Перспективы дальнейшего развития в торгово-экономической сфере

 

Главы обоих государств постоянно подчеркивают, что торгово-экономическое сотрудничество является важной составной частью российско-китайских отношений стратегического взаимодействия и партнерства, в связи с этим стороны предпринимают и будут предпринимать необходимые и согласованные шаги для повышения эффективности и расширения сфер взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня и Россия, и Китай пытаются совместно решать проблемы двусторонних отношений в торгово-экономической сфере, реализовывать проекты, направленные на повышение эффективности сотрудничества в этой сфере, на достижение поставленных целей.

Рассмотрим основные тенденции развития торгово-экономического сотрудничества, предлагаемые и реализуемые обеими сторонами. Прежде рассмотрим перспективы экономического развития между РФ и КНР.

В настоящее время и для российской, и для китайской стороны очевидна необходимость перехода от уже исчерпавшего свои резервы экстенсивного развития двусторонних отношений преимущественно в виде простого товарообмена к обеспечивающим более глубокое хозяйственное взаимодействие формам сотрудничества.[56]

Россия должна интенсивнее использовать интерес Китая к расширению экономических отношений и - с учетом собственных интересов российского Дальнего Востока - проводить более сбалансированную государственную политику. Стабильную основу для расширения российско-китайских экономических отношений можно создать только в том случае, если будут учтены как экономическая независимость российского Дальнего Востока, так и национальные интересы России.[57]

Государство должно стимулировать развитие экспортной базы и, прежде всего наиболее перспективных ее отраслей. Например, некоторые предприятия Дальнего Востока, в первую очередь машиностроительные, можно полностью переориентировать на выпуск интересующей Китай продукции. Ключевыми секторами экономики региона, в которые в первую очередь должен вкладываться иностранный капитал, являются экспортные производства (лесная, рыбная промышленность, цветная металлургия), транспортная инфраструктура экспортного направления, производства сырьевого сектора экономики при условии их модернизации, конверсионные предприятия оборонной промышленности. Сфера предпочтений китайских инвесторов также уже определилась: легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, торговля, покупка и аренда недвижимости, освоение природных ресурсов, конверсионные отрасли промышленности.[58]

Дальнейшее развитие экономических, торгово-экономических связей требует расширения инвестиционной деятельности, создания зон свободной торговли вдоль границы и сотрудничества в рамках крупных проектов, а также активного участия государств в преодолении проблем двусторонней торговли, в решении вопроса о миграции рабочей силы. Остановимся на каждом из этих направлений.

Создание зон свободной торговли.

Попытка создания зон свободной торговли предпринималась еще в 90 – е годы прошлого века, но в России в отличие от Китая она не увенчалась успехом, между тем создание на российско-китайской границе специальных зон совместного предпринимательства и свободной торговли, объединяющих в единый территориально-экономический комплекс прилегающие районы двух стран, действительно могло бы стать эффективной формой двустороннего сотрудничества.

На сегодняшний день создание на российско-китайской границе приграничных зон свободной торговли занимает особое место среди перспективных инвестиционных проектов совместного предпринимательства и свободной торговли. Их создание позволило бы объединить прилегающие районы наших двух стран в единый территориально-экономический комплекс. Наиболее благоприятные условия для формирования таких зон сложились в районах попарно связанных российских и китайских городов Благовещенск - Хэйхэ, Гродеково (Пограничный) - Суйфэньхэ, Забайкальск - Маньчжоули, Краскино - Хуньчунь, где наше приграничное хозяйственное взаимодействие осуществляется наиболее активно, а инфраструктурная обустроенность достигает наивысшего в российской Азии уровня.[59]

Развитие торгово-экономических отношений.

Относительно стратегии подъема китайско-российских торгово-экономических отношений на новую ступень выражает свою точку зрения президент Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, Цюй Вэй. Он отмечает настоятельную необходимость развития торгово-экономических отношений, диктуемого китайско-российскими отношениями стратегического партнерства в политической сфере. Автор полагает, что китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество охватывает не только торговлю, оно должно включать и другие области, дополненные научно-техническим сотрудничеством. Только так можно достичь требуемого уровня — не ниже 5% в общем объеме китайской внешней торговли. В противном случае, предупреждает автор, нельзя будет говорить об устойчивых и прочных отношениях стратегического партнерства между двумя странами в политической области, а также о дальнейшем их развитии и укреплении.[60]

Сегодня для повышения эффективности торгово-экономических отношений как основы политического взаимодействия правительству обеих стран необходимо принимать среднесрочные и долгосрочные планы двусторонней торговли, изучать и разрабатывать конкретные меры по реализации указанных планов. Одними из первостепенных задач в этом направлении является улучшение и диверсификация товарной структуры российско-китайской торговли, повышение в ней удельного веса передовой машинотехнической продукции. По мнению экспертов, для этого необходимо:

· оказывать содействие налаживанию сотрудничества между заинтересованными предприятиями и компаниями двух государств в таких областях, как производство коммуникационного оборудования, судов, бытовой электроники, информационные технологии, энергетическое оборудование для тепло - и гидроэлектростанций, АЭС, горношахтное оборудование, гражданская авиатехника, автомобили и автомобильные двигатели, разработка и внедрение высоких и новых технологий. Активно реализовывать проект сотрудничества по строительству плавучих атомных электростанций. Китай заинтересован в использовании российского научно-технического потенциала, относительно недорогой высококачественной техники и оборудования в областях энергетики, авиастроения, транспорта, металлургии, космонавтики, мирном использовании ядерной энергии, лазерной техники, а также в военно-техническом сотрудничестве;

· обеспечивать равноправные и транспарентные условия для участия российских и китайских компаний и предприятий в проводимых другой Стороной международных тендерах на поставку оборудования и строительство объектов;

· укреплять сотрудничество Сторон по взаимному предоставлению экспортных кредитов, проектному финансированию и использованию лизинговых схем;

· оказывать содействие предприятиям двух государств в их участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых другой Стороной.

Помимо этого необходимо создавать условия для предсказуемости и стабильности доступа товаров и услуг во взаимной торговле. Для этого нужно:

· организовать постоянный обмен информацией по состоянию торговли чувствительными товарами двустороннего товарооборота и проводить при необходимости консультации;

· активизировать деятельность Совместной рабочей группы по упорядочению торговли, разрешать проблемы, возникающие в ходе сотрудничества, путем консультаций, не прибегая к односторонним действиям или мерам ограничительного характера, способным нанести вред интересам другой Стороны;

· проводить консультации по вопросам, связанным с уменьшением имеющихся «технических» барьеров в двусторонней торговле.

· укреплять сотрудничество Сторон в области соответствия качества товаров и карантинных мер в торговле, способствовать взаимному признанию сертификатов соответствия и карантинных сертификатов.

Вопросы двусторонних торговых отношений сегодня очень актуальны, торговля между Россией и Китаем в последние годы растет быстрыми темпами.[61] Выделяют несколько направлений дальнейшего развития и увеличения товарооборота:

· Это расширение торговли продукцией с большей долей добавленной стоимости в товарных группах, формирующих основу товарооборота, в частности углубленная переработка древесины, переработка рыбы и морепродуктов, создание новых рынков сельхозпродукции и ряд других. Необходимо, чтобы переработка древесины осуществлялась на российской территории. Этому, в частности, будет способствовать и рост вывозных пошлин на круглый лес. Кроме того, нужны конкретные планы, к которым нужно шире привлекать регионы Сибири, а не только приграничные районы Дальнего Востока. В частности, надо активнее использовать потенциал Иркутской области и Красноярского края, где есть возможности для успешного использования китайских инвестиций в сферу лесопереработки – и не только. Сегодня и на законодательном уровне, и на уровне конкретных мер по регионам уже в ближайшее время будет невозможно вывозить из России круглый лес. Мы готовы экспортировать деловую древесину. А еще лучше, если российские (или совместные) предприятия будут производить мебель и бумагу и эти шаги, как договорились главы правительств, будут поощряться. Уже создана деловая среда, в которой эти целлюлозно-бумажные комбинаты будут строиться.

В сфере переработки рыбы и морепродуктов следует навести порядок и продумать возможности налаживания перерабатывающей базы, частично – и на китайской территории.[62]

· Вовлечение в товарооборот новых товаров. Активизация сотрудничества по освоению передовых технологий, налаживание производственной кооперации. Следует подчеркнуть, что в вопросе диверсификации структуры двусторонней торговли за счет продвижения на китайский рынок высокотехнологичных товаров китайская сторона демонстрирует готовность идти на встречу. Так, по словам Ху Цзиньтао, достигнута договоренность о создании Китайско-российской палаты для торговли машинами и оборудованием. [63]Согласно заявлению В. Путина, в ходе российско-китайских переговоров на высшем уровне в марте 2007 г. обсуждались вопросы совместной работы в области высоких технологий, энергетики, в том числе атомной и авиации. Уже сегодня идет активная работа по продвижению наших технологий в авиастроении. Пока что наши страны покупают самолеты на Западе, хотя могли бы производить конкурентоспособную продукцию. Совместная российско-китайская авиастроительная корпорация смогла бы составить конкуренцию таким гигантам, как «Боинг» и Эрбас» и создавать совместно весь модельный ряд, который необходим авиации, тем более что сегодня в мире наиболее крупными потребителями являются Китай и Россия.[64]

· Взаимное инвестирование в проекты, как на территории России, так и Китая. Важным резервом представляется развитие взаимодействия в сфере услуг, прежде всего туристических, образовательных, транспортных. Совокупность этих факторов обуславливают оптимистический взгляд на перспективы российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

Таким образом, основные направления развития торгово-экономического сотрудничества двух стран можно свести к следующим:

· Развитие крупномасштабного технологического сотрудничества, массового экспорта технологической продукции в Китай. Речь идет о научно-производственном сотрудничестве на базе совместных разработок базовых технологий, совместных разработок и проектирования, разделения рисков и результатов.

· Развитие так называемых прямых научных связей. Это касается высоких технологий, которые не прошли стадию экспериментов. При этом возможно перетекание в Китай технологий, методы получения которых такие же, как на «челночном и сырьевых фронтах». Доработка российских технологий нередко требует на порядок меньше средств, чем покупка лицензий на Западе, к тому же китайская сторона дешево (как сырье) оценивает полуфабрикатные разработки.

· Развитие стратегического партнерства транснациональных российских и транснациональных китайских компаний. Важным фактором здесь должно стать перетекание национальных капиталов, создание совместных предприятий и производств, как в РФ, так и Китае, а также в других государствах СНГ. В настоящее время товарооборот КНР со странами СНГ (без России) составляет всего около 2 млрд. дол.

· Разрешение проблем приграничной торговли. На сегодняшний день ситуация с приграничной торговлей остается сложной.[65] Китай явно уделяет этой проблеме больше внимания, чем Россия. Развитию приграничной торговли мешает отсутствие договоренности о статусе национальных валют обеих стран, задействованных в приграничных расчетах, а также сложившаяся ситуация криминальной деятельности в торговле. Приграничная торговля – зона повышенного риска. Вдоль границы с Китаем, протяженностью 3645 км в районах Благовещенск-Хэйхэ, Забайкальск-Маньчжоули, Гродеково-Суньфэньхэ оборудованы крупные центры приграничной торговли, образующие китайский «северный пояс открытости». В КНР действует Китайско-российская международная транспортная компания. Российские челноки оплачивают товары в долларах, рублях или юанях, товары за 4-30 дней доставляются в Россию. В Китае действуют специализированные компании по закупке, продаже, заготовке, упаковке товаров для российских челноков. Китайские бизнесмены, отправляя свои товары в Россию, с туристическим паспортом выезжают, встречают свои товары и реализуют их. Необходимо признать, что при таком способе торговли допускаются крупные нарушения правил обеими сторонами. Китайские торговцы в массовом порядке уклоняются от уплаты налогов, занимаясь по сути дела контрабандой. Выручка от продажи контрабанды используется для закупки за наличные и вывоза из России леса, металлов и другого сырья или конвертируется в доллары и нелегально вывозятся в КНР.[66] В результате создалась ситуация, при которой никто не может определенно сказать, каков реальный товарооборот российско-китайской приграничной торговли. Доля приграничной торговли в общем товарообороте, по разным источникам, оценивается от 30 до 70 %. В настоящее время в РФ готовится проект Закона о статусе приграничных территорий, по которому будет создана единая торгово-экономическая зона от Читы до Хабаровска.

· Развитие сопредельных регионов России и Китая. Наше правительство готово усилить внимание к развитию российского Дальнего Востока, вместе с недавно принятым курсом китайских властей на ликвидацию отставания Северо-Восточного Китая. Это создает хорошие возможности для совместного развития этих территорий, в том числе путем привлечения в Россию крупных китайских инвестиций и использования на контрактной основе китайских рабочих. При этом тенденция к участию в интеграционных процессах сегодня у Китая значительно более выражена, чем у России. И здесь китайский опыт и китайская поддержка будут ценны для российской экономики.

Расширение инвестиционного сотрудничества

Мы уже отметили, что развитие двусторонней торговли и экономических связей между нашими странами напрямую зависит от расширения инвестиционной деятельности. На сегодняшний день в Китае 1413 российских предприятий с инвестициями 718,3 млн. дол. В РФ около 1000 китайских предприятий и компаний, из них в Приморском крае 573 с капиталом всего 13,3 млн. долл.[67] Между РФ и КНР нет межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. В то же время китайские компании широко практикуют лозунг: «Вам не нужно ехать в Китай. Мы можем обслужить вас на вашей территории». Одной из наиболее общих причин трудностей, с которыми сталкиваются как китайские, так и российские специалисты является специфичность наших переходных экономик, которая помимо прочего выражается в своеобразии и далеко не полном структурном соответствии формирующихся в России и Китае финансово-банковских институтов. Для дальнейшего развития российско-китайских экономических отношений необходимо создание целостной банковской инфраструктуры, и в первую очередь налаживание тесного межбанковского сотрудничества. Российские и китайские - банки должны иметь возможность открывать корреспондентские счета в национальных валютах и расчетные счета для российских и китайских участников внешнеэкономических связей в рублях в китайских банках и юанях в российских. В дальнейшем необходимо продолжать открыть филиалы некоторых крупнейших коммерческих банков в КНР и филиалы ряда китайских банков, созданных для обслуживания коммерческой деятельности, в России.

Хотя в последние годы у ряда китайских банков, заинтересованных в развитии на российском направлении; появились свободные инвестиционные ресурсы, опыт показывает, что собственных средств отдельных банков, будь то российские или китайские, явно недостаточно для финансирования крупнейших совместных проектов (нефтегазовых, энергетических, проектов освоения российского Дальнего Востока, Северо-Западного Китая и др.).[68] В этих условиях именно консорциумы позволяют аккумулировать финансовые средства, необходимые и достаточные для реализации такого рода крупных инвестиционных проектов, обеспечивают гарантии сохранности инвестиций, прозрачность реализации инвестиционных проектов, применение современных технологий, современного международного опыта менеджмента, учитывают интересы всех участников. Таким образом, создание консорциумов банков для реализации крупных международных проектов, связанных в первую очередь с транспортировкой энергоносителей из России, освоением ее восточных территорий — весьма актуально и целесообразно с точки зрения интересов нынешнего этапа ее развития.

Новые возможности для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества открывает и создание в России особых экономических зон (ОЭЗ), тем более что Китай накопил богатый опыт по их развитию. Всего в России создано шесть ОЭЗ, четыре из которых являются технико-внедренческими: Дубна, Зеленоград (Московская область), Томск, Санкт-Петербург, а две – промышленными: Елабуга (Татарстан), г. Липецк (Липецкая область). К российским ОЭЗ проявляется большой интерес со стороны китайских компаний и предприятий. В декабре 2005 г. в Пекине успешно был проведен семинар с участием представителей всех шести российских ОЭЗ. В настоящее время между Российским федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Министерством коммерции КНР готовится соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает укрепление контактов и взаимодействия как в части обустройства, строительства инфраструктуры в российских ОЭЗ, так и привлечение в них капитала крупных китайских фирм и компаний.[69]

Сотрудничество в сфере энергетики

Нельзя не отметить разработку многочисленных двусторонних проектов в области энергетики в силу большого и динамичного спроса на энергоносители в Китае. Ресурсно-сырьевая проблема на фоне постоянного роста энергопотребления объективно подталкивает Китай к импорту углеводородов и другого сырья из России. Действительно, КНР уступает России по запасам нефти и газа почти в 35 раз. По оценкам специалистов, при существенном сокращении собственных природных ресурсов минимальные импортные потребности Китая к 2010 г. возрастут по нефти до 85-90 млн. т, по газу - до 10-15 млрд. куб. м в год,  2020 г. - соответственно до 135-140 млн. т и 40-45 млрд. куб. м.[70]

В целом в настоящее время в той или иной форме технически прорабатывается более 10 проектов поставки российских природного газа и нефти в Китай и другие страны АТР. В процессе реализации находятся такие проекты совместного технического сотрудничества, как сооружение на территории КНР с российским участием четырех теплоэлектростанций вблизи Пекина, реконструкция Цзинаньского металлургического комбината, Тайюаньского прокатного завода. К числу перспективных совместных инвестиционных проектов в области энергетики относится строительство энергомоста Россия-Китай, предполагающее сооружение линии электропередачи постоянного тока из Иркутской области в Китай с двумя преобразовательными подстанциями на отправном и приемном концах.

Итак, поведем итог всему вышесказанному.

Стратегическое взаимодействие наших стран ориентировано на долгосрочную перспективу, поэтому наличие проблем и нерешенных вопросов по многим аспектам взаимодействия обращает на себя внимание обеих сторон. Сегодня и Россия, и Китай предпринимают меры, способствующие повышению эффективности взаимодействия наших стран, в том числе в сфере торгово-экономических отношений, так как именно эта область является основой дальнейшего успешного выстраивания политического сотрудничества между РФ и Китаем.

Региональное сотрудничество становится новым и мощным стимулирующим фактором китайско-российского взаимодействия, для сопредельных регионов России и Китая открываются особо благоприятные перспективы для сотрудничества.

Стороны подчеркивают необходимость развития и совершенствования торговой и инвестиционной среды между двумя странами, обеспечения устойчивого расширения торговли и экономического сотрудничества. Надо отметить, что в последние годы руководство и деловые круги России настойчиво решают вопросы диверсификации структуры торговли, предлагают ряд направлений более - менее существенного изменения структуры торговли.

Выбранный курс на повышение эффективности торгово-экономического взаимодействия способствует всестороннему углублению делового сотрудничества между Китаем и Россией.

 

Заключение

 

Отношения между Россией и Китаем развивались на протяжении нескольких веков, один из ведущих экспертов по Китаю, академик М.Л. Титаренко, останавливаясь на истории взаимодействия двух государств, пишет: «В длительный период межэтнического общения России и Китая бывало всякое, но доминирующей тенденцией в них было добрососедство, взаимовлияние, взаимообогащение культурными ценностями»[71].

Стартовав с низкой отметки, унаследованной от периода конфронтации 1960 – 1980-х гг., двусторонние отношения к началу XXI века вышли на уровень тесного разностороннего стратегического партнерства, являющегося новой моделью сотрудничества между нашими странами.

Целью нашего исследования был анализ современного торгово-экономического взаимодействия между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, в процессе работы поставленная нами цель была достигнута:

1 мы проанализировали торгово-экономические отношения между Россией и Китаем;

2 выявили основные особенности развития российско-китайских отношений в этой сфере;

3 определили аспекты, закономерности и проблемы торгово-экономического сотрудничества;

4 рассмотрели дальнейшие перспективы развития.

Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей научной деятельности по данному вопросу.

 

Подведем итог всему вышесказанному.

 Анализ нормативных документов, работ, посвященных вопросам торгово-экономического взаимодействия России и Китая, позволил нам выявить основные этапы и характерные особенности развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

· - В 90 – е годы XX века закладывается фундамент для дальнейшего развития двусторонних отношений, касающихся различных сторон жизнедеятельности стран, в том числе и торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

На специфику российско- китайского взаимодействия в торгово-экономической сфере в это период времени повлиял экономический кризис в России и подъем экономики в Китае. В связи с этим сложилась устойчивая невыгодная для нашей страны модель товарооборота: мы поставляем сырье, Китай – потребительские товары. Россия для Китая становится источником дешевого экспорта сырья и одновременно импорта продовольственных и промышленных товаров, для нашей страны, особенно для ее азиатской части, Китай стал едва ли не единственной возможностью выжить в условиях кризиса. В российско - китайских расчетных отношениях доминировали бартерные сделки. Это полностью соответствовало интересам Китая: он получал возможность расширить вывоз продукции легкой промышленности, встречающей ограничения при экспорте в другие страны, и одновременно обеспечивал снабжение своих промышленных предприятий сырьем, вклад же в развитие производственного потенциала России, ее Дальневосточных регионов был минимален.

· Экономическое развитие стран на рубеже веков также определяло особенности торгово-экономического сотрудничества. Динамичное развитие экономики Китая и интерес китайской стороны к российской экономике – все это способствовало активизации восточно-азиатской политики Российской Федерации, направленной на возрождение восточной части России и дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству наших стран в этой сфере.

Восточная Азия может стать для России приоритетной зоной участия в процессах региональной интеграции. Это для России своего рода путь подключения к формирующемуся в восточной Азии третьему (после США и Европы) центру глобальной экономики. Зона совпадающих интересов и взаимодополняемости России и Китая в мировой экономике достаточно обширна, это создает стабильную основу для наращивания масштабов и диверсификации форм двустороннего сотрудничества, для взаимовыгодного взаимодействия в рамках интеграционных процессов в Восточной и Центральной Азии.

· На современном этапе развития в сфере торгово-экономического взаимодействия между Россией и Китаем нами были выделены следующие особенности:

- Торгово-экономическое взаимодействие охватывает многие аспекты сотрудничества государств, такие, как торговля, производственные, финансовые, научно-технические связи, ввоз и вывоз капитала, миграция рабочей силы, сотрудничество в решении глобальных экологических проблем, сотрудничество в энергетической сфере, инвестиционное сотрудничество, военно-техническое сотрудничество и т.п. Традиционно аспекты экономического сотрудничества анализируют как самостоятельные сферы.

Исходя из этого, в нашей работе мы рассмотрели лишь некоторые из них: торгово-экономические взаимоотношения, в частности торговые отношения приграничных регионов, инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в сфере энергетики, миграцию рабочей силы.

- На современном этапе двусторонних отношений Россия и Китай взяли курс на решение существующих проблем, повышение эффективности взаимодействия наших стран в сфере торгово-экономических отношений.

Стратегическое взаимодействие наших стран ориентировано на долгосрочную перспективу, поэтому наличие проблем и нерешенных вопросов по многим аспектам взаимодействия обращает на себя внимание обеих сторон. Сегодня и Россия, и Китай предпринимают меры, способствующие повышению эффективности взаимодействия наших стран, в том числе в области торгово-экономических отношений, так как именно эта область является основой дальнейшего успешного выстраивания политического сотрудничества между Россией и Китаем.

Подводя итог разговору о потенциале российско-китайского торгово-экономического взаимодействия, проблемах и перспективах его практической реализации, подчеркнем главное: сегодня эта сфера остается одной из приоритетных для обеих стран.

Дальнейшая поддержка, развитие взаимовыгодного сотрудничества, устранение недопонимания, и решение существующих проблем будут способствовать дальнейшему укреплению доверия между государствами и экономическому развитию наших стран.

 




double arrow
Сейчас читают про: