По мере увеличения наработки большинство показателей свойств автомобилей меняются, то есть существуют закономерности
Типичны следующие случаи (рис. 2.1):
класс 1а – плавное, монотонное изменение;
класс 1б – плавное, немонотонное изменение;
класс 1в – скачкообразное изменение;
класс 1г – независимость показателя от наработки.
При монотонном изменении приращение параметра не меняет знака, то есть либо всегда неотрицательно, либо всегда не положительно. Такая закономерность характерна для интегральных показателей качества, изменяющихся в результате непрерывных процессов. Пример закономерности класса 1а – изменение зазора в подшипнике скольжения h. Величина h постоянно увеличивается, хотя при этом интенсивность изнашивания может меняться.
Плавное немонотонное изменение характерно для дифференциальных показателей качества. Пример второго случая (класс 1б) – изменение интенсивности изнашивания сопряженных деталей. Характерна повышенная интенсивность изнашивания в начальный период эксплуатации, связанная с приработкой. По мере увеличения наработки интенсивность изнашивания снижается, а затем стабилизируется. При значительном износе интенсивность изнашивания начинает расти, что объясняется ухудшением условий смазки и увеличением динамических нагрузок вследствие увеличения зазора.
Рис. 2.1. Типичные закономерности изменения качества автомобилей по наработке /5/
Скачкообразное изменение (класс 1в) характерно для интегральных показателей качества, меняющихся в результате дискретных процессов. Пример – падение давления в шине после прокола. В момент отказа давление практически мгновенно меняется от Рi до 0.
Четвертый случай (класс 1г) достаточно редко встречается на практике. Не меняются в процессе эксплуатации, например, габаритные размеры автомобилей.
Закономерности типа 1 характеризуют тенденцию изменения показателей качества автомобилей (математическое ожидание случайного процесса), а также позволяют определить средние наработки до момента достижения предельного или заданного состояния.