Железные дороги — ключевое звено в транспортной системе страны, т.к. они продолжают оставаться двигателем экономического роста в нашей стране, активно содействуют развитию отечественной промышленности, ускорению научно-технического прогресса.
Россия владеет 9% общей протяженности сети железных дорог мира. Годовой оборот российских железных дорог составляет около 10 млрд. долл. в год. Они занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей; второе место после США по эксплуатационной протяженности путей - 125,9 тыс. км (против 253 тыс. км в Америке), или 7% глобальной сети; третье место после Китая и Соединенных Штатов по грузовому обороту и пассажирскому обороту после Японии и Индии. Российская железнодорожная техника, отличающаяся значительной надежностью и долговечностью (средний срок эксплуатации отечественного локомотива - 30-35 лет), практически не имеет конкурентов по стоимости.
Наиболее важные показатели развития железнодорожного транспорта за последние 10 лет показаны в таблице.
Таблица 3
Показатели развития железнодорожного транспорта за 1992-2001 гг.
Показатели | 1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. | 2001г. |
Погрузка грузов, млн. т | 1 630,8 | 1 344,4 | 1 053,1 | 1 024,6 | 907,7 | 833,9 | 946,5 | 1 042,6 | 1 061,0 |
Грузооборот, млрд. тарифных т * км | 1 967,1 | 1 607,7 | 1 195,5 | 1 213,7 | 1 131,3 | 1019,9 | 1 204,5 | 1 373,2 | 1 400,0 |
Отправление пассажиров, млн. | 2 372,3 | 2 323,5 | 2 062,0 | 1 833,0 | 1 417,7 | 1208,2 | 1 337,5 | 1 418,8 | н/д |
Пассажирооборот, млрд. пас.* км | 253,2 | 272,2 | 227,1 | 192,2 | 168,7 | 125,6 | 141,0 | 167,0 | 158,5 |
Протяженность электрифицированных ж/д линий, км | 38 396 | 38 506 | 38 842 | 38 994 | 39 290 | 39 836 | 40 293 | 40 978 | 41 785 |
Работа железных дорог прямиком отражается на «самочувствии» экономики России. В 2001 г. существенно улучшены основные технологические показатели работы отрасли. Улучшение финансовых показателей работы железнодорожного транспорта напрямую сказывается на загрузке производственных мощностей предприятия железнодорожного машиностроения.
Из-за недостаточного инвестирования, проводившегося в 90-х годах, теперь резко увеличился износ основных фондов. С 1991 г. он возрос с 35 до 57%. Износ подвижного и тягового парка, технического оборудования доходит до 70 %, свыше 35% путей имеют дефекты и выработавшие свой ресурс рельсы. В то же время все еще сохраняется избыточный парк вагонов и локомотивов.
Несмотря на это в последнее время начинается процесс постепенной замены вагонного парка, что связано как с окончанием ресурса старых вагонов и нецелесообразностью их дальнейшего ремонта, так и с введением новых норм и требований к качеству подвижного состава.
В течение последних 10 лет наблюдался постоянный рост тарифов на перевозки, что было связано с ростом себестоимости перевозок, напрямую зависящей от увеличения цен на энергоресурсы.
До 1998г. рост цен на перевозки замедлялся. В 1997г. тарифы выросли лишь на 101,4%. В 1998г. цены начали падать и снизились на 60% по сравнению с 1997г. из-за кризиса. После кризиса вновь начался рост цен, причем с нарастающим темпом. Этот процесс помогает поддержать ж/д транспорт, но ухудшает положение российских производителей товаров.