Политические предпосылки

Строительство Алтайской железной дороги

Гг.

 

Исследовательская работа

 

                                                                          

 

Автор:

Копылова Татьяна Викторовна

Алтайский край, г. Барнаул.

МОУ «Лицей № 101», 11 «А» класс

 

Научный руководитель:

Подлегаева Надежда Сергеевна

учитель истории

МОУ «Лицей № 101»

 

Барнаул 2010

Оглавление:

 

 

Введение.......................................................................................................... 3                                                                                                      

Глава 1. Предпосылки и проекты строительства......................................... 5

Глава 2. Инвестирование строительства.................................................... 11

Глава 3. Руководство строительством......................................................... 13

Глава 4. Начало и процесс строительства.................................................. 15

Глава 5. Начало эксплуатации. Положение рабочих................................. 19

Заключение................................................................................................... 21

Список источников и литературы............................................................ 23

Приложение ................................................................................................. 25

 

                              

 

                              

 

 



Введение

 

Актуальность исследования:

Развитие истории железнодорожного транспорта является составной частью процесса становления и развития капитализма в России. В связи с этим большое значение имеет исследование процесса формирования ж/д сети как необходимого условия в системе материального производства.

В настоящее время Алтайская железная дорога способствует социально-экономическому развитию Алтайского края и всего Сибирского региона, имеет большое торговое и транспортное значение.

 

Объект исследования:

Развитие железнодорожного строительства в России в конце XIX - начале XX века.

 

Предмет исследования:

Строительство Алтайской железной дороги 1913 – 1915 гг.

 

Территориальные и хронологические рамки исследования:

Алтайский округ в 1913 – 1915 гг.

Цель исследования:

Изучить историю строительства Алтайской железной дороги и определить её значение для дальнейшего развития г. Барнаула, Алтайского края и всего Сибирского региона.

 

Задачи исследования:

1. Определить предпосылки транспортного освоения Алтайского округа в конце ХIX - начале ХХ века;

2. Сравнить предложенные проекты строительства железнодорожных линий Алтайской железной дороги;

3. Выявить пути инвестирования строительства Алтайской железной дороги;

4. Охарактеризовать кадровый состав руководителей строительства;

5. Восстановить процесс строительства Алтайской железной дороги;

6. Оценить положение рабочих на строительстве дороги;

7. Оценить значение Алтайской железной дороги в экономике г. Барнаула и Алтайского края.

 

Методы исследования:

Сравнение предложенных проектов строительства (метод сравнения), анализ предложенных проектов строительства (метод анализа), определение предпосылок строительства от России к Алтаю (метод редукции), описание путей инвестирования, кадрового состава, процесса строительства, положения рабочих (метод описания), обобщение результатов исследования обобщения (метод обобщения).

 

В работе рассмотрены основные аспекты строительства Алтайской железной дороги: предпосылки и проекты строительства, пути инвестирования, руководство, процесс строительства и начало эксплуатации.

 

Историография исследования:

· статьи Т.И. Баталовой «История частного железнодорожного транспорта Сибири в конце XIX – начале XX вв.», «Железнодорожное строительство на Алтае в начале ХХ вв.» и «Проекты железнодорожного строительства на территории Алтайского горного округа»;

· статья Л.Н. Воробцовой «Деятельность городской думы Новониколаевска и её городского головы В.И. Жернакова по защите проекта Алтайской железной дороги»;

· статья А.Д. Козлова «История Алтайской железной дороги: проекты и строительство»;

· статья В.И. Макаревич «История Алтайской железной дороги (1897–1917 гг.)»

 



Глава 1

Предпосылки и проекты строительства

 

Начало железнодорожного строительства в России можно считать одной из важнейших вех русского инженерного дела.

Небольшая по протяжённости железная дорога от Петербурга до Царского села (1837 г.) была первой и более 10 лет единственной железной дорогой общего пользования в России.

В конце 30-х гг. XIX века многие сторонники железнодорожного строительства в России стали всё настойчивее высказываться за проведение дороги между Москвой и Петербургом. 4 апреля 1838 г. последовал Высочайший указ о постройке за счёт казны железной дороги от Петербурга до Москвы. Магистраль строилась 8,5 лет. 1 ноября 1851 г. на Петербурго-Московской железной дороге было открыто регулярное движение. [1]

    Вторая половина ХIХ в. стала в России временем широчайшего железнодорожного строительства.

 

Многочисленные предпосылки строительства железных дорог в России, Сибири и на Алтае можно объединить в две группы: экономические и политические.

Политические предпосылки.

Развитие сети железных дорог Российской империи диктовалось нуждами переселенческой политики правительства. В связи с этим, в 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали от Урала до Тихого океана. Строить магистраль наметили в три этапа: первый этап – Западно-Сибирская дорога от Челябинска до Оби (1418 км), Средне-Сибирская дорога от Оби до Иркутска (1871 км) и Южно-Уссурийская дорога от Владивостока до Графской (408 км); второй этап – Забайкальская дорога от Мысовой (восточный берег Байкала) до Сретенска на Шилке (1104 км) и Северо-Уссурийская от Графской до Хабаровска (361 км); третий этап – Кругобайкальская дорога от Иркутска до Мысовой (261 км) и Амурская дорога от Сретенска до Хабаровска (2130 км).

Западно-Сибирская дорога вступила в строй в 1896 году. Небольшой её участок прошёл и по северной части Алтайского округа.

Транссибирская магистраль открыла новый этап заселения Сибири, вызвав необходимость расселения людей по её территории. Заметен был рост городов и населения (см. приложение 1).

Усиление миграции крестьян и рабочих на территорию Алтайского округа отразилось на быстром росте его населения, вызвало пополнение трудовых ресурсов и расширение рынка рабочей силы в округе, где вплоть до начала ХХ века при транспортировке грузов и людей использовался лишь гужевой и водный транспорт.[2]

С постройкой Сибирской магистрали была замечена эволюция рынков страны, причём не только в районах, вошедших в сферу влияния рельсового пути, но даже и в таких уголках, которые отстоят от магистрали в 400-500 верстах и даже более. По словам П. Колотилова, «на развалинах отживших торговых обычаев и сделок выросла молодая промышленность и торговля, которая в какие-нибудь восемь - девять лет сумела преобразовать рынки страны до неузнаваемости».[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: