Выбор способа распределения расходов на продажу товаров

Расходы на продажу по товарам, как правило, ежемесячно списываются в полном размере в дебет счета учета продаж (первый вариант).

В тех случаях, когда величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой их в организацию, составляет значительный удельный вес в общем объеме выручки от продаж товаров (более 10%), допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остаток не проданных к концу месяца товаров, остается на счете «Расходы на продажу» и переходит на следующий месяц (второй вариант).

Второй вариант распределения расходов на продажу товаров рекомендуется использовать также при неравномерном уровне товарной продукции в течение года.

Использование второго варианта распределения расходов на продажу позволяет более точно исчислять себестоимость проданных и непроданных товаров и может оказать существенное влияние на показатели прибыли, балансовой стоимости имущества и ряд других показателей.

Определение порядка формирования покупной стоимости товаров у организации торговли. Организации, осуществляющие торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, могут включать:

a) в стоимость приобретенных товаров;

b) в состав расходов на продажу.

При оценке последствий принимаемых решений по данному элементу учетной политики необходимо иметь в виду, что при варианте «а» себестоимость закупленных товаров оказывается выше, чем при варианте «б». При частичной продаже товаров остатки непроданных товаров отражаются по соответствующим статьям баланса в завышенной оценке, поскольку расходы по продаже товаров полностью или частично ежемесячно списывают на счет 90 «Продажи» независимо от факта продажи товаров.

Увеличение стоимость непроданных товаров завышает показатели стоимости оборотных активов и всего имущества организации на конец месяца и оказывает влияние на все показатели, исчисляемые на их основе.

Кроме того, нужно учитывать, что в налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если это предусмотрено условиями договора с поставщиком. В других случаях транспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.

Для одновременного выполнения требований бухгалтерского и налогового учета транспортные расходы целесообразно учитывать:

· На счете 41 «Товары» - если они включены в цену товара по условиям договора;

· На счете 44 – в остальных случаях.

Выбор способа оценки товаров для организаций розничной торговли. Организации розничной торговли могут оценивать товары:

по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок);

по стоимости приобретения.

Если приобретенные товары оценивают по продажным ценам, их поступление отражают по дебету счета 41 «Товары» с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».Одновременно на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью продажи товаров дебетуют счет 31 и кредитуют счет 42 «Торговая наценка». Транспортные и другие расходы по заготовке и доставке товаров отражают по дебету счета 44 «Расходы на продажу» с кредита счета 60.

Выбор способов оценки продаваемых товаров. При продаже товаров (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) они могут оцениваться:

· по себестоимости единицы запасов;

· средней себестоимости;

· по методу ФИФО.

Последствия применения указанных видов оценки продаваемых товаров такие же, как и по материалам.

Выбор варианта синтетического учета поступления товаров. Синтетический учет поступления товаров может осуществляться с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования данного счета в порядке, аналогичном порядку учета операции с материалами.

Определение порядка формирования резервов под снижение стоимости товаров. Резервы под снижение стоимости товаров формируются таким же образом, как и по материалам.

 

3.4. Раскрытие информации о готовой продукции
и товарах в бухгалтерской отчетности

Элементами учетной политики по готовой и отгруженной продукции являются:

выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции;
выбор способа учета выпуска готовой продукции (без учета использования счета 40 и с использованием данного счета);

признание момента продажи по работам долгосрочного характера (без использования счета 46 и с использованием данного счета).

В соответствии с пп.22 и 24 ПБУ 5/01 на конец отчетного периода товары отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки товаров при их выбытии (по себестоимости единицы, средней себестоимости, способу ФИФО, способу ЛИФО). Исключением из этого правила являются товары, учитываемые по продажной стоимости.

Товары, морально устаревшие, полностью или частично потерявшие свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей (п.25 ПБУ 5/01).

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

о способах оценки товаров;

о последствиях изменения способов оценки товаров;

о стоимости товаров, переданных в залог;

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных запасов.

Сведения о расходах на продажу за отчетный и предыдущие годы содержатся в отчете о прибылях и убытках (форма N 2).

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания расходов на продажу.

 

 



Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: