Будущее машиностроения

Несмотря на предлагаемую в последние годы модель развития цивилизованных стран по сценарию «индустриальное общество – информационное общество», как первая стадия постиндустриального общества, роль промышленного развития и, в частности, машиностроения, ни коей мере не умаляется. Наоборот, промышленность, машиностроение создают новые возможности для развития материальной базы информационных технологий, которые, в свою очередь, способствуют дальнейшему совершенствованию первых.

Так, появление мощных быстродействующих компьютеров позволило выйти современным технологиям машиностроения на качественно новый уровень. Этому также способствуют и новые концепции и воззрения, получаемые в последнее время признание и развитие в машиностроении.

Таким образом, будущее машиностроения характеризуется следующими факторами:

· наблюдаемая интеграция информационных технологий в всех стадиях машиностроительного производства будет способствовать дальнейшей рационализации изготовления продукции, направленной на снижение энергоёмкости, материалоёмкости изделий, оздоровление экологии, улучшение социальной ситуации в обществе;

· глобализация экономики, постоянно растущая конкуренция в условиях свободного рынка требует от производителя продукции использования быстро переналаживаемого производства, гибких и легко адаптирующихся к изменяющимся условиям технологических систем;

· разработка и широкое внедрение новейших и высокоэффективных технологий, основанных на полезных достижениях фундаментальных наук, в производство является приоритетным фактором в развитии современной экономики;

· в условиях повышенного риска техногенных катастроф в индустриальном обществе особое значение приобретает проблема своевременной и достаточной подготовки высококвалифицированных инженерных и научных кадров.

Вывод

1. Машиностроение в России продолжает оставаться важнейшим фактором возрождения промышленно-производственного потенциала РФ и составляет технологическую основу реального сектора экономики.

2. Научно-технический и кадровый потенциал машиностроения России сохраняет способность для восприятия прогрессивных экономических преобразований, а также реализации основных направлений социально-экономического развития государства.

3. Государственная политика РФ должна содержать взаимоувязанную систему мер законодательной (в том числе бюджетной и налоговой), административной, социально-экономической и иной поддержки, направленной на устойчивое развитие машиностроения России.

 

 

Железнодорожное машиностроение

Динамика производства основных видов продукции

При разделении продукции железнодорожного машиностроения на группы можно выделить основные виды продукции: магистральные тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена. С начала 90-х годов наблюдался общий спад в производстве этих видов продукции.

Динамика производства вагонов метрополитена и грузовых вагонов очень схожа. Спад в производстве этой продукции наблюдается до настоящего момента. Иначе обстоит дело с производством пассажирских вагонов и магистральных тепловозов. После спада производства начался постепенный рост, который можно связать с появлением спроса на железнодорожную технику из-за износа парка подвижного состава, а также увеличение тарифов на перевозки, и как следствием этого появлением средств для обновления основных фондов. Так к 2000г. производство пассажирских вагонов возросло в 4,2 раза по сравнению с минимумом в 1996г., а производство пассажирских вагонов в 1,79 раз.

 

Таблица 1

Внешняя торговля продукцией отрасли вне СНГ

Внешняя торговля РФ, страны вне СНГ

 

Экспорт

Количество

Стоимость, млн. $

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Ж/д подвижной состав, в т.ч.:         84,6 83,7 69,6 74,0
вагоны пассажирские, шт. 426 282 193 62 3,8 3,1 4,7 0,2
вагоны грузовые, шт. 1410 962 1064 848 2,2 1,4 1,7 1,5
узлы и части ж/д подв. состава, тыс. шт. 100 116 189 244 16,8 23,8 31,9 38,3

 

Импорт

Количество

Стоимость, млн. $

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Ж/д подвижной состав, в т.ч.:         132,0 99,2 43,5 45,7
вагоны пассажирские, шт. 62 123 9 13 25,5 12,1 4,3 0,8
вагоны грузовые, шт. 68 183 156 110 3,1 4,0 1,3 0,6
узлы и части ж/д подв. состава, тыс. шт. 2,9 3,1 2,1 1,9 19,7 11,4 11,6 10,3

 

 

Таблица 2

Внешняя торговля продукцией отрасли в СНГ

Внешняя торговля РФ, страны СНГ

 

Экспорт

Количество

Стоимость, млн. $

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Ж/д подвижной состав, в т.ч.:         200,0 201,0 116,0 129,0
вагоны пассажирские, шт. 97 48 51 48 5,9 6,0 6,5 6,3
вагоны грузовые, шт. 1274 1221 1416 1623 29,6 50,5 34,5 49,0
узлы и части ж/д подв. состава, тыс. шт. 34,0 33,9 24,2 40,6 65,4 53,3 24,0 42,5

 

Импорт

Количество

Стоимость, млн. $

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Ж/д подвижной состав, в т.ч.:         115,0 62,8 31,4 33,7
вагоны пассажирские, шт. 71 82 45 12 3,6 1,1 0,1 0,0
вагоны грузовые, шт. 2099 1665 1420 1733 63,5 32,7 17,8 17,6
узлы и части ж/д подв. состава, тыс. шт. 23,1 13,8 17,0 19,5 21,8 10,0 4,4 9,4

 

Проанализировав внешнеторговые показатели по продукции железнодорожного машиностроения можно сделать вывод, что в количественном и стоимостном выражении экспорт превышает импорт, торговый баланс как со странами дальнего зарубежья, так и со странами ближнего зарубежья положительный. Однако не стоит переоценивать экспортные возможности отечественного железнодорожного машиностроения. Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию не идентичны.

По пассажирским вагонам отечественная продукция до последнего времени была в несколько раз дешевле импортной. Ценовое преимущество сохраняется и в настоящее время, однако оно уже не столь велико. Анализ цены за единицу продукции показывают, что импортируемая продукция из стран дальнего зарубежья более высокотехнологична, соответственно она дороже и западные производители получают большую прибыль.

У России достаточно сильные позиции по грузовым вагонам, однако и импорт по данному виду продукции имеет достаточно большие объемы.

По производству узлов и деталей налицо отставание российских производителей в цене от западных. Импортируемые детали и узлы значительно дороже. Это может свидетельствовать, что российские производители импортируют главным образом материалоемкие изделия, а западные производители – наукоемкие, высокотехнологические изделия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: