Особенности торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 90 – е гг.XX века

 

Последнее десятилетие XX века можно назвать путем перехода от китайско – советских к китайско – российским отношениям.

Распад Советского Союза в декабре 1991 г. был с немалой тревогой воспринят в Пекине, опасавшемся «цепной реакции» демонтажа социализма. Тем не менее, 24 декабря 1991 г. КНР официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника международных прав и обязательств бывшего СССР. Начался новый этап отношений между двумя соседними государствами. В самостоятельные контакты с Китаем вступили и большинство новых государств, возникших на территории бывших союзных республик.

Были разрешены пограничные проблемы, включая процессы демаркации границы, налаживание трансграничного сотрудничества, решение трансграничных экологических проблем, борьба с трансграничной нелегальной торговлей.

История формирования российско-китайской границы охватывает период с конца XVII века до начала XX века. Еще в 1689 г. в г. Нерчинске был заключен первый русско – китайский договор, устанавливающий первые границы между Китаем и Россией.[8]

Изучение вопроса о становлении и развитии двусторонних отношений между нашими государствами показало, что именно в 90 – е годы был заложен фундамент для дальнейшего развития двусторонних отношений, касающихся различных сторон жизнедеятельности стран, в том числе и торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Так, в 1996 г. в дни государственного визита в Пекин президента РФ Б. Ельцина лидеры, отмечая быстрое развитие отношений стратегического партнерства в сфере политики, подчеркнули, что торгово-экономическое сотрудничество далеко не соответствует статусу и уровню экономического развития двух стран, их интересам в укреплении отношений именно в этом направлении. Для совершенствования (прежде всего именно практического торгово-экономического) взаимодействия стороны договариваются о проведении переговоров на высшем уровне на регулярной основе, не реже одного раза в год и о создании ряда «отраслевых» подкомиссий, созданных на основе договоренности лидеров двух стран в Пекине в 1986 году.[9]

90 – е годы – это время перемен, как в России, так и в Китае, повлиявших на специфику торгово-экономического двустороннего взаимодействия в этот период. Поэтому мы считаем целесообразным для определения специфики торгово-экономических связей между РФ и КНР этого периода, прежде осветить вопрос развития особенностей экономики каждой страны.

Еще с конца 70-х годов XX века китайское руководство радикально изменило социально-экономический курс и приступило к глубоким и всесторонним реформам централизованно-плановой экономики, а также начало проводить «открытую политику». В 1978 г. III Пленумом ЦК КПК был определен курс «четырех модернизаций», была заложена объективная основа, которая уточнялась, конкретизировалась и утверждалась XII съездом КПК в 1982 г.[10] Делегаты съезда утвердили общие принципы внешней политики Китая, ориентированной на долгосрочную перспективу: страна должна быть самостоятельной, независимой и не входить в союзнические отношения с какой-либо из «сверхдержав», пересмотрели концепцию войны и мира. Ведущей тенденцией становится установление справедливых и взаимовыгодных отношений между участниками международного процесса.

Таким образом, XII съезд КПК фактически отказывается от ярко выраженной конфронтационной политики, основой которой было утверждение, что внешняя политика великих держав неизменно направлена на достижение мировой гегемонии. Тем самым Китай дал понять: у него нет постоянных врагов и для реализации своих интересов, он будет стремиться к расширению сотрудничества в разных сферах.

Следует подчеркнуть, что отмеченный комплекс новых внешнеполитических приоритетов, отказ от конфронтации, от подталкивания мировой революции, курс на взаимовыгодное сотрудничество и т.д. был обусловлен важнейшей задачей – необходимостью создать благоприятные внешние условия для социально-экономических преобразований в Китае.

Внешняя политика должна была сыграть важную вспомогательную роль – обеспечить безопасность страны для успешной модернизации экономики. В результате последовательного проведения экономических реформ Китай достиг высоких результатов, став одной из великих азиатских держав.[11]

Особенности развития экономики Китая мы рассмотрим в следующем параграфе, наиболее подробно нам бы хотелось остановиться на экономических реформах в России, заключающихся в переходе к рыночной экономике, так как они привели к возникновению явлений, системно действующих на внешнюю политику.

При переходе к рыночной экономике у России были предпосылки для благоприятного проведения преобразований, такие, как успешное использование метода централизованного планирования для формирования второй по масштабам экономики в мире (более крупной, чем в Японии и Германии); наивысшие в мире объемы добычи нефти, газа, угля, производства пшеницы, обуви и ряда других товаров; огромный внутренний рынок; целостная инфраструктура, включая транспорт, коммуникации, университеты, научно-исследовательские институты и т.д.; урбанизированное, грамотное и обученное население; подготовленная рабочая сила и менеджеры с опытом управления производством (за исключением финансовой сферы); колоссальный человеческий капитал, в том числе крупнейший в мире отряд ученых и инженеров; мощные «тылы» в Восточной Европе с ее ресурсами и рынками; огромные природные ресурсы.

Но, несмотря на это, Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11 - 12-е, сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Длительная инфляция «съела» сбережения населения и разрушила средний класс - основу любого общества, вызвала политическую нестабильность, привела к утечке капитала за рубеж и т.п.[12]

Успех рыночных реформ в Китае и их неудача в России очевидны, хотя возможности у Китая были гораздо скромнее. В чем же причина? На наш взгляд, можно говорить о следующих причинах:

Советский Союз (в 1985-1991 гг.) и Россия (начиная с 1992 г.) пытались параллельно проводить политические и экономические реформы, т.е. одновременно вводить гласность и осуществлять перестройку.

Россия игнорировала сельское хозяйство и такие вопросы, как собственность на землю, сельское образование, роль местных органов власти. В результате ее прежний широкий внутренний рынок оказался разрушенным вследствие длительной инфляции, а также невыплат заработной платы и пенсий.

Управленческие и экономические возможности России в большой мере растрачивались в попытках скорее поддерживать старые предприятия, чем создавать новые.

Россия взяла за основу так называемый подход СЛП (стабилизация, либерализация, приватизация). Первая составляющая в рамках подхода СЛП - стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита государственного бюджета. Но следствием «шоковой терапии» стали и «великая депрессия», и «великая инфляция». Второй компонент - либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией. Однако в настоящее время они, по существу, устанавливаются мафией, монополистами, коррумпированными чиновниками. Третий компонент - приватизация, перевод предприятий из государственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики - все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы.[13]

В результате реформы не позволили добиться поставленных целей: модернизации экономики, улучшения позиций страны в мире, повышения благосостояния граждан.

Экономический кризис во многом определил характер торгово-экономических связей России и Китая в последнее десятилетие XX века. Страна в целом и ее восточные территории вынуждены были, выживая в жестких условиях 90 – х гг., обратиться к сотрудничеству со своим ближайшим соседом.

Экономические связи между нашими странами были восстановлены еще в 1983 году, основой для этого послужило подписанное 14 апреля 1982 г. советско-китайское соглашение о возобновлении приграничной торговли, в соответствии с которым приграничная торговля должна была осуществляться между провинцией Хэйлунцзян, Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Внутренней Монголией, с одной стороны, и граничащими с ними советскими территориями - с другой. Торговля должна была вестись в форме бартера и рассчитываться в швейцарских франках. В 1984 г. провинция Цзилинь также получила разрешение правительства КНР на приграничную торговлю с СССР. С 1989 г. право непосредственного выхода на внешний рынок без внешнеторговых посредников имеют все предприятия и организации СССР. Основой для этого стали соответствующие постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. и от 7 марта 1989 г., согласно которым единственным условием для выхода на внешний рынок становилась регистрация юридического лица как участника внешнеэкономической деятельности.[14] Указ Президента Российской Федерации от 15ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» снял и эти ограничения, во многом определив характер развития двусторонних торгово-экономических связей, как его положительных сторон, так и негативных: повышение объемов внешней торговли и полную анархию и бесконтрольность.[15]

Так, в этот период специфическое российское внешнеэкономическое законодательство не позволяло России, в частности ее азиатской части, пользоваться своим выгодным географическим положением и стать посредником в торгово-экономических связях стран бывшего СССР с КНР. Внешнеэкономическую деятельность с российской стороны вели около 1300 предприятий, фирм и компаний, в основной массе получая и отправляя продукцию мелкими партиями по бартеру (например, 500 т цемента менялось на 138 кожаных курток; тонна белой жести - на четыре шубы, из меха собаки или горного козла; вагон круглого леса - на 14 400 меловых карандашей для уничтожения тараканов и т. д.) и при этом, нещадно конкурируя между собой, сбивая цены, уходя от налогов и нанося реальный ущерб экономике страны.[16]

Советскому хаосу и неразберихе Китай противопоставил в организации приграничной торговли централизованную систему управления торгово-экономическими связями. В конце 1987 г. в провинции Хэйлунцзян была создана специальная группа исследователей, изучающих опыт и перспективы приграничной торговли провинции с СССР. Обстоятельный доклад, получивший название «Доклад о политике расширения бартерной приграничной торговли между провинцией Хэйлунцзян и СССР», был одобрен Госсоветом КНР. Следуя этому примеру, провинция Китая также разработали стратегию развития торгово-экономические связей с СССР. Как следствие этого уже к 1993 г примерно 40% общего объема российско-китайской торговли падало на три провинции Северо-Восточного Китая. В 1993 г. товарооборот между ними и Россией достиг почти 3 млрд дол. Мы только можем предположить, что эти стратегии были нацелены на выкачивание из СССР товаров сырьевой группы – леса, удобрений, цемента, угля, металла, рыбы - и завоевание советского рынка дешевым китайским ширпотребом и продукцией сельского хозяйства. Приграничная торговля того времени сводилась к бартерному обмену металлопроката и минеральных удобрений из России (до 65% всего экспорта) на продукцию легкой и текстильной промышленности (60% импорта) из Китая.[17] Сверхдоходы, получаемые китайскими компаниями на приграничной торговле с СССР/Россией, дали толчок бурному развитию приграничных городов и поселков.

1985 - 1992 гг. характеризуются бурным ростом торгово-экономических связей между нашими странами, что привело к укреплению внутреннего рынка ряда областей и краев восточных районов России (прежде всего Амурской и Читинской областей, в меньшей степени - Приморского и Хабаровского краев) с соседними провинциями Китая. Так, в 1993 г. доля КНР во внешнеторговом обороте Еврейской автономной и Амурской областей достигла соответственно 94,6 и 92%, а в импорте еще более - 97,4 и 98%. Для Приморского края эти показатели соответственно 48 и 48,7%, для Хабаровского - 48 и 64%.[18]

На рост российско-китайской торговли повлияла, как не парадоксально, и бесконтрольность экономических связей России с Китаем в 1990 - 1993 гг. Именно в этот период, в условиях глубокого экономического кризиса в РФ, разрыва хозяйственных связей между азиатской частью и остальной территорией России, кризисного состояния внутреннего рынка российско-китайской приграничная торговля стала средством выживания населения и поддержания местной промышленности. Быстрое развитие двусторонних торгово-экономических отношений в значительной степени было связано с необходимостью в условиях кризиса сохранить жизнеспособность экономической и социальной систем российского Дальнего Востока.

В 1993 году приграничная торговля, как и объем двусторонней торговли в целом, достигла своего пика, и Китай превратился во второго по важности торгового партнера России - после Германии, что было обусловлено в первую очередь торговлей на региональном уровне. В 1993 году объем торговли между Россией и Китаем достиг 7,7 миллиардов долларов.[19] Но ограниченная номенклатура товаров для товарообмена с каждой из сторон, отсутствие необходимой инфраструктуры, неповоротливое российское законодательство, серьезно затрудняющее сам процесс внешнеэкономической деятельности, нехватка высококвалифицированных и образованных специалистов для разработки и осуществления проектов регионального уровня, отсутствие взаимовыгодной и взаимопризнанной модели сотрудничества, при которой обе стороны могли бы получать реальную прибыль, языковой барьер, этнопсихологический барьер – все это ограничивало развитие взаимовыгодных контактов.

В целом торговля была выгодна и Китаю и России. В начале 90-х годов правительство КНР взяло курс на стимулирование технологически емких производств, таких как автостроение, электроника, аэрокосмическая промышленность, производство интегральных схем, программного обеспечения, компьютерных систем, поэтому торговое взаимодействие с Россией на различных уровнях для Китая было крайне важно.

С началом в нашей стране экономических преобразований относительная значимость внутреннего и внешнего рынков для значительной части сибирских и дальневосточных производителей изменилась. Традиционный внутренний рынок страны оказался для них закрыт практически по всем позициям (исключая, может быть, некоторые изделия машиностроения). Тем большее значение приобрел рынок внешний. Основу экспорта (более 60% его объема) составляла продукция трех отраслей промышленности - лесной, рыбной и топливно-энергетической.

В 90-х гг., начинается процесс создания на территории российского Дальнего Востока свободных экономических зон (СЭЗ), вызывающий интерес для иностранных инвесторов. Первоначально основными целями СЭЗ были развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; обеспечение благоприятных условий для привлечения в экономику России иностранного капитала, зарубежной технологии и управленческого опыта; комплексное развитие природных ресурсов азиатской части страны, а также производство экспортной и импортозамещающей продукции.[20]

Для реализации поставленных целей СЭЗ имели особый статус, в соответствии с которым на них распространялся льготный порядок налогообложения предприятий (например, ставка подоходного налога для предприятий с участием иностранного капитала снижалась с 33 до 24% (в случае реинвестирования прибыли - до 9%, при этом в течение первых трех лет, начиная с года получения прибыли, инвесторы полностью освобождались от уплаты налога, а в последующие четыре года пользовались скидкой в размере 50%), особый таможенный режим, позволяющий расположенным здесь промышленным и торговым предприятиям осуществлять беспошлинный ввоз машин, оборудования, материалов, сырья, полуфабрикатов с целью производства продукции на экспорт. Достаточно высокая (при правильной организации) экономическая эффективность деятельности СЭЗ должна была обеспечиваться не только дополнительными иностранными капиталовложениями, привлеченными льготностью условий инвестирования, но и за счет взаимодействия совместных и иностранных предприятий, взаимосвязанного развития многих форм внешнеэкономических связей и связей зон с экономикой принимающей стороны - это способствовало бы ускорению процесса хозяйственного освоения и социального развития прилегающих к СЭЗ территорий.

Для Китая организация СЭЗ на границе с Россией являлась естественным продолжением его открытой экономической политики. На тот момент КНР уже имела обширный наработанный опыт создания зон «открытости», включающих специальные экономические зоны, районы технико-экономического развития городов, открытые города, открытые экономические районы и различающихся исходным состоянием инфраструктуры, источниками, масштабами и формами привлечения иностранных инвестиций, степенью государственного регулирования их деятельности, преференциальностью инвестиционного климата, целевыми приоритетами и т. д.[21] Ориентация на Россию определяла производственный профиль сооружающихся предприятий. Здесь создавался комплекс экспорториентированных отраслей промышленности с перспективой сбыта готовой продукции главным образом в Россию (производство одежды, обуви, мебели, стройматериалов, электробытовых приборов и т. д.), а также предприятия по переработке российского сырья, выпускающие продукцию уже в основном для внутреннего потребления (переработка металлолома, цветная металлургия, нефтепереработка и т. д.). Зоны специализировались на развитии транспортной и деловой инфраструктуры в районе пограничных переходов между двумя странами. Первой в приграничных с Россией районах была создана Харбинская зона технико-экономического развития (ЗТЭР). Находящийся на пересечении всех основных транспортных магистралей Северо-Восточного Китая город в перспективе должен был стать центром обширного района ускоренного развития и интенсивного субрегионального сотрудничества в регионе. Опорными базами этого района на российско-китайской границе должны были стать еще четыре СЭЗ в городах Хэйхэ, Суйфэньхэ, Маньчжурия и Хунчунь. В дальнейшем к ним могли примкнуть и другие пограничные города, создавая «пояса открытости», характеризующиеся развитием различных форм международного сотрудничества с разными наборами преференций для иностранных инвесторов. Все эти меры дали немедленный результат. Находясь в равных стартовых условиях с приграничными районами российского Дальнего Востока, СЭЗ КНР стремительно поднялись на качественно новый уровень. Резкая активизация инвестиционной деятельности позволила за короткий срок сформировать здесь деловые центры с гостиницами, банками, административными зданиями, создать многочисленны» предприятия, в том числе с участием гонконгского, тайваньского и японского капитала, развернуть сооружение и реконструкции железнодорожных путей, автодорог и погранпереходов и т. д.[22] В России же попытки создания СЭЗ из-за непродуманности подхода к их организации, отсутствия разработанного законодательства, регулирующего их деятельность, непоследовательности в реализации принятых решений почти все (исключая Находку) остались на бумаге.

Итак, какова специфика торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 90 – е гг. XX века? В 90-е годы на характер российско- китайского взаимодействия в торгово-экономической сфере повлияло развитие экономики как в России, так и в Китае. Причем, если для Китая Россия была своеобразным источником дешевого экспорта сырья и одновременно импорта продовольственных и промышленных товаров, то для нашей страны, особенно для ее азиатской части, Китай стал едва ли не единственной возможностью выжить в условиях кризиса. В связи с этим в российско-китайской торговле, сложилась устойчивая модель товарообмена: российская сторона поставляет сырье, китайская - потребительские товары. Это полностью соответствовало интересам КНР: она получала возможность расширить вывоз продукции легкой промышленности, встречающей ограничения при экспорте в другие страны, и одновременно обеспечивала снабжение своих промышленных предприятий сырьем, за которое в ином случае пришлось бы расплачиваться твердой валютой. Вклад же в развитие производственного потенциала России, ее Дальневосточных регионов был минимален. В российско-китайских расчетных отношениях доминировали бартерные сделки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: