Реформы государственного управления

Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя («конзилия министров»), которая яви­лась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и зако­нодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения колле­гиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

С 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюде­ния, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы. Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генарал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенат­ский обер-секретарь, наконец, с 1722 г.— генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал- и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор кон­тролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата — не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опро­тестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, под­лежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный над­зор) и фискалы (тайный надзор) империи. Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посоль­ский приказ заменила Коллегия иностранных дел. Были образованы коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-колле-гия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия.

В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегии, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4—5 советников и 4 асессоров. Присут­ствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им — местные учреждения.

К коллегиям примыкало несколько учреждений. Синод - центральный орган управления церковными делами и имениями, учреждённый в 1721 г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены – церковные иерархи.

Восстания начала столетия выявили сла­бость, ненадежность власти в городах и уездах — воеводской ад­министрации и городского самоуправления. По реформе 1708— 1710 гг. Петр разделил страну на 8 губерний; Московскую, Киевскую, Смо­ленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти — административной, полицейской, судебной, финансовой.

В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, стра­ну разделили на 50 более мелких территориальных единиц — про­винций. Провинции делились на дистрикты.

Проведение реформ, так же как и активная внешняя полити­ка, требовало все возрастающего количества денег, которые по­лучали в основном за счет налогов с населения. Установленное при брате Петра царе Федоре Алексеевиче подворное обложение налогами давало возможность уменьшать число плательщиков, '    объединяя, например, несколько крестьянских семей в один двор. Поэтому в 1718 г. Петр издал указ о подушной переписи мужского населения. Помещики, на которых была возложена эта пере­пись, не спешили подавать списки своих крестьян, а если и пода­вали, то значительно уменьшенные. Тогда в 1722—1724гг. силами офицеров была проведена ревизия результатов переписи. Она установила истинное количество душ мужского пола. С тех пор переписи в России получили название ревизий.

3. Первичное закрепление изученного материала на уроке и подведение итогов. Работа со схемами, документами. Коллективное обсуждение.

 Каково значение реформ Петра в истории нашего государства? В начале урока вам было представлено несколько позиций историков о реформах Петра. Какие из них вам кажутся наиболее верными?

 

4. Постановка домашнего задания: §44. Реформы Петра Великого, написать сочинение-рассуждение на тему «Петр Великий – реформатор или консерватор?»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: