Предложения введения медицинского страхования в Украине

Реформы здравоохранения в Украине должны быть направлены на достижение общей доступности всех видов медицинской помощи, повышения их эффективности, обеспечения возможности выбора, повышения качества медицинского обслуживания.

Достижение этих целей требует введения системы обязательного медицинского страхования, обеспечивающей право каждого гражданина на получение гарантированной и качественной медицинской помощи, а также развитие системы добровольного медицинского страхования. Несмотря на реформы здравоохранения, связанные с введением страховой медицины, страны Центральной и Восточной Европы продолжают использовать бюджетное финансирование. Реформирование системы здравоохранения в Украине должно быть поэтапным и предусматривать многоканальное финансирование.

Переход к медицинскому страхованию и внедрению элементов рыночных отношений без сохранения бюджетной формы финансирования здравоохранения может негативно повлиять на осуществление принципа доступности медицинской помощи, в частности для нетрудоспоспособных лиц и безработных.

С целью повышения эффективности использования ресурсов, создания прозрачных финансово-экономических механизмов аккумуляции и использования средств, необходимых для реализации конституционных прав граждан, на здравоохранение и медицинскую помощь, необходимо предусмотреть существенное расширение внебюджетных источников финансирования здравоохранения.

Среди них главное место должны занимать общеобязательное государственное социальное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование, средства благотворительных фондов, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства, полученные за предоставление платных медицинских услуг.

Средства государственного и местных бюджетов и страховые взносы будут направлены на обеспечение гарантированного государством уровня и объема медицинского обслуживания. Фонды добровольного медицинского страхования обеспечат индивидуальные потребности населения в медицинской помощи сверх гарантированного базового уровня.

В результате проведенного исследования предлагается начинать реформирование здравоохранения в Украине с изменения общей схемы финансирования, предусматривающей переход к многоуровневой бюджетно-страховой системе финансирования здравоохранения путем введения трех программ финансирования: бюджетной, страховой и частной.

Бюджетная программа будет предусматривать предоставление медицинской помощи населению за счет средств бюджетов всех уровней; страховая – за счет взносов на общеобязательное государственное социальное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование, а частная – за счет средств частных лиц.

Бюджетное финансирование должно предусматривать предоставление медицинской помощи на жизнеобеспечивающем уровне всем слоям населения (как застрахованным, так и незастрахованным лицам) в виде неотложной медицинской помощи при заболеваниях, представляющих угрозу для жизни, например, инфаркт миокарда, инсульт, черепно-мозговая травма, и полноценное бесплатное медицинское обеспечение отдельных граждан (дети-сироты, военнослужащие срочной службы, осужденные), за счет средств бюджетов всех уровней.

Количество медицинских услуг, предоставляемых за счет бюджетной программы, будет отвечать объему финансирования медицинской отрасли из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Страховая программа финансирования здравоохранения должна предусматривать введение системы обязательного медицинского страхования и усовершенствование добровольного медицинского страхования в Украине, позволит укрепить финансовую и материально-техническую базу медицинской отрасли, поэтапно трансформировать управление охраной здоровья, и будет содействовать развитию экономических методов управления. В системе медицинского страхования должна существовать конкуренция между страховщиками и лечебными заведениями, которая сейчас практически отсутствует в Украине.

Введение обязательного медицинского страхования в Российской Федерации в 1993 г. позволило создать интегрированную систему сбора и учета страховых взносов с трудоспособного и нетрудоспособного населения, ставшую целевым источником финансирования здравоохранения и обеспечила стабильное финансирование медицинских заведений (уже 1996 г. в Российской Федерации удельный вес фондов обязательного медицинского страхования составлял не меньше чем 30% системы финансирования здравоохранения в целом).

Следует отметить, что опыт введения страховой медицины в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы свидетельствует о возникновении проблемы структурного дефицита. Суть проблемы заключается в том, что бюджетное финансирование, как правило, покрывает расходы на медицинское обслуживание граждан, имеющих право на бесплатную медицинскую помощь.

Оплата взносов за пенсионеров и безработных осуществляется соответственно пенсионными фондами и фондами страхования на случай безработицы. Однако расходы на медицинское обслуживание этих граждан значительно выше сумм трансфертов, которые получают фонды медицинского страхования, что приводит к дефициту средств.

На этапе переходного периода к страховой медицине страховое финансирование здравоохранения более требует дополнительных вложений вследствие отсутствия механизма государственного регулирования деятельности страховых компаний, опыта в сфере страхового менеджмента, недостатка адекватной информационной технологии, недостаточного развития организационной инфраструктуры рынка медицинских страховых услуг.

Следовательно, принимая во внимание опыт стран Центральной и Восточной Европы введения системы страхового финансирования сферы здравоохранения, в Украине необходимо разработать программу создания страховой медицинской системы с учетом специфики ее существующего состояния. Для преодоления трудностей переходного периода целесообразно проводить поэтапное увеличение государственных ассигнований в сферу здравоохранения; обеспечить их эффективное использование и повышать качество медицинских услуг; развивать систему платных медицинских услуг; содействовать развитию конкуренции в отрасли.



Выводы

Таким образом, предлагается ввести общеобязательное государственное социальное медицинское страхование одновременно с введением единого социального взноса. Организация сбора взносов на обязательное медицинское страхование в составе единого социального взноса позволит избежать дублирования страховыми фондами функций, связанных со сбором страховых средств; сократить административные расходы работодателей. При одновременном введении системы обязательного медицинского страхования и накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования страховые взносы в накопительную пенсионную систему будут платить только застрахованные лица, а высвобождаемые взносы работодателей будут направляться на медицинское страхование, что позволит не увеличивать налоговое давление на фонд оплаты труда.

Доказана экономическая целесообразность построения расширенной системы медицинского страхования в Украине, которая бы органично сочетала государственный и частный секторы медицины, как направления повышения эффективности финансового обеспечения государственных гарантий в сфере здравоохранения. Выявлены определенные основания экономического, социального, правового характера для введения соответствующих мер, в частности, наращивание темпов производства, рост уровня общественного благосостояния, готовность населения участвовать в финансировании, налоговые льготы.

Согласно оценке современных методов и форм финансового обеспечения отрасли здравоохранения выявлены следующие тенденции финансирования, как стабильный уровень дефицита средств бюджетной системы, ежегодное расширение каналов поступления средств, где ведущая роль принадлежит средствам населения и предпринимательских структур.



Список литературы

1. Дуб Н. Є. Реформування системи охорони здоров'я України з використанням зарубіжного досвіду в умовах європейської інтеграції / Н. Є. Дуб // Стратегія регіонального розвитку: формування та механізми реалізації: матеріали підсумк. наук.-практ. конф., 31 жовтня 2008 р. – Одеса: ОРІДУ НАДУ, 2008. – С. 364–365.

2. Лихотоп Р. Плюси і мінуси медичного страхування у Російській Федерації // Стратегія реалізації державних гарантій надання медичної допомоги населенню України на засадах медичного страхування: Всеукр. наук.-практ. конф. 25-26 грудня 2001 р.– Ірпінь, 2001.– С. 134 – 137.

3. Москаленко В. Концепція розвитку охорони здоров’я – стратегія реформування галузі // Лікарська справа.– 2007.– № 1.– С. 3 – 9.

4. Надюк О. Державне регулювання ціноутворення на ринку медичних послуг в Україні // Економіка та держава. – 2008. – № 5. – С. 64.

5. Пилипцевич Н. Н. Зарубежный опыт реализации различных моделей финансирования здравоохранения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения.– 2006.– № 1.– С. 47 – 70.

6. Системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. Европейское региональное бюро ВОЗ/ «ГЕОТАР Медицина». М., 2000. – 431 с.

7. Стецюк Т. І. Зарубіжний досвід організації страхової медицини та можливості його застосування в Україні / Т. І. Стецюк // Стан і проблеми трансформації фінансів та економіки регіонів у перехідний період: зб. наук. праць другої Міжнар. наук.-практ. конф. 22–23 квітня 2004 р.: Хмельницький інститут бізнесу. – Хмельницький, 2004. – С. 195–200.

8. Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы / Ред. Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж., Кутцин Д. / Пер. с англ. – М: Издательство. «Весь мир», 2006. – 352 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: