Методы стимулирования

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных – не приятная этимология для человека!

Но человек тоже нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или тормозить определенные действия.

Методы стимулирования – поощрения, наказания (в древнем мире), соревнование (в XX в.), субъективно-прагматический (деловой).

Поощрение – положительная оценка действий воспитанников, которая вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность. С чего надо начинать воспитание? – С похвалы, т. к. она несет в себе положительный заряд – веру в собственные силы, намечает хорошие перспективы.

Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками.

Одобрение – простейший вид поощрения. Может выражаться жестом, мимикой, поможет оценкой, доверием.

Правила поощрения

- мотивировать поощрения

- замечать всех в поощрении, не противопоставляя детей друг другу

- знать меру (зазнайство). Учитывать мнение

- соблюдать справедливость

Не следует хвалить (поощрять):

- за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.);

- за то, что достигнуть не своими усилиями, не своей работой;

- больше двух раз за одно и то же достижение;

- из-за жалости;

- из-за желания понравиться.

Соревнование

Детям присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. В чем только не соревнуются дети?! Кто дальше плюнет, кто больше получит “2”... сравнительно меньше они соревнуются в благовидных поступках: в аккуратности, вежливости, честности...

В советское время метод, к сожалению, оброс командно-бюрократическими атрибутами – как на производстве.

Между тем педагогически правильно организовывать соревнование – действенный стимул в воспитании процесса.

Организация соревнований – трудное дело, требующее знания политологии, соблюдение ряда условий и требований:

1) организация соревнования: цели, задачи, программа, критерии оценок, награждение.

2) Оно должно быть достаточно трудным и увлекательным.

3) Критерием оценок – понятны детям.

4) Итоги – наглядные

5) не создавать тепличных условий в соревновании (потасовывать факты, искажать истины...). Жизнь не кому не дает поблажек и человек должен с детства активно бороться за свое будущее.

6) Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой, где не так остро переживаются поражения, есть возможность реванша.

Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины.

В разные времена – разные отношения к наказанию.

- известный педагог Пирогов Н.И. будучи попечителем Киевского округа по учебным заведениям выдвигал систему физических помазаний, в том числе и порчу (его критиковал Добролюбов).

- До мельчайшей подробности была продумана система наказаний в старой прусской школе. Полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка! Но муштра давала и известные результаты: не одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.

Наказание позволяет родителям при необходимости продемонстрировать ребенку свое осуждение его поступков или мотивов поведения. Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большого такта и осторожности; наказывать ребенка можно в исключительных случаях. А можно ли в семейном воспитании вообще обойтись без наказания? А.С. Макаренко считал: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания». Вместе с тем он отмечал: «Наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо».

К сожалению, в семейном воспитании допускается много ошибок в применении наказания. Неверно понимая необходимость и целесообразность разнообразия методов воспитания, родители наказывают детей гораздо чаще, чем поощряют. Взрослых раздражают детское непослушание, проступки, в причины которых они часто не вникают. Между тем лишь в исключительных случаях дети осознанно и злонамеренно совершают неблаговидные поступки. В подавляющем большинстве случаев это непреднамеренное поведение, обусловленное недостатком знаний, несформированностью моральных представлений, отсутствием необходимого жизненного опыта, а иногда даже спровоцированное взрослыми. Порой к наказанию приводит завышенная (или заниженная) оценка родителями возможностей своего ребенка, их недостаточно самокритичное отношение к себе как к воспитателям.

Функции и формы наказания изменяются по мере взросления ребенка. В воспитании дошкольников вполне можно обойтись без наказания при правильной организации его жизни в семье (режим дня, игра, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, стиль общения и т. д.). Если взрослым приходится наказывать малышей, есть основание задуматься над истинными причинами капризов и непослушания, с тем чтобы найти собственные просчеты в воспитании.

Наказывая младшего школьника, родители показывают свою негативную оценку его поведения, поступка, поэтому вполне достаточно очень умеренного по форме наказания, например, в виде замечания. Младший школьник нуждается не столько в наказании, сколько в правильной организации учения, труда и отдыха, в своевременном формировании нравственных представлений. Наказывая подростка, родители не только подчеркивают свое отрицательное отношение к совершенному поступку, но стремятся пробудить у подростка чувство совести, помочь ему осознать свою ошибку, активизировать желание исправить ее. Наказание не должно обижать подростка, необходимо найти такие формы воздействия, которые способствовали бы воспитанию положительных качеств. Достаточной формой наказания старшеклассника может быть порицание или осуждение родителями его поступка.

Условия наказания

Каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать.

Рекомендации:

1. Нельзя наказывать детей лишением того, что необходимо для их нормального развития: прогулки, еда, сон, отдых, общение с родителями;

2. Наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально;

3. Если есть сомнения: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания. Это сильнодействующий метод. И ошибку воспитателя исправить значительно труднее, чем в любом другом случае;

4. За один раз – одно наказание (даже если одновременно совершено несколько проступков);

5. Если время упущено, то запоздало наказывать не следует;

6. Наказан – прощен. Наказание – это не орудие мести!

7. При наказании не допускать оскорбление и унижения личности (не доводить до слез);

8. Нельзя наказывать и ругать: когда ребенок болен, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; сразу после физической или душевной травмы; когда проявляется неспособность, бестолковость, глупость, неопытность; когда не справляется со страхом, невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание;

9. Не наказания должен бояться ребенок, а огорчения взрослых и вины перед ними.
Вл. Леви: «По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами».

10. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой;

11. Тон требований должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным, раздражительным;

12. Наказывая ребенка правильнее лишить его хорошего, чем делать ему плохое;

13. Не допускается:

а) возбуждение тревоги и предстоящем наказании;

б) придирчивые суждения, систематические упреки;

в) безапелляционная характеристика поступка;

г) несправедливые, грубые наказания;

д) угрожающие предупреждения, развенчания, допросы и доносы.

14. Нужно стимулировать ребенка давать самооценку своему поведению. Наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают.

15. Нельзя назвать педагогически оправданным прекращение общения родителей с сыном (дочерью). Наказание бойкотом не разрешает, а усугубляет возникший конфликт, разлаживает общение, затрудняет процесс воспитания.

Допустимыми и педагогически целесообразными формами наказания в семье могут быть:

1. Ограничение некоторых прав подростка.

2. Некоторая сдержанность в общении.

3. временное усиление контроля.

4. Строгое замечание, выговор.

5. Моральное порицание, осуждение и т. д.

Продуктивной формой наказания является такая, которая заставляет школьника задуматься над поступком, критически оценить собственное поведение. Это возможно при нормальных взаимоотношениях в семье, в спокойной, доброжелательной и в то же время в меру требовательной обстановке. В таком случает нет нужды требовать от младшего школьника или подростка извинений и ненужных заверений типа «я больше не буду». Очень важно, чтобы в семьях чаще использовалось поощрение детей и лишь в редких случаях – наказание. Это становится возможным при правильной организации жизни ребенка, при целенаправленном решении всех воспитательных задач, при использовании всего арсенала методов и приемов семейного воспитания.

 

Виды наказания:

- Наложение дополнительных обязанностей.

- Лишение или ограничение определенных прав.

- Моральное порицание, осуждение.

- Обсуждение на собрании, отстранение от занятий.

- Исключение из школы.

Условия наказания

- Сила наказания увеличивается, если оно исходит от количества или поддерживания им. Поэтому надо опираться на собственное мнение.

- Не рекомендуется применять групповые наказания.

- Наказание действенно, если оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

- Нельзя оскорблять воспитанника (доводить до слез).

- Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в сложившейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

- Не допускайте превращения наказания в орудие мести.

- Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимание того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников, основывается на создание условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно.

Развитие общества и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жесткую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах принимает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной главной цели – найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.

Педагоги поддерживают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим субъективно-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что:

- мало воспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности;

- низкооплачиваемые;

- первыми пополняют ряды безработных;

- воспитанники стремятся получить положительные отзывы. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.

Модификации субъективно-прагматического метода:

1) контракты, которые заключают воспитателей и воспитанников, где четко определяются обязанности сторон;

2) личные карточки самосовершенствования (программы воспитания), которые составляются воспитателями и родителями;

3) мониторинг, т.е. непрерывное наблюдение за поведением, развитием с помощью новейших средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять сценарий судьбы при той или иной направленности воспитания;

4) тесты воспитанности;

5) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания - денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свободу, привилегий.

Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Это метод завтрашнего дня.

Стимулы воспитания и обучения.

Американский профессор Г. Оверстрит в книге “Воздействие на поведение человека” утверждает, что в основе нашего поведения лежат наши сокровенные желания. Наилучший ответ, который можно дать тем, кто поставит себе задачей уговорить кого-то совершить тот или иной поступок, сводится к следующему: сначала заставьте своего собеседника страстно чего-то пожелать.

Вот почему стимулы, которые мы советуем применять учителем, опираются на деликатные “подталкивания” учащегося и выполнению определенных действий и исключает открытое “давление”, грубое принуждение.

Опирайтесь на желание. Чего хочет учащийся – главный вопрос для учителя (мышь – мышеловка – время – сыр = так достигаем своих целей). Вспомните о природосообразности! Задача педагога – сменить направленность целеустремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

Если мы хотим, чтобы учащийся не курил, а сам он желает продолжить занятие, не читайте ему проповедей, скорее, всего это ничего не даст. Но если вы узнаете, что для вашего питомца важно выиграть соревнование, вступить в футбольную команду, привлечь внимание первой красавицы класса, объясните ему, что курение может стать причиной его неудач.

Учитывайте интересы и склонности. Нет школьников ничем не интересующихся: деньги, успех, красивая жизнь; врожденная любознательность, природные склонности. Надо брать эти побочные интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования.

Используйте намерения. Находите возможность помочь школьникам в осуществлении их намерений. Школьник, например, твердо решает изменить свое поведение под влиянием нахлынувшего чувства сострадания к упрекам и слезам матери. Но обстоятельства сильнее его, он не в состоянии выполнить задуманное. Ободрите его, помогите, научите, как постепенно приблизиться к его осуществлению.

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанным. Некоторые дети учатся не ради знаний, а ради признания. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие (о кличках – не обращать внимание!). Школьник боится отвечать у доски. Поупражняйтесь с ним у доски наедине. Помогите ребенку приобрести уверенность в себе. 75% школьников ждут вашей помощи в этом, а не записей в дневнике.

Показывайте последствия совершаемых поступков. Наши дети не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания (побежал – упал – смех!). Не научены оценивать и последствия совершаемых поступков.

Признание достоинства. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Это вызовет у вашего питомца прилив новых сил. Особенно остерегайтесь придираться по мелочам.

Одобряйте успехи. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабо успеваемыми учениками.

Сделайте работу привлекательной. (У Шаталова!) кто скажет, что мытье грязной посуды – интересная работа? А вот одна женщина рассказала, что когда она была маленькой, ее мама говорила: если будешь себя хорошо вести, то я позволю тебе вымыть посуду... Это воспринималось, как награда.

Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащегося!

“Прекрасная ошибка!” “Ошибка, которая ведет к истине!” “Спасибо, твое мнение не совсем верное, но дает пищу для размышлений”. “Спасибо дети. Вы мне сегодня помогли” – благодарит после урока своих учащихся Амонашвили.

Говорите иногда “надо”. “Тебе надо, Саша! Ты мужчина!” школьник должен испытывать удовлетворение от того, что преодолевает трудности, поступил как подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Внедрите самолюбие, и заставьте обучаемого произнести “и я не хуже других!”

Показывайте достижения. Представляйте обучаемому информацию о его прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. “Экран успеваемости” у Шаталова. Контрольная в среду, оглашение результатов в четверг – это нормально; сообщать же о результатах спустя месяц практически бесполезно.

Осторожно поддерживайте соперничество. Человек существо конкурирующее. Современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками. На вопрос, должна ли школа поощрять соперничество, и в какой мере, пока нет однозначного ответа. Но судя по опыту американской школы, соперничество между учащимися необходимо поощрять в разумных пределах, поддерживать проигравших, снимать чрезмерное эмоциональное напряжение у кого-то из участников.

Хвалите!

Условия похвалы:

- Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать;

- Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу;

- Похвала должна быть конкретной, точно адресованной;

- Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Не с насупленным и угрюмым видом;

Критикуйте! Условия критики:

- Подбадривайте. Критика-подбадривание;

- Критикуя, сопереживайте.

- Критика-упрек (ну, что же ты? А я так на тебя рассчитывал!)

- Критика-аналогия (когда я был таким как ты, я тоже допустил такую же ошибку...)

- Критика-надежда (надеюсь, что в следующий раз...)

- Безличная критика (в нашем классе есть еще ученики, которые... не будем называть их фамилий)

- Критика-озабоченность (я очень озабочен сложившейся ситуацией. Особенно у таких наших учеников...)

- Критика-сопереживание (я хорошо понимаю тебя, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена)

- Критика-сожаление (я очень сожалею, но я должен сказать, что работа выполнена не качественно)

- Критика-удивление (как? Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал...)

- Критика-ирония (делали, делали и сделали. Как теперь в глаза людям будем смотреть?)

- Критика-намек (я знал одного человека, который поступил точно также, как и ты. Потом ему пришлось плохо...)

- Критика-упрек (эх ты! Я был о тебе гораздо высокого мнения)

- Критика-смягчение (наверное, в том, что произошло, виноват не только ты)

- Критика-требование (работу придется тебе переделать)

- Конструктивная критика (задание выполнено неправильно. Чего ты собираешься теперь предпринять?)

- Критика-опасение (я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне)

Создавайте хорошую репутацию своим питомцам. Поощрения, которые применяются в российских, украинских и белорусских семьях и школах, очень скучные, невыразительные, как бы сделанные украдкой, мимоходом. Чаще поощряйте! Создавайте впечатление, что ошибка легко исправима. Пусть учащиеся верят в свои силы. Не скупитесь!





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: