В Плане счетов бухгалтерского учета 2000г. предусмотрена возможность учета выпуска продукции (работ, услуг) по двум вариантам: без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) и с использованием данного счета.
При использовании счета 40 готовая и отгруженная продукция отражается на синтетических счетах 43 «Готовая продукция» и 45 «Товары отгруженные» и соответствующих балансовых статьях не по фактической производственной себестоимости, а по учетным ценам.
Использование счета 40 позволяет в системной порядке контролировать выпуск продукции из производства, формирование издержек производства, выявлять отклонения фактической себестоимости продукции (работ, услуг) от нормативной или плановой, объективно оценивать деятельность работников по переработке сырья и материалов и выпуску готовой продукции.
Кроме того, при использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой:
|
|
a) по готовой продукции;
b) по отгруженной продукции;
c) по проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывается на счет 90.
Необходимым условием применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» является применение в организации показателей нормативной или плановой себестоимости, что достигается обычно при использовании нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Вариант учета готовой продукции с использованием счета 40 нецелесообразно использовать, если отклонения фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой оказываются значительными, а продукция продается неритмично. Задержки с продажей продукции могут привести к убыточности организации, поскольку отклонения со счета 40 сразу списываются на счет 90 «Продажи», который ежемесячно закрывается счетом 99 «Прибыли и убытки».
Резервы под снижение стоимости готовой продукции формируются таким образом, как и по материальным запасам. По товарам основными элементами учетной политики являются:
· выбор способа распределения расходов на продажу товаров;
· определение порядка формирования покупной стоимости товаров у организаций торговли;
· выбор способа оценки товаров для организации розничной торговли;
· выбор способа оценки продаваемых товаров;
· выбор варианта синтетического учета поступления товаров;
· определение порядка формирования резервов под снижение стоимости товаров.