Общая характеристика состояния экономики двух стран на рубеже веков

 

Рубеж XX – XXI веков также является важным этапом в развитии торгово-экономического взаимодействия России и Китая.

С начала реформ, начавшихся в Китае в конце 1978 г., ежегодный экономический рост КНР в среднем составляет 9,4%, а объем ВВП со 147 млрд. дол. в 1978 г. достиг 2,6 триллиона дол. к 2006 г. КНР по своему экономическому весу занимает четвертое место в мире, уступая только США, Японии и Германии, утвердившись в ряду крупнейших торговых держав мира. В 2001 г. КНР вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), что улучшило условия внешнеторговой деятельности страны. Китай занимает третье место в мире по объему внешней торговли (после США и Германии), который в 2006 г. составил 1,77 триллиона дол. Торговый профицит достигает 150 млрд. дол. Крупнейшие торговые партнеры Китая: США, Евросоюз, Япония, Гонконг, страны ОСЕАН, Республика Корея, Тайвань, Россия, Австралия и Канада.[23]

Все, что было запланировано к 2000 г. в основном было выполнено. Китай сегодня является мировым лидером по количеству посвященных ему публикаций, как анализирующих итоги развития страны, так и прогнозирующих будущее развитие и роль в процессах мирового политико-экономического развития, что прямо связано с уникальным для мировой истории поддержанием КНР стабильно высоких – в среднем более 9% в год темпов экономического роста на протяжении четверти века и с его превращением в одно из важнейших государств современного мира.

С конца 1978 г., начала проведения реформ, к началу XXI в. валовой внутренний продукт страны (с учетом инфляции), по мнению В. Портякова,[24] вырос реально примерно в 6,4 раза, по мнению А. Селищева, в 8 раз.[25] За это время реальные доходы населения ежегодно возрастали на 7,7% (это удвоение уровня жизни каждые 9 лет). А таких «девятилеток» прошло уже почти три, и китайцы стали жить лучше примерно в 6 раз. Аграрная продукция за время реформ увеличилась почти в 4 раза, и Китай уже наращивает экспорт многих сельскохозяйственных структур. Объем промышленного производства увеличился примерно в 19 раз, причем традиционный крен в сторону тяжелой промышленности был преодолен и с ней сравнялась доля производства в легкой промышленности. Производство электроэнергии увеличилось в 5,5 раз. Была существенно модернизирована обрабатывающая промышленность. Китай в настоящее время является мировым лидером по производству электроники, компьютеров, информационного оборудования. Все более важную роль начинают играть авиастроение, космическая, атомная промышленность.

Многие десятилетия китайский народ жил в условиях острого товарного дефицита. Теперь это в прошлом. Стремительный рост китайской экономики привел к изобилию товаров, а с 2000 г. фактически исчезла и инфляция. Начиная с XXI в. уровень цен в КНР впервые начал снижаться.

В целом, к началу нового столетия модернизация промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники в большей или меньшей степени достигла того уровня развития, который намечался в конце 70-х гг. Китай стал третьей торговой державой мира и одним из ведущих получателей прямых иностранных инвестиций: к концу 2004 г. страна суммарно фактически использовала 562 млрд долл. таких инвестиций.

«Китайская модель» cоциально-экономического развития явилась успешной в первую очередь ее ориентацией на стратегические, долгосрочные цели, стремлением решать крупномасштабные проблемы с учетом объективных условий страны, умением использовать ее сравнительные преимущества в факторах роста, например, дешевизну труда, учетом изменений внутренних и внешних социально-экономических, финансовых и политических условий. Выбрав за основу экспорт готовых изделий, КНР активно завоевывает все новые позиции на мировом рынке новой и высокотехнологичной продукции- электроники, автомобильной продукции, информатики.

Практическая реализация программы «четырех модернизаций» позволила Китаю в ХХ в. в основном перейти от аграрной экономики к экономике промышленной, от аграрного общества к обществу индустриальному, приступить к развитию информационной экономики или экономики знаний, осуществить стратегический поворот от в основном экстенсивного к преимущественно интенсивному, менее ресурсоемкому и экологически щадящему типу экономического роста. Как показали решения 16-го съезда КПК (ноябрь 2002 г.) основой дальнейшего развития страны в XXI в. остается курс на модернизацию экономики, что должно привести уже к 2020 г. к увеличению ВВП КНР в 4 раза и созданию в стране «среднезажиточного общества», т.е. выход на уровень среднедушевого ВВП примерно в 3000 долларов в год.[26]

Активную политику Китая по созданию в перспективе целой сети зон свободной торговли с ее участием, прежде всего в Азии, можно рассматривать как один из важнейших элементов стратегии формирования благоприятствующей модернизации Китая международной и мирохозяйственной среды. Зоны свободной торговли или таможенные зоны формируются в специальных экономических зонах (СЭЗ). Они находятся вне таможенной границы КНР (всего в КНР 13 таких зон). В них могут создаваться предприятия для экспортной переработки, склады и т. п.

Более подробно остановимся на этом вопросе. В большом экономическом словаре дается следующее определение свободной экономической зоны: это «ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т. д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала».[27] Сейчас в Китае действуют 5 специальных экономических зон. Три из них: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть позже, в октябре того же года появилась зона Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона - провинция Хайнань - возникла по решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года. Вклад СЭЗ всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает их «вес» в населении или промышленном производстве. В 1995 г. суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иноинвестициями - 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в СЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. - около 12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений.[28] Основными целями китайских СЭЗ является привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров; увеличение экспортной валютной выручки; стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий; эффективное использование природных ресурсов; стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны; создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.), а в перспективе и Тайваня; мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции; обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов. На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон. В целом, необходимо отметить, что специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой. Михаил Баранов отмечает, что в 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы.[29]

Будущее СЭЗ стало предметом дискуссий. КНР вступила во Всемирную торговую организацию, одним из условий членства в которой является равенство условий торговли по всей территории страны, в связи с чем потребуется определенная юридическая корректировка статуса СЭЗ. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и ученых-экономистов КНР, они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении. В последнее время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра. В этих условиях руководство КНР, подтверждая неизменность основных положений политики в отношении СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы. Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории СЭЗ с базовыми принципами рыночной экономики остается в повестке дня.

С 2003 г. Пекин начал строить свою внешнюю политику в соответствии с концепцией «мирного возвышения», которая призвана обеспечить независимое и самостоятельное развитие страны и способствовать сохранению международного мира. В конечном счете «мирное возвышение» предполагает выдвижение КНР на роль главной державы Восточной Азии, а в перспективе – постепенное достижение ею паритетных с США позиций по основным параметрам глобальной политики.[30] Приступая к реализации этой стратегической цели, Китай стремится убедить окружающий мир в том, что в новых условиях его экономический рост и рост военного потенциала не будет угрозой миру и стабильности, поскольку другие страны смогут получить пользу от этого процесса: новый, более сильный Китай будет обеспечивать дополнительные возможности для их экономического развития за счет емкости своего внутреннего рынка. Поэтому концепция «мирного возвышения» в 2005 г. обогащается лозунгом «мира и развития» и идеей «гармонизации международных отношений», что ориентировано на практические шаги по формированию многополюсной системы мира с несколькими силовыми центрами, одним из которых станет Китай. По сути, взят курс на гибкое маневрирование, стремление избежать до определенной поры положения одного из участников глобального противостояния. Так, КНР не пытается распространять в мире коммунистическую идеологию и бороться с буржуазной демократией и капитализмом.

В. Портяков подчеркивает, что китайское руководство «преисполнено решимости отстаивать собственную модель общественного развития, разумно адаптируя ее в соответствии с меняющейся ситуацией внутри и вне страны за счет расширения социальной базы правящей компартии, осторожного расширения внутрипартийной демократии, предельно гибкой экономической политики. Вряд ли мы рискуем сильно ошибиться, предположив, что Китай при любом ходе событий будет оказывать существенное влияние на мировые политические и экономические процессы на протяжении всего нынешнего столетия».[31]

Вместе с тем нельзя исключать и другой вариант экономического развития страны. В 2005-2006 гг. экономика КНР развивалась по-прежнему высокими темпами. Но, изучив итоги 2006 г., Правительство Китая решило сократить производство на 2,5%. Почему? Дело в том, что страна в 2006 г. произвела и продала за границу продукции на 102 млрд долл. больше, чем в этот же срок завезла. Именно в ежегодном росте производственного сектора китайской экономики на 9-10% эксперты КНР увидели угрозу перепроизводства и вероятность того, что скоро продукция Китая будет невостребованной. А там, словно снежный ком, начнут расти проблемы безработицы, инфляции и прочих неприятностей, тем более что население страны давно перевалило за 1,5 млрд. человек. Причем мужчин приблизительно на 20% больше, чем женщин – и всех их нужно обеспечить работой. И как верно отмечает А. Семенов, тогда недостаток рабочих мест на родине и очень протяженная и плохо контролируемая граница Китая с Россией могут привести к массовому стихийному и нелегальному переселению миллионов китайцев на территорию Российской Федерации.[32]

Нельзя забывать и то, что Китай развивался и до сих пор развивается по экстенсивному пути, в опоре на дешевый труд и дешевые или бесплатные природные ресурсы. Не оправдались надежды на то, что привлечение иностранного капитала поможет Китаю развивать собственные современные технологии. Китайская экономика очень зависит от экспорта и импорта (они на 80% прямо или косвенно контролируются иностранным капиталом), от транснациональных корпораций, от западных интеллектуальных и деловых центров. Под патронажем крупнейших ТНК Китай превратился во всемирную сборочную мастерскую, но собственных разработок в сфере высоких технологий все еще очень мало.

Обеспечение экономической безопасности становится одним из приоритетов на новом этапе реформ.[33] Западные страны, Америка, даже Южная Корея и Япония вывозят в Китай грязные, неэкологичные производства, требующие большого вложения физических сил.

Внутри страны усиливается политическая и социальная напряженность, создающая потенциальную угрозу стабильности системы в целом. Среди многочисленных обстоятельств, способных привести к политическим и социальным беспорядкам, особое место занимают два фактора: возросшая доступность Интернета для молодого поколения и все более видимые признаки социального неравенства. Первый фактор подрывает давнюю монополию Коммунистической партии на информацию. Около 35 миллионов китайцев пользуются Интернетом, и как показывают исследования, это главным образом молодые, относительно самостоятельные, образованные и, следовательно, полные социальных и политических стремлений мужчины. Склонные доверять «всемирной паутине» в качестве основного источника информации, они предпочитают искать нужные им сведения не в отечественных базах данных. Второй фактор – растущее социальное неравенство, разрыв между бедными и богатыми начал и продолжает увеличиваться и противоречия и конфликты приобретают все более антагонистический характер.

В настоящее время многие китайские товары и услуги вынуждены искать для себя рынок за пределами страны, так как внутренний спрос ограничен. Для создания рыночного фундамента будущего развития Китая, правительство все больше внимания уделяет проблемам деревни, сельского хозяйства и крестьянства. Если в прошлом в Китае работал призыв поддержки деревней промышленности, то сейчас на первое место выходит задача (лозунг) поддержки деревни промышленностью, городом. Правительство отменило целый ряд сельскохозяйственных налогов, создало систему защиты сельского хозяйства, увеличило инвестиции в образование на селе и взяло курс на постепенную трансформацию облика села. Экономическое развитие сталкивается со все большей нехваткой энергии и сырья. Базовая государственная политика впредь будет базироваться на экономии ресурсов, защите окружающей среды, стратегии ресурсосбережения. В ближайшие десятилетия планируется создать социальную основу для ресурсосберегающего типа развития.

Остановившись на развитии экономики Китая, проанализируем основные моменты и особенности развития экономики нашей страны.

Экономические преобразования, проходившие с начала 1990-х гг., в отличие от Китая не дали положительных результатов. Россия еще не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений. Она также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах, уровень жизни населения остается на низком уровне и т.д.

На современном этапе можно говорить о следующих элементах отечественной экономики: свободное ценообразование, свобода предпринимательства, частная собственность, образовавшаяся в результате приватизации, негосударственная составляющая банковской системы, внутренняя конвертируемость валюты, свобода внешней торговли.[34]

Экономика становится все более мобильной, обостряется конкурентная борьба за мировой капитал, к сожалению, в которой Россия не достигла серьезных успехов. В 2002 году иностранные портфельные инвестиции в Россию составляли 2,2 млрд. долл., а прямые – 2,6 млрд. долл.[35] Ср.: Китай получил 52,7 млрд. долл. только прямых инвестиций. Потенциальных инвесторов пугает отсутствие благоприятного предпринимательского климата: коррупция, слабые гарантии прав собственности, несовершенное законодательство, непрозрачная судебная система и т.д. При этом РФ остается экономическим гигантом постсоветского пространства, реально удерживает ведущую роль в хозяйственных связях стран СНГ, в их интеграционных объединениях.

Но в целом ситуация в стране стабилизируется: мы наблюдаем рост ВВП, наличие положительного сальдо между вывозом и ввозом капитала, появление собственных крупных транснациональных корпораций, серьезное продвижение в решении вопроса о членстве во Всемирной торговой организации и т.д.

Не можем не затронуть один из важных, на наш взгляд, этапов экономического развития России и Китая на рубеже веков: «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2005 – 2008 годы», введенный в октябре 2004 года. План является документом комплексного характера, определяющим направления двустороннего взаимовыгодного сотрудничества.

Чтобы сотрудничество двух государств приносило реальные результаты, обе стороны преисполнены решимости углублять взаимное политическое доверие, торгово – экономическое сотрудничество, расширять контакты в гуманитарной и во всех других сферах. [36]

План действий наряду с различными областями взаимного сотрудничества России и Китая затрагивает экономическую область Углубление и расширение экономического сотрудничества, по мнению обеих сторон являются важным содержанием российско – китайских отношений стратегического взаимодействия и партнерства.

Тем самым стороны еще раз подтвердили готовность углублять торгово – экономическое сотрудничество, стимулировать сотрудничество в энергетической сфере, расширять сотрудничество в сфере мирного использования атомной энергии, укреплять научно – техническое сотрудничество в таких отраслях, как космос, энергетика, химическая промышленность, биотехнологии, информационные технологии и связь.

Таким образом, рассмотрев основные особенности развития экономики Китая и России на рубеже веков, мы можем сделать следующие выводы:

Утвержденная «китайская модель» социально-экономического развития, практическая реализация программы «четырех модернизаций» позволили Китаю вывести экономику на высокий уровень развития. Сегодня Китай становится одной из крупнейших экономических держав мира. Основой развития страны в XXI веке является дальнейшей курс на модернизацию. Рыночные реформы в России не удались.

· Успехи модернизации и экономический рост, национальные интересы и видение своего места в мире, внешнеполитическая практика Китая играют все большую роль в процессах развития мировой экономики и формирования постбиполярной системы международных отношений. При любом варианте развития Китай будет оказывать существенное влияние на мировые экономические и политические процессы на протяжении всего XXI века. Растущий удельный вес КНР в мировой экономике и торговле, в импорте все более широкого спектра готовой продукции означает потеснение конкурентов и ответную реакцию с их стороны. Следовательно, все большую роль для успешного развития Китая будет играть сбалансированная внешняя политика.

· Области экономики правительство РФ и КНР уделяет особое внимание. Для России экономическое взаимодействие с КНР, как одной из ведущих держав Восточной Азии, связано с огромным ресурсным потенциалом российской части Северо-Восточной Азии, который способен стать генератором экономического продвижения нашей страны в этот регион, катализатором ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока в целом.

· Восточная Азия может стать для России приоритетной зоной участия в процессах региональной интеграции. Это для России своего рода путь подключения к формирующемуся в восточной Азии третьему (после США и Европы) центру глобальной экономики. Зона совпадающих интересов и взаимодополняемости России и Китая в мировой экономике достаточно обширна, это создает стабильную основу для наращивания масштабов и диверсификации форм двустороннего сотрудничества, для взаимовыгодного взаимодействия в рамках интеграционных процессов в Восточной и Центральной Азии.

Вячеслав Карлусов, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, считает, что развитие двустороннего экономического сотрудничества должно быть взаимовыгодным, а значит должно стремиться к достижению баланса внутренних и внешних, краткосрочных и перспективных интересов обеих сторон. С точки зрения современной нормативной практики внешнеэкономических связей — это аксиома, не требующая доказательств.[37]

Восточно-азиатская часть мирового сообщества радикальным образом усиливает свою роль в глобальных международных отношениях, и России важно, не нарушая отношений с ведущими западными странами, улучшить доверие и стратегическое партнерство с азиатскими лидерами. Сегодня уже очевидно, что эволюцию АТР, «азиатской половины мира» будут определять рост политико-экономического, финансового, военного потенциала КНР, ее внешнеполитическая доктрина. Успехи модернизации и экономический рост, национальные интересы и видение своего места в мире, внешнеполитическая практика Китая играют все большую роль в процессах развития мировой экономики и формирования постбиполярной системы международных отношений.

В связи с этим стратегическому взаимодействию КНР и РФ и в том числе области экономики правительство нашей страны уделяет особое внимание.

Активизация восточно-азиатской политики РФ в частности направлена на возрождение восточной части России. Единого мнения по этому вопросу нет. Некоторые эксперты (В. Михеев, Д. Тренин) считают, что восточная часть России (Сибирь и Дальний Восток) должна входить в интеграционную восточно-азиатскую зону[38], другие (А. Воскресенский)[39], что процесс возрождения будет иметь внутренний характер и будет проходить через федеральную инициативу по дальнейшей модернизации экономики с использованием восточно-азиатских инвестиций и технологических ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: