодна.
c) Требует ограничения рынков вокруг обращающихся цифровых продуктов.
4. Что такое парадокс производительности?
a) Не соответствующий ожиданиям рост производительности труда в результате внедрения информационных технологий.
b) Превышающий все ожидания рост производительности труда в результате внедрения информационных технологий.
c) Отсутствие результата от внедрения информационных технологий.
5. Выберите причину, которая не влияет на рост потребности в квалифицированных информационных посреднических услугах по мере расширения и усложнения электронного рынка.
a) Экспоненциально возрастающее число вариантов.
b) Концентрация продавцов на комплексных решениях.
|
|
c) Потребность в консультанте и гаранте сделки.
d) Необходимость в соблюдении анонимности.
6. Что такое информационная асимметрия?
a) Ситуация, в которой относительная рыночная власть двух сторон, принимающих участие в сделке, определяется одной стороной, владеющей большим количеством информации, необходимой для осуществления сделки.
b) Ситуация, в которой цена товара определяется стороной, способной ограничить доступ к информации, необходимой для осуществления сделки.
c) Ситуация, в которой цена товара определяется стороной, владеющей большим количеством информации, необходимой для осуществления сделки.
d) Ситуация, в которой сделка может быть осуществлена только при условии, что одна сторона владеет большим количеством информации, необходимой для осуществления сделки, в сравнении с другой стороной.
7. Товаром на рынке информационных услуг являются:
a) компьютеры, оргтехника;
b) программное обеспечение;
c) информация.
8. Информация, переданная установленным порядком юридическим лицом государству:
a) переходит в собственность государства;
b) становится совместным владением юридического лица и государства;
c) остается в собственности только юридического лица.
9. Для фирмы — владельца баз данных в России - регистрация:
a) добровольная;
b) обязательная.
10. Агентство, ведущее в России базы персональных данных, обязано иметь лицензию:
a) нет;
b) да.
11. Информационные ресурсы субъектов Российской Федерации являются государственными:
a) нет;
b) да.
12. Владелец информационных ресурсов обладает большими правами, чем собственник:
a) нет;
b) да.
13. Не являются объектами авторского права:
a) производные произведения (переводы, аннотации, рефераты);
b) сборники и другие составные произведения;
c) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
14. Сколько обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, журналов на русском языке производители документов предоставляют государству?
a) 16;
b) 57;
c) 100.
15. Производители документов предоставляют государству обязательные бесплатные экземпляры документов:
a) в день выхода в свет первой партии тиража;
b) в течение недели;
c) в течение месяца.
16. Основной объем услуг на мировом информационном рынке оказывают:
a) государственные информационные службы;
b) коммерческие информационные службы.
17. Расположение групп информации по убыванию требований по оперативности представления:
a) научно-техническая;
b) биржевая и финансовая;
c) статистическая;
d) коммерческая.
18. Информационные центры-генераторы выполняют функции:
a) сбор информации;
b) ведение баз данных;
c) обслуживание потребителей.
19. На мировом рынке информационных услуг преобладает следующий вид доступа:
a) в режиме онлайн;
b) в режиме офлайн;
c) приобретение компакт-дисков (CD-ROM).
20. Какая компания является лидером на мировом рынке биржевой и финансовой информации:
a) Telerate;
b) Dow Jones;
c) Reuters.
21. Компания Reuters является:
a) генератором;
b) поставщиком;
c) генератором и поставщиком.
22. Компания Dun & Bradstreet является:
a) генератором;
b) поставщиком;
c) генератором и поставщиком.
23. Какая часть веб-ресурсов в Интернете доступна для просмотра поисковой машине?
a) менее 30%.
b) около 50%;
c) более 90%
24. По объему накопленной информации Интернет превосходит профессиональные базы:
a) да;
b) нет.
25. Лидерами на мировом рынке в области информации об интеллектуальной собственности являются:
a) Dun&Bradstreet;
b) LexisNexis;
c) Dialog;
d) Data-Star;
e) Questel.
26. Какое ведущее мировое агентство предоставляет ценовую информацию на товары:
a) Reuters;
b) Tradstat;
c) Dun&Bradstreet.
27. Число профессиональных баз данных на мировом информационном рынке составляет:
a) менее 10 тыс.;
b) около 20 тыс.;
c) более 30 тыс.
28. Число информационных агентств-генераторов на мировом рынке:
a) менее 2 тыс.;
b) около 3 тыс.;
c) более 3,5 тыс.
29. Какой сектор мировых информационных ресурсов имеет наибольшую аудиторию?
a) деловой информации;
b) научно-технической информации;
c) потребительской информации.
30. Сколько крупных информационных агентств-поставщиков на мировом рынке?
a) более 4,2 тыс.; b) около 3,5 тыс.; c) менее 3 тыс.
31. При поиске конкретной информации в Интернете целесообразно использовать:
a) поисковые системы;
b) каталоги.
32. Доля затрат западных компаний на информационные исследования:
a) 0-5%;
b) 5-10%;
c) 10-15%;
d) 15-20%.
33. Наибольшее число пользователей из информационных систем имеет:
a) LexisNexis;
b) Dialog;
c) Data-Star.
34. В профессиональных базах представлены в основном числовые данные?
a) да;
b) нет.
35. В России на информационном рынке преобладающим является:
a) режим онлайн;
b) режим офлайн;
c) приобретение компакт-дисков и печатной продукции.
36. Вся опубликованная информация представлена в сети Интернет?
a) да;
b) нет.
37. Информация о какой составляющей внешней среды наиболее труднодоступна?
a) общее состояние экономики;
b) состояние отраслевого рынка;
c) состояние рынка конкретной продукции.
38. Лидером по числу установленных справочных правовых систем на российском рынке является:
a) "Гарант";
b) "Эталон";
c) "Кодекс";
d) "КонсультантПлюс".
39. Неофициальная правовая информация - это:
a) информация, получаемая из неофициальных источников;
b) материалы и сведения о законодательстве и практике применения, не влекущие правовых последствий.
40. Допускается ли цитирование отрывков из обнародованных произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:
a) не допускается;
b) допускается, но с обязательным указанием автора и источника заимствования.
41. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
a) Асу-Импульс;
b) Бизнес-Карта;
c) Информсистема.
42. Назовите наиболее крупную интегрированную информационную систему в России:
a) Интегрум-Техно;
b) ИКС МИР;
c) Интерфакс.
43. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
a) Асу-Импульс;
b) Бизнес-Карта;
c) Информсистема.
44. Регистрационные данные по предприятию или фирме, зарегистрированной на территории России, можно получить:
a) в Государственной регистрационной палате;
b) в региональных регистрационных палатах;
c) в налоговой инспекции.
45. Чем обеспечивается достоверность информации в профессиональных базах?
a) лицензионным соглашением, заключаемым с поставщиками информации;
b) регулярной проверкой информации;
c) получением информации от первых источников.
46. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
a) каталог Информрегистра;
b) The Gale Directory;
c) Ulrich's Periodicals Directory.
47. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
a) национальные статистические службы;
b) государственные научно-исследовательские институты;
c) межправительственные организации.
48. Доля текстовой информации в профессиональных базах составляет:
a) 58%;
b) 72%;
c) 84 %.
49. Качество поиска оценивается семантическими показателями. Выберите из перечисленных ниже свойств информации те, которые относятся к семантическим показателям:
a) адекватность;
b) актуальность;
c) достоверность;
d) пертинентность;
e) релевантность.
50. Что нельзя отнести к секторам рынка деловой информации?
a) профессиональная информация;
b) интернет-технологии;
c) информационное сопровождение бизнеса;
d) деловые издания.
51. Какая база является библиографической базой данных?
a) база оригинальных информационных материалов;
b) база рефератов;
c) база информационных материалов СМИ;
d) база с первичной информацией.
52. Что не является свойством информации?
a) информация не потребляема (не амортизируется);
b) информация неосязаема;
c) информация не может быть объектом правоотношений безотносительно к ее носителю, содержанию;
d) на информацию можно закрепить исключительное право.
53. Что означает оператор && в поисковом выражении Яндекса?
a) бинарный оператор И НЕ (в пределах предложения);
b) логическое ИЛИ;
c) обязательное наличие слова в найденном документе.
54. Что не входит в информационные ресурсы Государственной системы статистики?
a) информационные ресурсы органов государственной власти;
b) информационные фонды по отраслям статистики;
c) Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО);
d) статистическая информация первичных отчетов.
55. Что не входит в сектор «информационное сопровождение бизнеса» рынка деловой информации?
a) правовые базы данных;
b) юридические услуги;
c) консалтинг и аудит;
d) поисковые системы в Интернете.
56. Где применяется онлайновый каталог публичного доступа (OPAC)?
a) в электронных библиотеках;
b) в магазинах;
c) в книгах (монографиях);
d) в учебных заведениях.
57. Что означает оператор & в поисковом выражении Яндекса?
a) группирование слов;
b) логическое И (в пределах предложения);
c) логическое ИЛИ;
d) поиск фразы.
58. Что такое «релевантность» информации?
a) предметная область информации;
b) нужность информации для принятия решения;
c) отсутствие в информации скрытых ошибок;
d) отношение смысловой близости между содержанием информации и запросом пользователя – важность.
59. Что не является видом информационных ресурсов?
a) документы;
b) Интернет;
c) компьютерные программы;
d) произведения искусства, литературы, науки.
60. Основным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России является:
a) закон "О средствах массовой информации";
b) закон "О коммерческой тайне";
c) закон "Об информации, информатизации и защите информации";
d) закон "Об авторском праве и смежных правах".
61. Какой способ доступа к данным в настоящее время преобладает на рынке информационных услуг?
a) диалоговый;
b) пакетный;
c) с приобретенных компакт дисков;
d) с других носителей информации.
62. Что такое информатизация?
a) Процесс создания условий для удовлетворения информационных потребностей общества;
b) Процесс внедрения информационных и коммуникационных технологий;
c) Процесс внедрения технических средств создания, доступа и обмена информациией между членами общества;
d) Процесс создания условий для внедрения информационных и коммуникационных технологий.
5. ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея, 2004. - 424 с.
2. Бард А., Зодерквист Я. NETократия, - Стокгольмская школа экономики, 2004
3. Конкурентная разведка в Интернет / В.В. Дудихин, О.В. Дудихина. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: Изд-во «НТ-Пресс», 2004. – 229 с.
4. Родионов И. И. Рынок информационных услуг и продуктов / И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев. - М.: МК-Периодика, 2002. - 549 с.
5. Управление информационными ресурсами: учебник / А.В. Хорошилов, С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская; под ред. А.В. Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.
Дополнительная
1. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.93 г. №5485-1.
2. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.91 г. №2124-1.
3. Постановление Правительства РФ"Об обязательном экземпляре изданий" от 3.12.02 г. № 859.
4. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.04 г. №98-ФЗ.
5. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 г. №24-ФЗ.
6. Федеральный закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 19.07.95 г. №110-ФЗ.
7. Федеральный закон РФ "Об обязательном экземпляре документов" от 29.12.94 г. № 77-ФЗ.
8. Базы данных России: каталог. - Вып. 5. - М.: НТЦ. Информрегистр, 1999. - 330 с.
9. Бизнес-разведка и информационный менеджмент / Информационные ресурсы № 7, 2002.
10. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий СпбГУКИ / В.В. Брежнева, В. А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2004. - 304 с.
11. Букович У. Управление знаниями: руководство к действию/У. Букович, Р. Уилльямс. - М.: Инфра-М, 2002. - 504 с.
12. Введение в информационный бизнес: Учеб. пособие / О.В. Голосов, С.А. Охрименко, А.В. Хорошилов и др.; под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 240 с.
13. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова и В.Л. Камынина. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ООО НПО "Вычислительная математика и информатика", 2000. - 319 с.
14. Веревченко А.П. Споры о разведке / http://it2b.ru/it2b2.view3.page135.html
15. Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. - Эксмо, 2005
16. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров. «Управление развитием организации. Модуль 17. – М.: ИНФРА-М, 1999.
17. Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск).- СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 188 с.
18. Земское А. И. Электронные библиотеки / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг: учеб. пособие. - М, 2001. - 72 с.
19. Иноземцев В.Л. Современное; постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М.: Логос, 2000
20. Кастельс Мануэль. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, М.: ГУ ВШЭ, 2000
21. Келли Кевин. Новые правила для новой экономики. Двенадцать принципов преуспевания в бурно меняющемся мире / Знание-Сила. № 4, 1998
22. Келли Кевин. Новые правила для новой экономики: 10 радикальных стратегий для взаимосвязанного мира. - Изд-во «Викинг пресс», 1998
23. Кирилова О. В. Периодические издания для бизнеса в традиционной и электронной форме //Актуальные проблемы Европы: Информ. обеспеч. бизнеса: опыт Зап. Европы и США 2004/1 // Сб. науч. тр. ИНИОН РАН - М: ИНИОН РАН, 2004. -С. 105-121.
24. Климов В. Промышленный шпионаж как основа грязных информационных технологий и современных информационных войн / Мир и безопасность №3, 2002
25. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учеб. пособие для вузов. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.
26. Кравец Л. Г., Обрезанов С. А. Интеллектуальные ресурсы конкурентной разведки. - М.: Права человека, 2004.
27. Ландэ Д.В. Поиск знаний в Internet. Профессиональная работа.: пер. с англ. - М.: Вильяме, 2005. - 272 с.
28. Литвинова Н.Н. Интернет: доступ к зарубежной периодике // Мир библиографии. – 2000. – № 4.- С. 2-6.
29. Лиходедов Н.П. Информационные ресурсы для бизнеса / Н.П. Лиходедов, Л.Е. Толстых. - СПб.: Элби, 1998. - 184 с.
30. Майоров С.И. Информационный бизнес. Коммерческое распространение и маркетинг. - М: Финансы и статистика, 1993. - 128 с.
31. Машурцев В.А. Якушева Н.М. Мировые информационные ресурсы, сети и методы работы с ними Учеб. пособие М.: ГУУ, 1999.
32. Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 335 с.
33. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. — М.: Книжный дом «Университет», 2002
34. Нонака И. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, X. Такеучи; пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. - 384 с.
35. Образовательные Интернет-ресурсы / А.Ю.Афонин, В.Н. Бабешко, М.Б. Булакина и др.; под. ред. А.Н. Тихонова и др.; ГНИЙ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2004. - 287 с.
36. Паринов С. Истоки Интернет-цивилизации/ http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/net-istoki.htm
37. Паринов С.И., Яковлева Т.И., Экономика 21 века на базе Интернет-технологий / http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/economy21.htm
38. грамотности и их внедрение в образовательную деятельность российских вузов / С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская // Учеб-метод, проблемы наукоемких технологий образования. Межвуз. сб. науч-метод. тр. - Т. 11: под общ. ред. К.И. Курбакова. - М.: КОС ИНФ, 2005. -105 с.
39. Селетков С.Н. Практикум по курсу "Мировые информационные ресурсы". - М: МЭСИ, 2002. - 34 с.
40. Степанов В.К. Бесплатные Интернет-библиотеки: перспективы существования в России // Матер. 12-й Междунар. конф.l "Крым 2005", ГПНТБ Россия, Ассоциация ЭБНИТ, 2005. - CD.
41. Степанов В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций // Матер. 12-й Междун. конф. "Крым 2005", ГПНТБ Россия, Ассоциация ЭБНИТ, 2005. - CD.
42. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 256 с.
43. Стрелец И.А. Сетевая экономика. – М.: Эксмо, 2006
44. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология; Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999
45. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: учеб.-практ. пособие. - М.: Юристъ, 2001. — 256 с.
46. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2003. — 232 с.
47. Хадиаров Г. Г. Структура информационных ресурсов для бизнеса // Актуальные проблемы Европы. Информ. обеспеч. бизнеса: Опыт Зап. Европы и США: Сб. науч. тр. РАН ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. проблем. Отд. Зап. Европы и США / Ред.-сост. А.К. Субботин. - М.: ИНИОН РАН, 2004. - С. 94-104.
48. Хеннжгер М. Эффективные стратегии поиска в Internet: пер.с англ. - М.: Центр-пресс, 1998. - 160 с.
49. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности / Дж. Ходжсон. Вопросы экономики. - 2001. -№ 8.
50. Хорошилов А. В., Селетков С. Н. Мировые информационные ресурсы Изд-во: Питер, 2004 г. 176 с.
51. Хохуля М. Дайджест для Биг Босса // Компаньон, 08.09.2003.
52. The Global Knowledge Flows and Economic Development. OECD, 2004 - p.195.
53. The New Economy beyond the Hype. The OECD Growth Project. OECD, 2001. p. 105.
Электронные ресурсы
54. http://www.informika.ru/ – Официальный сервер Минобразования России, содержит ссылки на информ. ресурсы системы высшего проф. образования России
55. http://www.it2b.ru/ - Технологии разведки для бизнеса
56. http://www.internic.net/ – Internet's Network Information Center
57. http://www.loc.gov/ – Библиотека Конгресса США
58. http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/journals1.htm - Научные журналы в сети Интернет
Учебная программа
по специальной дисциплине
« ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ »
ВВЕДЕНИЕ
Цель курса -. получение слушателями как будущими специалистами в области информационных технологий необходимых и достаточных знаний и навыков о современных методах и средствах защиты информации.
Задачами курса являются. освоение современных методов и средств защиты информации в компьютерных информационных системах с целью применения полученных знаний на практике.
После обучения по данной программе слушатель должен:
а)знать:
· сущность и содержание дисциплины «Информационная безопасность»;
· доктрину информационной безопасности Российской Федерации;
· юридические аспекты информационной безопасности;
· основные типы и виды компьютерных вирусов;
· основные виды сетевых угроз и атак;
· управление рисками информационных систем;
· криптографические основы информационной безопасности;
· методы обеспечения информационной безопасности компьютерных систем;
· основные методы использования криптографии (шифрования) для защиты информации;
·
б) уметь:
· использовать основные современные средства обнаружения вредоносного программного обеспечения (вирусы, программы-шпионы, трояны и т.д.);
· производить обнаружение сетевых атак компьютерной системы;
· выявлять уязвимые места компьютерных систем и обеспечивать их защиту;