Начало и процесс строительства

 

Торжественное открытие начала работ по сооружению Алтайской дороги состоялось 1 июня 1913 года в Семипалатинске при закладке пассажирского здания.[27] Начались основные работы по сооружению ж/д линий.

Для прокладки линии отводились земли в пределах Барнаульского, Бийского, Змеиногорского уездов Томской губернии и в Семипалатинской области, строились корпуса главных железнодорожных мастерских (см. приложение 11).

Для ведения строительства было образовано 8 участков, работы на которых велись одновременно со стороны Новониколаевска, Семипалатинска и Бийска, что позволило ускорить темпы строительства.

30 июля 1913 года был заложен вокзал на станции Алтайская (Новосибирск - Южный)[28] (см. приложение 12).

В 1913 году на сооружении Алтайской железной дороги трудилось 13 тыс. строителей.

19 октября 1913 года началось строительство железнодорожного моста через Обь под руководством мостостроителя Делебовского. Главным руководителем строительства был назначен Е.К. Кнорре[29] (см. приложение 13).

    Весной 1914 года было заложено здание вокзала станции Барнаул (см. приложение 14).[30]

Вполне успешно велось строительство железнодорожного моста через р. Обь. Летом 1914 года в строительстве моста было задействовано 2,5 тыс. рабочих.[31]

С началом первой Мировой войны 1 августа 1914 года в тяжёлом положении оказался транспорт, в первую очередь железнодорожный. Уже в октябре 1914 года правление общества Алтайской железной дороги направило главному инженеру предписание по сокращению расходов на строительство линии в связи с обстоятельствами военного времени.[32] Путевое оснащение дороги не соответствовало государственным стандартам. Шпалы укладывались после первичной обработки без креозотовой пропитки, что значительно сокращало срок их службы, прокладки укладывались только при стыковке. Стрелки паровозов устанавливались ручные, рельсы привозили легковесные, укороченные, бывшие в употреблении на Транссибе.

Экономия средств отразилась на технических параметрах дороги: отсутствовали выезды на мост через Обь, уменьшилось количество станционных площадок, сократилось строительство путевых зданий, ухудшилось водоснабжение линий, снижалось качество балластировки пути и т.д. С целью удешевления постройки, железнодорожный мост через р. Чумыш был построен ниже проектного уровня, что дало 100 тыс. рублей экономии и значительно сократило сроки ведения работ. [33]

Однако строительные работы не только не приостановились, но были ускорены за счёт привлечения труда военнопленных – чехов, словаков, румын на строительстве железной дороги.[34]

    Зимой 1914 года укладывались последние рельсы на участке Овчинниково - Бийск, форсированными темпами велось строительство Обского моста.

 На участке от Семипалатинска до Шипуново осуществлялось временное движение. За октябрь 1914 года было отправлено 6 вагонов груза, преимущественно пшеницы, со станций: Аул, Берковская, Весёлый Яр, Рубцовка.

    28 мая 1914 года состоялась закладка ж/д вокзала в Бийске.

    Ни одна частная железная дорога в России в это тяжёлое время не строилась таким быстрыми темпами, как Алтайская.

15 января 1915 года Новониколаевском и Бийском открылось временное движение. [35]

Между тем, все местные жители ждут хотя бы временного открытия движения поездов по линии Семипалатинск – Барнаул, чтобы проезжать и провозить грузы за установленную плату. [36] Укладка путей Барнаул – Семипалатинск была к тому времени закончена, только мост через Обь исключал открытие движения на всём участке пути.[37] В это же время идёт изыскание для проведения Алтайской железной дороги на Змеиногорск.

Товарное и пассажирское движение планировалось открыть с 1 сентября. С заводов прибывали новые пассажирские вагоны, отличающиеся обилием в них и света и удобством помещений для публики.[38]

 С августа 1915 года открылось временное движение между Барнаулом и Семипалатинском.[39]

    4 августа 1915 года правление постройки железной дороги обратилось к главному управлению дороги в Петрограде за разрешением о безотлагательном открытии пассажирского движения.[40] Но сдача в эксплуатацию дороги начнётся только в середине октября.

В августе идёт процесс оборудования главных ж/д мастерских Алт. железной дороги в Барнауле. Сдача в эксплуатацию железной дороги предполагается в октябре. Закончена прокладка рельсового пути от Семипалатинска до Барнаула через Обь. Налажено движение рабочих поездов.[41]

    Пассажирское движение от станции Алтайская до Бийска было открыто в последних числах августа. Ввиду неполучения вагонов высшего класса, функционировали только вагоны 3-го класса. Эксплуатационное управление дороги ещё не было открыто, потому функции его временно исполнялись строительным управлением, находящимся в Новониколаевске.[42]

    20 августа 1915 года на участке Барнаул – Семипалатинск открыто временное товарное движение исключительно повагонных отправок.[43]

21 августа 1915 года Управление Алтайской железной дороги опубликовало в газете «Жизнь Алтая» объявление, в котором сообщалось, что в 20-х числах предполагается открытие временного товарного движения. Протяжённость участка Барнаул – Семипалатинск составит 399 вёрст, на участке имеется 11 станций. Лицам, желающим ознакомиться с тарифами и условиями перевозки, начальником станции будут бесплатно выдаваться соответствующие брошюры.[44] Кроме того, сообщалось об открытии временного коммерческого движения на участке Новониколаевск – Алтайская – Бийск. Здесь же приводятся сведения об оплате: до 5 лет – бесплатно; с 5 до 10 - половина платы; старше 10 лет – за плату, установленную для взрослых пассажиров. За провоз собак, других комнатных животных, птиц – взимается 1 копейка за штуку и версту. Далее приводится таблица тарифных расстояний между станциями, а также правила провозки пассажиров и их багажа. Здесь же отмечено, что по неготовности пассажирских платформ, посадка и высадка пассажиров на всех станциях будет временно производится непосредственно с путей. Носильщиков не будет. Буфетов на станциях не имеется. Вагоны IV класса (которые считаются товарными) приспособлены также для перевозки пассажиров.[45]

    Такое же объявление вторично появилось в газете «Жизнь Алтая» 22 августа 1915 года.[46]

    4 сентября 1915 года по распоряжению начальника движения Алтайской железной дороги открыто временное движение частных грузов на всём протяжении дороги от ст. Барнаул до Семипалатинска.[47]

    В сентябре приступили к организации эксплуатационного управления Алтайской железной дороги. Оно было размещено в Барнауле на Московском проспекте (ныне проспект Ленина).[48] Это здание не сохранилось до нашего времени (см. приложение 15).

Тем временем, в Новониколаевске ждали прибытия комиссии по приёмке Алтайской железной дороги. Окончить приёмку предполагалось к 1 октября.[49]



Глава 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: