Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Все закономерности, существующие в природе и технике делятся на функциональные (детерминированные) и случайные (вероятностные, стохастические).
В общем виде функциональную зависимость записывают
где Y – зависимая переменная (функция отклика); X – независимая переменная (аргумент). Для функциональных закономерностей характерна жесткая связь между функцией отклика и аргументом, то есть определенному значению аргумента соответствует определенное значение функции. Например, зависимость пройденного пути от скорости и времени движения.
Стохастические закономерности существуют тогда, когда зависимая переменная определяется не только независимой переменной, но и рядом случайных факторов. При этом каждому значению Y соответствует ряд значений X с определенным математическим ожиданием и дисперсией. По аналогии с функциональной стохастическую зависимость в общем виде можно записать:
где e - величина, не зависящая от X.
Качество автомобилей и их элементов, заложенное при проектировании и производстве, меняется по мере изменения наработки, которая является функцией от времени, а также при отклонении условий эксплуатации от стандартных.
Для эффективного функционирования системы технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, рациональной организации материально-технического снабжения необходимо прогнозировать изменение технического состояния как отдельно взятого автомобиля, так и их совокупности во времени. Для решения этих задач необходимо знать закономерности изменения качества автомобилей. Наиболее важные из них вытекают из концепции формирования реализуемого качества автомобилей при эксплуатации:
· закономерности изменения качества автомобилей по наработке (тип 1);
· закономерности случайных процессов изменения качества автомобилей (тип 2);
· закономерности изменения показателей группового поведения автомобилей по наработке (тип 3);
· закономерности влияния условий эксплуатации на изменение качества автомобилей (тип 4);
· закономерности изменения качества автомобилей по времени (тип 5);
· закономерности изменения показателей группового поведения автомобилей по времени (закономерности процесса восстановления) (тип 6).
Кроме этих необходимо знать еще две группы закономерностей:
· закономерности изменения наработки по времени;
· закономерности изменения условий эксплуатации по времени.






