Теория мотивации Фредерика Герцберга

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой:

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности,  ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа.

Вторая группа факторов (мотиваторы) мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.  

Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.

Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Теория мотивации Дэвида МакКлелланда

 С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.                                        

Согласно теории МакКлелланда люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии пределенных должностей в организации.

Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому. Взаимосвязь всех перечисленных теории мотивации можно увидеть в приложении 1.

Вывод по первому разделу:

Таким образом, мотивация персонала одна из главных задач менеджмента и управления в целом. Так как именно человеческие ресурсы являются на сегодняшний день ведущей силой любой организации. Именно рациональное использование человеческой силы может привести к эффективности организации. Что бы персонал отдавал максимум своей силы и не опустошался, надо мотивировать своих сотрудников таким образом, что бы они приходили на работу как в свой второй дом, а не как в зону тюремного заключения.

Джо Баттен задается вопросами:

«Можете ли вы побудить своих коллег и подчиненных так же радеть за успех компании, как и вы? Можете ли вы их заставить работать на пике производительности, отдавая все свои силы с энтузиазмом, а не со злостью? Можете ли вы убедить их вести себя сознательно и этично, придерживаться определенных норм поведения, что поможет им чувствовать себя веселыми, удовлетворенными и поднимет им самооценку и в то же время подкрепит бодрую, дружескую обстановку? Можете ли вы побудить их задуматься о самореализации, не в ущерб компании или ее сотрудникам?»- И сам же отвечает на вопрос одним предложением: - «Для этого нужно владеть искусством мотивации». [6] Азы мотивации приводит в своей книге Ш. Ричи в своей книге: «Управление мотивацией».

 



Раздел 2. Мотивационные факторы для успешного управления мотивацией персонала в организации.

 

В своей книге Шейли Ричи приводит основные двенадцать факторов мотивации с помощью которых должны руководствоваться любой управляющий при мотивации своих подчиненных.

Система мотивационных факторов по теории Ш. Ричи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: