Теоретические основы управления денежными активами

Введение

 

     В условиях перехода к рыночным отношениям в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области денежных, расчетных и кредитных операций.

     Большое значение приобретают хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий. Хозяйственные связи - это необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойное снабжение, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

       В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с покупателями за купленные ими товары, заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, а также векселей и чеков, замещающих наличные деньги, путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками.

        Цель курсовой работы – управление денежными активами на предприятии.

        Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Старт+».

         В соответствии с целью работы в ходе ее выполнения решались следующие задачи:

1. исследовать теоретические основы управления денежных средств;

2. изучить принципы управления денежных средств в исследуемом предприятии;

3. рекомендовать мероприятия по совершенствованию управления денежными средствами.

         При написании работы были использованы следующие методы. Из методов обследования (сбора данных) использовано изучение документов предприятия, отражающих показатели его деятельности. Из методов анализа выбраны системный анализ (сбор, систематизация и изучение сведений, характеризующих состояние учета денежных средств) и динамический метод (расположение данных в динамическом ряду - для выявления тенденций).

При написании работы были использованы следующие материалы:

1. бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия;

2. регистры синтетического и аналитического учета;

3. инструктивный материал, подготовленный на предприятии.

 

 

    1. Характеристика рыночной среды предприятия

Основным документом, которым руководствуются в своей производственно хозяйственной деятельности – это Конституция РФ, имеющая прямое действие, в которой в части 2 ст. 8. закрепляется частная собственность, а также определяется судебный порядок защиты своих прав.

Гражданским Кодексом определяются основные нормы ведения хозяйственной деятельности на территории РФ. В частности в ст. 2 части 1 Гражданского Кодекса сказано: «гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».

Правовое положение предприятий различных организационно –правовых форм определяется законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.  

Основными законами, регулирующими отношения в финансовой сфере хозяйствующего субъекта, являются законы в области бухгалтерского учета и налогов.

Налоговый Кодекс РФ закрепляет основы налоговой системы и определяет порядок, сроки уплаты обязательных платежей - налогов и сборов.

Немаловажную информационную и нормативно – правовую нагрузку несет закон «О несостоятельности (банкротстве)». 

Общие положения по бухгалтерскому учету устанавливаются законом «О бухгалтерском учете». В данном законе в ст. 1 указывается, что «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Регулирование ведения бухгалтерского учета в организациях осуществляется положениями по бухгалтерскому учету. Например, Приказом Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» утверждаются формы и порядок составления бухгалтерской отчетности.

Вопросам безопасности и охраны коммерческой тайны в основном регламентированы Гражданским кодексом и законами, регулирующими охрану интеллектуальной собственности.

В системе управления деятельностью любого предприятия в современных условиях наиболее сложным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже XIX—XX веков оформились в специализированную область знаний, получившую название «финансовый менеджмент» (известный американский специалист в области финансового менеджмента — Ю. Бригхем — связывает его зарождение как самостоятельной научной дисциплины в США, где впервые возник этот термин, с 90-ми годами XIX столетия).

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Функция менеджмента как возможная область формирования управ­ляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимо­связанных между собой действий по выработке средств и методов воз­действия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную опреде­ленность и конечную результативность.

Процесс управления - совокупность и непрерывная последователь­ность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализа­ции функций управления, осуществляемых по особой технологии и на­правленных на достижение целей социально-экономической системой на основе применения управленческих принципов, методов и средств.

Каждая функция управления представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связан­ных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Например, Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории администра­тивного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, рас­порядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характе­ризуется следующим: предвидеть - изучать будущее и устанавливать про­грамму действий; организовывать - строить двойной организм предпри­ятия (материальный и социальный); распоряжаться - приводить в дей­ствие персонал предприятия; согласовывать - связывать и объединять, сочетать все действия и все усилия; контролировать - наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распо­ряжения.[4] Данные функции можно назвать чисто админист­ративными.

Анализ современной литературы и мировой практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании функциональной концеп­ции процесса управления. Несмотря на некоторые расхождения в назван­ных функциях и в определении их состава наблюдается устойчивая тен­денция определять управленческий цикл фирмы через последовательность исходных функций менеджмента. Естественно, что содержание функций управления в системе российского менеджмента претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Файля и Г. Эмерсона, и в связи с кардинальными изменениями экономических отношений в рыночной экономике России.

Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаи­мосвязанных функций планирования, организации, координирования и ре­гулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихе-виористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В даль­нейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расши­рялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, эко­номико-математических методов и моделирования.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Например, М. Мэскон в своей фундаментальной работе «Основы менеджмента» выделяет четыре функции менеджмента: «Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль». [7]

А.П. Иванов так определяет состав функций управления: «К числу основных функций управле­ния относятся: планирование, организация, координа­ция, активизация, контроль, учет.

Планирование - первая и главная из всех управ­ленческих функций. Она отражает цели и задачи пред­приятия в целом и его подразделений, определя­ет пути и средства к достижению поставленных целей.

Организация включает в себя выбор и формиро­вание структуры объекта и структуры управления им в соответствии с установленными целями, наделение руководителей подразделений соответствующими полномочиями, установление взаимосвязей между этими подразделениями, создание системы информационно­го обеспечения.

Координация - это установление соответствия, со­гласованности в действиях всех групп и звеньев управ­ляемого объекта.

Активизация означает побуждение коллектива к активному действию, к достижению высокой резуль­тативности и эффективности в труде.

Контроль - это наблюдение и проверка соответ­ствия реального хода и развития процесса, его резуль­татов плановым показателям, нормам, ГОСТам, инст­рукциям и т.д. Контроль представляет собой оборот­ную сторону планирования.

Функция учета включает в себя подведение ито­гов выполнения коллективом предприятия, цеха, уча­стка плана или отдельных этапов его осуществления.

Однако эти функции в силу многообразия задач, решаемых коллективом предприятия, носят ком­плексный характер и не раскрывают всей полноты со­держания управления. В дифференцированном виде их можно представить следующим образом:

общее (линейное) управление предприятием и его основными подразделениями;

организация и руководство конструкторской под­готовкой производства;

организация и руководство технологической под­готовкой производства;

совершенствование организации производства и управления;

организация труда и заработной платы;

управление ремонтным обслуживанием производ­ства;

управлением энергетическим обслуживанием про­изводства;

организация контроля за качеством вырабатывае­мой продукции;

оперативное управление основным производством;

планирование и прогнозирование экономическо­го и социального развития;

бухгалтерский учет и управление финансовой дея­тельностью;

организация материально-технического снабжения;

управление транспортным обслуживанием произ­водства;

управление персоналом;

организация и управление охраной труда и охра­ной природы;

общее делопроизводство и управление хозяйствен­ным обслуживанием;

управлением капитальным строительством;

организация и управление маркетинговой деятель­ностью предприятия».[6]

Следует отметить, что перечень функций управле­ния и их содержание не являются постоянными. Под воздействием изменений в общественных и экономичес­ких отношениях они меняются. Так, в связи с перехо­дом к рынку, появилась новая функция управления «Организация маркетинговой деятельности предприя­тия». Дальнейшее развитие в нашей стране рыноч­ных отношений внесет новые коррективы в содержание ряда функций управления и в его организацию в целом.

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержа­ния, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью исполь­зования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдель­ный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих ре­зультатов социально-экономической системы.

На рис. 1 показан состав и взаимосвязь современных функций, фор­мирующих процесс управления. Каждый из шести блоков функций пред­ставляет собой обособленный этап процесса управления объектом, фир­мой, корпорацией. В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же на­значении функции каждого блока отражают особенности, характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, разных уров­ней управления и объектов.

С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает кри­терием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегичес­ком, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное представление и закон­ченность процессов управления любой социальной и социально-экономи­ческой системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодей­ствия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появле­ния последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обуслов­ливая его определяющие средства, реализация которых может обеспе­чить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рас­смотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.

Рис. 1.1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента

В таблице 1.1 по каждой функции приведены средства взаимодействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Ес­тественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представ­ляется возможным, так как состав средств в значительной степени опре­деляется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью применения в процес­сах формирования функциональных моделей менеджмента.[8]

Таблица 1.1.

Основные функции менеджмента и средства воздействия

Основные функции   Приоритетные средства воздействия  
Целеполагание   Стратегополагание   Потребности, миссии, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация  
Планирование Регулирование   Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация  
Организация   Координация   Процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость.  
Мотивация и активизация Стимулирование   Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизм, льготы, штрафы, карьера  
Гуманизация   Обеспечение корпоративности   Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера  
Контроль Оценка   Нормы, правила, инструкции, технология, анализ Показатели, критерии, процедуры, экспертиза  

 

Теоретические основы управления денежными АКТИВАМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: