Механизм налогового стимулирования инвестиций

Стимулирование инвестиций при помощи налоговой политики - одно из эффективных направлений регулирования совокупного спроса с целью обеспечения сбалансированного экономического роста. Особую  значимость проблема стимулирования инвестиций при помощи инструментов налоговой политики приобрела при переходе от административно-командной к рыночной экономике. В России, как и в других странах с переходной экономикой, налоговые системы формировались на основе элементов, заимствованных из практики налогообложения стран с рыночной экономикой. Системы налогообложения, созданные при переходе к рынку, имели ряд недостатков и оказывали в некоторых случаях дестимулирующее влияние на инвестиционную активность. [1.]

 Главным образом, мнения современных российских экономистов расходятся по поводу роли государства и, в частности, налоговой политики в процессе вывода экономики страны из кризиса. Одни экономисты считают, что усиление государственного вмешательства в экономику, рост налоговых поступлений и государственных расходов способны стимулировать инвестиционный процесс в сфере материального производства. Помимо индуцирования совокупного спроса, увеличение налоговых поступлений может привести к уменьшению заимствований государства, снижению процентных ставок и расходов по обслуживанию государственного долга. Осознание фискальной природы налогов, по их мнению, позволит переоценить некоторые принципиальные подходы к налоговой политике (сократить льготы и установить жесткий контроль за их использованием, обеспечить привилегии фиску, повысить  ответственность налогоплательщиков и налоговых органов и т.д.), а также придаст конкретное направление процессу совершенствования налоговой системы. Учитывая, что представители указанного направления отдают приоритет фискальной функции налогов, такое направления может быть названо фискальным. Другие экономисты считают, что акцент должен быть смещен на регулирующую и стимулирующую функции налоговой системы. Основной макроэкономический эффект они предполагают достичь посредством снижения налогового бремени за счет расширения налогооблагаемых баз по ряду налогов, изменения структуры налоговой системы и перераспределения налоговой нагрузки. Такой подход к реформированию налоговой системы учитывает опыт либеральных реформ в развитых странах в 80-е годы, и соответствующее ему направление может считаться либеральным. Ряд исследователей полагают, что применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на фундаментальную теорию, не принесли ожидаемых результатов в силу нестандартности ситуации в России. [6.]

Инвестиционный спад в России за период экономических реформ стал наиболее глубоким и продолжительным. Основной причиной данного явления является отсутствие комплексности проводимых реформ в налоговой политике, медленное решение таких проблем, как низкая собираемость налогов, рост задолженности по налогам, острая ситуация в обслуживании внутреннего и внешнего долга и ряд других факторов, которые оказывают непосредственное влияние на инвестирование социальной сферы экономики. [14.]

Будущие стабильность и рост российской экономики зависят от улучшения инвестиционного климата посредством проведения налоговой политики и налоговых реформ. Налоговая политика должна быть ориентирована на создание экономических условий для реализации налогового потенциала в инвестировании социальной сферы экономики (рис.1). [16.]

Налоговое стимулирование заключается в целенаправленном воздействии государства на развитие страны с учетом использования налоговых инструментов для непрерывности инвестиционных процессов.

В процессе формирования и реализации налоговой политики выделяют два фундаментальных института: налоговый потенциал и налоговое бремя.

Исходя из качественного анализа, предлагается под налоговым потенциалом понимать совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в правовом поле, через реализацию налоговой политики.

В процессе формирования и реализации налоговой политики, налоговый потенциал и налоговое бремя постоянно соотносятся между собой. Их соотношение дает оценку налоговой политики и определяет эффективность её влияния на процессы инвестирования социальной сферы в реальный сектор экономики (рис.2). [19.]

Таким образом, одним из основных компонентов инвестирования на региональном уровне является налоговый потенциал, который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем инвестиционных ресурсов, с другой – уменьшает величины бюджетных средств, направленных в социальную сферу экономики.

Варьирование элементами налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги, формирующие инвестиции социальной сферы. Инвестиционная деятельность регионов ограничена возможностями бюджетов их образований, а поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой нагрузки. [18.]

 

 

 


Налоговая ставка
                                                                                             

 

 

 


Рисунок 1 – Структура влияния налоговой политики на компоненты налоговой системы и формирование инвестиций

 

             
 
 

 

 


Налог на прибыль

 

Земельный налог

 

Налог на игорный бизнес
Транспортный налог

 

Рисунок 2 - Структура налогового инвестирования региона

 

Налоговый потенциал представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных на основе налогооблагаемых баз, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам, по предложенной методике порядка их исчисления. Поэтому, формирование инвестиций необходимо рассматривать с учетом имеющихся возможностей страны, инструментов налоговой политики, позволяющих формировать налоговый потенциал в экономике. [3.]

Налоговое стимулирование инвестиций в социальную сферу экономики может осуществляться посредством реализации налоговой политики, реформ налоговой системы, формированием налогового потенциала и развитием информационной базы для его прогнозирования.

Важно иметь в виду, что увеличение уровня инвестиций, их качество и эффективность размещения обеспечивает создание благоприятной среды для роста инвестирования налогового потенциала региона.

· Одно из исходных положений решения задачи модернизации российской экономики — поддержание устойчиво высоких темпов экономического роста, стимулирование инноваций, переход от сырьевой модели к экономике, ориентированной на высокие технологии. Важная роль в решении этой задачи принадлежит налоговой политике. Фискальная нагрузка на экономику России сопоставима с нагрузкой в развитых индустриальных странах с социально ориентированной рыночной экономикой и низкими темпами экономического роста (см. Таблицу 1). Россия, будучи страной с развивающейся экономикой, ориентирована на высокий экономический рост и модернизацию, а значит, должна поддерживать фискальную нагрузку, оставляющую в распоряжении бизнеса достаточно финансовых ресурсов для инвестирования в инновационные продукты и инновационные технологии. [5.]

· Таблица 1. Фискальная нагрузка на экономику: международные сопоставления, 2008–2009 гг. [10.]

· Россия в 2000-х гг. относилась к кластеру развивающихся экономик с расширенной ролью государства, как собственника и управляющего бизнесом, с особой ролью публичного сектора, с необходимостью расширенного потребления государством произведенной стоимости. Задачей налоговой политики является создание необходимых условий для перехода к кластеру развивающихся стран со сниженной налоговой нагрузкой, используемой как стимул для ускоренного экономического роста. [12.]

· Это означает, что фискальная нагрузка, рассчитанная по методологии МВФ, должна быть не выше 40% ВВП (аналог — Китай, страны Восточной Европы — члены Европейского Союза). В настоящее время фискальная нагрузка — около 50% ВВП. [3.]

 

Стратегической задачей налоговой политики должно стать сокращение не номинальной, а эффективной налоговой нагрузки, т.е. снижение реального налогового бремени на экономику:

· переход к макроналоговому регулированию, достижение уровней нагрузки, свойственных развивающимся странам с высокими показателями экономического роста,

· недопущение переноса фискальной нагрузки на физических лиц;

· усиление дискреционных элементов в налоговой политике для решения задач модернизации российской экономики и привлечения прямых иностранных инвестиций.

· В 2000-е гг. была предпринята попытка ослабления дискреционных элементов в налоговой системе в пользу автоматической налоговой политики (при одновременном утяжелении налогового пресса). Вместе с тем, в условиях кризиса и посткризисного развития, а также при решении государством конкретных масштабных экономических задач, роль дискреционной налоговой политики должна быть официально признана как имеющая возрастающее значение. [14.]

Основными направлениями усиления дискреционных элементов в налоговой политике должны стать:

· налоговая поддержка развития высокотехнологичных отраслей, создания инновационных идей и продуктов;

· создание налоговых стимулов для повышения эффективности российских производителей и улучшения инвестиционного климата в РФ;

· налоговое стимулирование диверсификации собственности и инвестирования в ценные бумаги;

· развитие механизмов имущественного налогообложения;

· стимулирование развития и модернизации региональной экономики через ребалансирование налоговых поступлений между регионами и федеральным центром.

С учетом «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ключевыми направлениями в области стимулирования инноваций являются:

1. Развитие спроса на инновации

2. Поддержка предложения инноваций

Движение по данным направлениям предполагает реализацию следующих механизмов:

· уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а не снижение номинальной ставки; усовершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;

· налоговое стимулирование организаций к повышению эффективности разработки месторождений;

· совершенствование процедур уплаты и возврата НДС,

· способствующее повышению инвестиционной привлекательности российской экономики (введение электронных счетов-фактур, регистрация плательщиков-НДС с целью сокращения сроков возмещения НДС «традиционным экспортерам» и др.);

· мультипликация существующей практики предоставления налоговых льгот субъектами РФ в отношении предприятий перспективных инновационных отраслей (предоставление инвестиционного налогового кредита, отсрочки или рассрочки уплаты, либо снижение ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ (до 13,5%), по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и т.п.);

· расширение в федеральном законодательстве налоговых льгот за счет наиболее часто применяемых регионами (например, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога резидентов особых экономических зон). [3.]





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: