Железнодорожный транспорт России

Железные дороги — ключевое звено в транспортной системе страны, т.к. они продолжают оставаться двигателем экономического роста в нашей стране, активно содействуют развитию отечественной промышленности, ускорению научно-технического прогресса.

Россия владеет 9% общей протяженности сети железных дорог мира. Годовой оборот российских железных дорог составляет около 10 млрд. долл. в год. Они занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей; второе место после США по эксплуатационной протяженности путей - 125,9 тыс. км (против 253 тыс. км в Америке), или 7% глобальной сети; третье место после Китая и Соединенных Штатов по грузовому обороту и пассажирскому обороту после Японии и Индии. Российская железнодорожная техника, отличающаяся значительной надежностью и долговечностью (средний срок эксплуатации отечественного локомотива - 30-35 лет), практически не имеет конкурентов по стоимости.

Наиболее важные показатели развития железнодорожного транспорта за последние 10 лет показаны в таблице.

Таблица 3

Показатели развития железнодорожного транспорта за 1992-2001 гг.

Показатели 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г.
Погрузка грузов, млн. т 1 630,8 1 344,4 1 053,1 1 024,6 907,7 833,9 946,5 1 042,6 1 061,0
Грузооборот, млрд. тарифных т * км 1 967,1 1 607,7 1 195,5 1 213,7 1 131,3 1019,9 1 204,5 1 373,2 1 400,0
Отправление пассажиров, млн. 2 372,3 2 323,5 2 062,0 1 833,0 1 417,7 1208,2 1 337,5 1 418,8 н/д
Пассажирооборот, млрд. пас.* км 253,2 272,2 227,1 192,2 168,7 125,6 141,0 167,0 158,5
Протяженность электрифицированных ж/д линий, км 38 396 38 506 38 842 38 994 39 290 39 836 40 293 40 978 41 785

 

Работа железных дорог прямиком отражается на «самочувствии» экономики России. В 2001 г. существенно улучшены основные технологические показатели работы отрасли. Улучшение финансовых показателей работы железнодорожного транспорта напрямую сказывается на загрузке производственных мощностей предприятия железнодорожного машиностроения.

Из-за недостаточного инвестирования, проводившегося в 90-х годах, теперь резко увеличился износ основных фондов. С 1991 г. он возрос с 35 до 57%. Износ подвижного и тягового парка, технического оборудования доходит до 70 %, свыше 35% путей имеют дефекты и выработавшие свой ресурс рельсы. В то же время все еще сохраняется избыточный парк вагонов и локомотивов.

Несмотря на это в последнее время начинается процесс постепенной замены вагонного парка, что связано как с окончанием ресурса старых вагонов и нецелесообразностью их дальнейшего ремонта, так и с введением новых норм и требований к качеству подвижного состава.

В течение последних 10 лет наблюдался постоянный рост тарифов на перевозки, что было связано с ростом себестоимости перевозок, напрямую зависящей от увеличения цен на энергоресурсы.

До 1998г. рост цен на перевозки замедлялся. В 1997г. тарифы выросли лишь на 101,4%. В 1998г. цены начали падать и снизились на 60% по сравнению с 1997г. из-за кризиса. После кризиса вновь начался рост цен, причем с нарастающим темпом. Этот процесс помогает поддержать ж/д транспорт, но ухудшает положение российских производителей товаров.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: