Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области денежных, расчетных и кредитных операций.
Большое значение приобретают хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий. Хозяйственные связи - это необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойное снабжение, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с покупателями за купленные ими товары, заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, а также векселей и чеков, замещающих наличные деньги, путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками.
|
|
Цель курсовой работы – управление денежными активами на предприятии.
Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Старт+».
В соответствии с целью работы в ходе ее выполнения решались следующие задачи:
1. исследовать теоретические основы управления денежных средств;
2. изучить принципы управления денежных средств в исследуемом предприятии;
3. рекомендовать мероприятия по совершенствованию управления денежными средствами.
При написании работы были использованы следующие методы. Из методов обследования (сбора данных) использовано изучение документов предприятия, отражающих показатели его деятельности. Из методов анализа выбраны системный анализ (сбор, систематизация и изучение сведений, характеризующих состояние учета денежных средств) и динамический метод (расположение данных в динамическом ряду - для выявления тенденций).
|
|
При написании работы были использованы следующие материалы:
1. бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия;
2. регистры синтетического и аналитического учета;
3. инструктивный материал, подготовленный на предприятии.
1. Характеристика рыночной среды предприятия
Основным документом, которым руководствуются в своей производственно хозяйственной деятельности – это Конституция РФ, имеющая прямое действие, в которой в части 2 ст. 8. закрепляется частная собственность, а также определяется судебный порядок защиты своих прав.
Гражданским Кодексом определяются основные нормы ведения хозяйственной деятельности на территории РФ. В частности в ст. 2 части 1 Гражданского Кодекса сказано: «гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».
Правовое положение предприятий различных организационно –правовых форм определяется законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.
Основными законами, регулирующими отношения в финансовой сфере хозяйствующего субъекта, являются законы в области бухгалтерского учета и налогов.
Налоговый Кодекс РФ закрепляет основы налоговой системы и определяет порядок, сроки уплаты обязательных платежей - налогов и сборов.
Немаловажную информационную и нормативно – правовую нагрузку несет закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Общие положения по бухгалтерскому учету устанавливаются законом «О бухгалтерском учете». В данном законе в ст. 1 указывается, что «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
Регулирование ведения бухгалтерского учета в организациях осуществляется положениями по бухгалтерскому учету. Например, Приказом Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» утверждаются формы и порядок составления бухгалтерской отчетности.
Вопросам безопасности и охраны коммерческой тайны в основном регламентированы Гражданским кодексом и законами, регулирующими охрану интеллектуальной собственности.
В системе управления деятельностью любого предприятия в современных условиях наиболее сложным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже XIX—XX веков оформились в специализированную область знаний, получившую название «финансовый менеджмент» (известный американский специалист в области финансового менеджмента — Ю. Бригхем — связывает его зарождение как самостоятельной научной дисциплины в США, где впервые возник этот термин, с 90-ми годами XIX столетия).
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.
|
|
Процесс управления - совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций управления, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение целей социально-экономической системой на основе применения управленческих принципов, методов и средств.
Каждая функция управления представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.
Например, Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется следующим: предвидеть - изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия; согласовывать - связывать и объединять, сочетать все действия и все усилия; контролировать - наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжения.[4] Данные функции можно назвать чисто административными.
Анализ современной литературы и мировой практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании функциональной концепции процесса управления. Несмотря на некоторые расхождения в названных функциях и в определении их состава наблюдается устойчивая тенденция определять управленческий цикл фирмы через последовательность исходных функций менеджмента. Естественно, что содержание функций управления в системе российского менеджмента претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Файля и Г. Эмерсона, и в связи с кардинальными изменениями экономических отношений в рыночной экономике России.
|
|
Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихе-виористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дальнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Например, М. Мэскон в своей фундаментальной работе «Основы менеджмента» выделяет четыре функции менеджмента: «Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль». [7]
А.П. Иванов так определяет состав функций управления: «К числу основных функций управления относятся: планирование, организация, координация, активизация, контроль, учет.
Планирование - первая и главная из всех управленческих функций. Она отражает цели и задачи предприятия в целом и его подразделений, определяет пути и средства к достижению поставленных целей.
Организация включает в себя выбор и формирование структуры объекта и структуры управления им в соответствии с установленными целями, наделение руководителей подразделений соответствующими полномочиями, установление взаимосвязей между этими подразделениями, создание системы информационного обеспечения.
Координация - это установление соответствия, согласованности в действиях всех групп и звеньев управляемого объекта.
Активизация означает побуждение коллектива к активному действию, к достижению высокой результативности и эффективности в труде.
Контроль - это наблюдение и проверка соответствия реального хода и развития процесса, его результатов плановым показателям, нормам, ГОСТам, инструкциям и т.д. Контроль представляет собой оборотную сторону планирования.
Функция учета включает в себя подведение итогов выполнения коллективом предприятия, цеха, участка плана или отдельных этапов его осуществления.
Однако эти функции в силу многообразия задач, решаемых коллективом предприятия, носят комплексный характер и не раскрывают всей полноты содержания управления. В дифференцированном виде их можно представить следующим образом:
общее (линейное) управление предприятием и его основными подразделениями;
организация и руководство конструкторской подготовкой производства;
организация и руководство технологической подготовкой производства;
совершенствование организации производства и управления;
организация труда и заработной платы;
управление ремонтным обслуживанием производства;
управлением энергетическим обслуживанием производства;
организация контроля за качеством вырабатываемой продукции;
оперативное управление основным производством;
планирование и прогнозирование экономического и социального развития;
бухгалтерский учет и управление финансовой деятельностью;
организация материально-технического снабжения;
управление транспортным обслуживанием производства;
управление персоналом;
организация и управление охраной труда и охраной природы;
общее делопроизводство и управление хозяйственным обслуживанием;
управлением капитальным строительством;
организация и управление маркетинговой деятельностью предприятия».[6]
Следует отметить, что перечень функций управления и их содержание не являются постоянными. Под воздействием изменений в общественных и экономических отношениях они меняются. Так, в связи с переходом к рынку, появилась новая функция управления «Организация маркетинговой деятельности предприятия». Дальнейшее развитие в нашей стране рыночных отношений внесет новые коррективы в содержание ряда функций управления и в его организацию в целом.
Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
На рис. 1 показан состав и взаимосвязь современных функций, формирующих процесс управления. Каждый из шести блоков функций представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, фирмой, корпорацией. В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же назначении функции каждого блока отражают особенности, характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, разных уровней управления и объектов.
С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.
Рис. 1.1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента
В таблице 1.1 по каждой функции приведены средства взаимодействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, так как состав средств в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.[8]
Таблица 1.1.
Основные функции менеджмента и средства воздействия
Основные функции | Приоритетные средства воздействия |
Целеполагание Стратегополагание | Потребности, миссии, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация |
Планирование Регулирование | Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация |
Организация Координация | Процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость. |
Мотивация и активизация Стимулирование | Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизм, льготы, штрафы, карьера |
Гуманизация Обеспечение корпоративности | Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера |
Контроль Оценка | Нормы, правила, инструкции, технология, анализ Показатели, критерии, процедуры, экспертиза |
Теоретические основы управления денежными АКТИВАМИ