Интенсивность эксплуатации - это скорость приращения наработки автомобиля во времени:
. (2.16)
Для ее оценки используются следующие показатели.
Индивидуальная интенсивность эксплуатации в i -м интервале времени:
, (2.17)
где L i и L i+1 - наработка автомобиля соответственно в моменты времени T i и T i+1.
Групповая интенсивность эксплуатации в i -м интервале времени:
, (2.18)
где А- количество автомобилей в группе.
Средняя интенсивность эксплуатации за определенный период времени:
, (2.19)
где n - количество интервалов времени в рассматриваемом периоде.
Интенсивность эксплуатации автомобилей меняется в течение года, что ведет к изменению потребности в трудовых и материальных ресурсах, неравномерности загрузки постов технического обслуживания и текущего ремонта.
Причины сезонных колебаний интенсивности эксплуатации:
|
|
· сезонные изменения объемов работ в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве (рис. 2.12);
· сезонность отпусков рабочих (водителей);
· сезонные изменения условий эксплуатации (дорожные условия: весенняя и осенняя распутица в сельской местности, сезонность работы зимников, снежные заносы, гололед; низкая температура воздуха).
Рис. 2.12. Схема причинно-следственных связей сезонных условий и интенсивности эксплуатации автомобилей /5/
Результатом действия этих причин являются сезонные колебания грузопотока (пассажиропотока), сезонные изменения технической скорости движения, сезонные колебания коэффициента выпуска автомобилей (изменение числа отказов, простоев автомобилей из-за отсутствия спроса или отдыха водителей).
На рис. 2.13 представлен график типичной для автомобилей, используемых в условиях Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, закономерности изменения в течение года интенсивности эксплуатации.
Пик интенсивности эксплуатации приходится на зимние месяцы, когда функционируют зимние автодороги. В весенний период она снижается. Летом интенсивность эксплуатации практически постоянна на минимальном уровне. Осенью с понижением температуры воздуха и началом эксплуатации зимников она резко возрастает.
Рис. 2.13. Типичная для Западной Сибири закономерность изменения интенсивности эксплуатации автомобилей в течение года /5/
Знание закономерностей изменения интенсивности эксплуатации во времени позволяет более точно планировать производственные программы автотранспортных предприятий по ТО, материально-техническое снабжение и другие программы.
|
|