Периодизация развития славянского язычества

 

Б.А. Рыбаков составил свою периодизацию славянского язычества, она включает в себя три стадии.

1-я стадия. Люди живут в каменном веке, воюют палицами и камнями, знают лишь групповой брак и до появления Сваpога, очевидно, не знают единого бога. В то время существовал лунный календарь.

2-я стадия. Эра Сварога. Появилось божество неба и огня - Сваpог. Люди познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь (сожжение) за нарушение ее.

3-я стадия. Эра Дажьбога. Установилось классовое общество, люди начали платить дань царям. И, по всей вероятности, в это время в связи с культом Солнца старый счет по лунным месяцам был заменен солнечным календарём из 12 месяцев.

Данная периодизация не совсем точно отражает летописный текст, так как в нём идет речь о двух периодах - до и после правлений Сварога и Дажьбога. Первый период характеризуется матриархальными порядками, лунным календарем и каменными орудиями труда. Второй - патриархатом, солнечным календарем, металлическим оружием, наличием княжеской власти и верой в богов.

В данной работе я не считаю целесообразным представлять иные взгляды на периодизацию, так как это тема отдельной работы. Стоит заметить, что взглядов на это предостаточно: каждый историк пытался составить свою периодизацию. Поэтому судить о достоверности систем Рыбакова достаточно сложно.

язычество славянский религия мифология



Заключение

 

С течением веков славянское язычество все более становилось выражением народного мировосприятия. Язычество удержалось в деревне и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура XVIII - XIX вв. традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством. В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством.

Для изучения истории России, на мой взгляд, необходимо обратиться к истокам - к религии древних славян. Это - неисчерпаемый кладезь народной мудрости, который нам завещали предки. Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучение язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

История государства неоднородна и складывается она не только из решений правителей и военных действий, история страны - это прежде всего его народ, который напрямую связан с религией. Без неё трудно представить существование полноценного государства: все мы прекрасно помним СССР. Вот почему изучение архаических истоков культуры так важно при изучении истории и культуры страны.



Список используемой литературы

 

1. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я. М., 1995

2. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси М., Индрик. 1999

3. Вуйцицкая У. Из истории русской культуры: Языческое наследие в традиционной культуре. 2002

4. Толстой Н.И.  Очерки славянского язычества. М., Индрик. 2003

5. Рыбаков Б.А.  Язычество древних славян. М., Наука. 1981

6. Культура варварской Европы: типология мифологических образов (диссертация Алексея Фанталова)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: