Прикладной анализ может опираться на теоретические основы, а может проводиться самостоятельно. В первом случае он имеет изначально значительно больший потенциал и возможности, чем во втором. Теоретический анализ может быть дополнен оцениванием группы факторов революции в различных странах, а затем созданием системной компьютерной модели (взаимоувязанной иерархии факторов по субъектам, ресурсам, действиям и взаимодействиям).
На основе анализа ситуаций в республиках СНГ до принятия ими комплекса антиреволюционных мер могли быть сделаны следующие первичные количественные оценки факторов революции (далее в табличном виде представлен один из вариантов)[14].
Россия | Украина | Белоруссия | Молдавия | Армения | Грузия | Азербайджан | |
Слабость государства | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 |
Слабость органов порядка | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Раскол элит | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Распространение антивластной утопии | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 |
Внешнее давление, открытостьть | 3 | 4 | 5 | 2 | 4 | 1 | 3 |
Конфронтационная агитация и пропаганда | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 |
«Армия революции» | 3 | 4 | 2 | 2 | 5 | 3 | 3 |
Активность масс | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | |
Общая оценка | 20 | 31 | 20 | 21 | 28 | 20 | 22 |
Казахстан | Киргизия | Таджикистан | Туркмения | Узбекистан | |||
Слабость государства | 3 | 5 | 4 | 2 | 2 | ||
Слабость органов порядка | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | ||
Раскол элит | 3 | 4 | 4 | 1 | 1 | ||
Распространение антивластной утопии | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | ||
Эффект внешнего давления, открытость | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | ||
Конфронтационная агитация и пропаганда | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | ||
«Армия революции | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | ||
Активность масс | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | ||
Общая оценка | 23 | 30 | 29 | 14 | 18 |
В таблице представлены оценки факторов революции от 1 до 5 (1- очень низкое значение фактора, 2 – низкое значение, 3 - среднее значение, 4 – высокое значение, 5 – очень высокое значение.
|
|
Оценки отдельных факторов носят временной характер и требуют уточнения, по некоторым из них давались весьма приблизительные оценки.
Хотя складывание количественно-качественных оценок является методологически ущербной операцией, тем не менее, достаточно трудно уже на этом этапе удержаться от такой операции. В этом смысле мы должны понимать, что заглядываем на «исследовательскую кухню», а не получаем готовый результат. Вес факторов в системе неодинаков, что мы уже видели при их характеристике, кроме того, одни из них имеют относительную инерцию, другие могут менять свои значения достаточно быстро.
Тем не менее, в результате получается четыре группы государств.
|
|
Первая группа. Высокий уровень революционности сохраняется на Украине (31) и в Киргизии (30), что говорит о вероятности продолжения революционных событий.
Второй эшелон революционности составляют Армения (28) и Таджикистан (29), в которых общественно-политический кризис находится в стадии перманентного оживления-затухания.
Третья группа. Казахстан (23), Азербайджан (22), Молдавия (21), Россия (20), Белоруссия (20), Грузия (20). На примере Грузии особенно видно как быстро меняется ситуация, сегодня она уже другая.
Четвертая группа с самым низким потенциалом революционности: Узбекистан (18), Туркмения (14). Кто-то возразит, что такая оценка частично связана с закрытостью и отсутствием достаточно точных знаний об этих двух странах, но это и есть свидетельство того, что государство может поддерживать такую закрытость[15].
Заключение
«Цветные» революции оказали серьезное влияние не только на внутриполитическую ситуацию в России, но и на ее внешнюю политику в СНГ. Прежняя линия Москвы на постсоветском пространстве, нацеленная на укрепление российских позиций посредством экономической экспансии ведущих российских корпораций, прежде всего топливно-энергетических, потерпела неудачу. Однако пока не ясно, что Россия может предложить взамен. С одной стороны, заметно возросла активность "изоляционистов", тех, кто не верит в возможность реализации каких бы то ни было интеграционных проектов на постсоветском пространстве, включая и структуры СНГ. По их мнению, тактика эксклюзивных отношений с соседями по Содружеству себя изжила, поскольку односторонние экономические и торговые преференции, которые предоставляет Россия своим партнерам, не обеспечивают сохранения ее политического и военного влияния в этих странах. Следовательно, нужно идти по пути "экономизации" отношений с постсоветскими государствами на двухсторонней основе, ставя перспективы сотрудничества в исключительную зависимость от экономических интересов России. В случае реализации подобных подходов грань между ближним и дальним зарубежьем для российской внешней политики окончательно исчезнет. При кажущейся привлекательности курс на "экономизацию" отношений, который, как правило, сводится к требованиям продавать российские энергоносители партнерам по СНГ по рыночным ценам, может привести к дальнейшему ухудшению контактов с этими странами[16]. Международному авторитету России может быть нанесен серьезный ущерб, поскольку ее действия вполне вероятно будут интерпретироваться международным сообществом как экономическое давление на партнеров с целью получения от них политических уступок. Одновременно такая линия заставит страны СНГ с удвоенной энергией искать себе новых торгово-экономических партнеров[17].
Альтернативой "экономизации" могут выступать лишь новые интеграционные проекты на постсоветском пространстве. Но какие? СНГ, и без того медленно умиравшее как международная организация, после "цветных" революций оказалось в еще более сложном положении. Сегодня Содружество делится на консервативно-авторитарные режимы и те, что выбрали путь демократизации и ориентации на Запад. В этой связи представляется уместным вопрос, поставленный итальянской газетой La Repubblica: "Имеет ли смысл оставаться вместе, если половина… уже выбрала США, ЕС и НАТО, а половина воспринимает Запад как угрозу?"
Итак, вопреки попыткам официальных кругов убедить общественность, будто "цветные" революции не оказали заметного воздействия на российскую внутреннюю и внешнюю политику, это влияние выглядит весьма значительным и многоплановым. Если применительно к внутриполитическому курсу можно говорить об относительно последовательной линии, направленной на недопущение революционных экспериментов на территории России, то российская внешняя политика после событий в Киеве и Бишкеке напоминает скорее известный живописный сюжет о витязе на распутье. Любой вариант действий сопряжен с рисками, а новые концептуальные подходы пока не появились. Главный же вопрос о том, насколько властной российской элите удастся защитить Россию от революционных веяний, как пришедших извне, так и внутренних, остается открытым.
|
|
Список литературы
1. Путин высказывается против попыток "экспорта демократии." // Интерфакс 18.09.2005
2. Медведев Д. Сохранить эффективное государство в существующих границах. // Эксперт. 4.4.2005
3. В.Сурков: Запад не обязан нас любить. // Шпигель. 20 июня 2005. http://www.inosmi.ru/translation/220396.html
4. Глава ЦИК России считает перемены в ряде стран СНГ не революциями, а сменой правящих элит. // Интерфакс, 16-09-2005
5. Райс похвалила киргизскую революцию.// Segodnia.ru. 12.10.2005
6. Арендт Х. О революции. http://onrevolution.narod.ru/arendt/index.html
7. Белковский С. Общая теория революции, или апология Луки. // Независимая газета. 23.5.2005г
8. См. Барсамов В.А. Структура общественно-политического кризиса. М.: МГУПС, 2003
9. «Pro et Contra». Рябов Андрей. №1 (28) от 2005 г.
10. Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.
[1] Путин высказывается против попыток "экспорта демократии." // Интерфакс 18.09.2005
[2] Медведев Д. Сохранить эффективное государство в существующих границах. // Эксперт. 4.4.2005
[3] В.Сурков: Запад не обязан нас любить. // Шпигель. 20 июня 2005.
[4] Глава ЦИК России считает перемены в ряде стран СНГ не революциями, а сменой правящих элит. // Интерфакс, 16-09-2005
[5] Райс похвалила киргизскую революцию.// Segodnia.ru. 12.10.2005
[6] Арендт Х. О революции. http://onrevolution.narod.ru/arendt/index.html
[7] Арендт Х. О революции. http://onrevolution.narod.ru/arendt/index.html
[8] Арендт Х. О революции. http://onrevolution.narod.ru/arendt/index.html
[9] Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.
[10] Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.
[11] Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.
|
|
[12] Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.
[13] Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.
[14] Белковский С. Общая теория революции, или апология Луки. // Независимая газета. 23.5.2005г
[15] Белковский С. Общая теория революции, или апология Луки. // Независимая газета. 23.5.2005г
[16] «Pro et Contra». Рябов Андрей. №1 (28) от 2005 г.
[17] «Pro et Contra». Рябов Андрей. №1 (28) от 2005 г.