Источники информации Россиян

 

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, каким источникам информации россияне более всего доверяют, какими чаще пользуются и стала ли, по их мнению, отечественная пресса за последнее время более интересной. В рейтинге доверия масс-медиа лидируют центральные средства массовой информации - им доверяют 41% опрошенных (среди москвичей и петербуржцев еще больше – 57%). Местным СМИ в целом по России доверяют 15% респондентов (в крупных городах – 21%), областным – только 7% россиян. Каждый четвертый опрошенный (27%) не доверяет никаким источникам информации.

Доверие местным и областным СМИ никак не связано с материальным положением опрошенных, а вот уровень доверия центральным СМИ тем выше, чем лучше респонденты оценивают свое материальное положение (им доверяют 37% малообеспеченных и 48% финансово благополучных опрошенных). Центральным СМИ также больше доверяют респонденты моложе 45 лет (45–46% доверяют, тогда как в группе старше 45 лет – только 34–37%).

Самый востребованный источник информации для большинства россиян – телевидение: 76% респондентов черпают информацию из центральных телеканалов, 32% – из областных и 28% – из местных, региональных. Центральные радио и пресса востребованы примерно одинаково (27% получают информацию от радио и 25% – из газет). Среди СМИ местного уровня газеты пользуются большей популярностью (23%), чем радио (12%). Каждый десятый россиянин предпочитает получать информацию из Интернета.

Востребованность тех или иных источников информации тесно связана с тем, где живут опрошенные. Доля поклонников центральных телеканалов возрастает с 72% в селах до 82% в Москве и Санкт-Петербурге, а группа зрителей областного телевидения в столицах на порядок ниже (7%), чем в других населенных пунктах (34–37%). Центральное радио в качестве основного источника информации отметили 46% москвичей и петербуржцев, 34% жителей крупных городов и 21–24% респондентов из средних и малых городов и сёл. Областное радио, напротив, в Москве и Санкт-Петербурге (5%) менее популярно, чем в других населенных пунктах (12–15%). Интерес к информации местных газет снижается с 35% в селах до 26–28% в малых и средних городах, 22% в крупных городах и 15% в столицах.

Интернетом как основным источником информации пользуются 21% москвичей и петербуржцев, 9–12% респондентов из других городов и 3% сельских жителей. Популярность Интернета снижается с 26% среди молодежи 18–24 лет до 3% в группе 60 лет и старше.

Каждый второй россиянин (48%) считает, что российская пресса за последние год-два стала в целом более интересной. Каждый четвертый (26%) не фиксирует изменений в российских печатных изданиях с точки зрения их содержательности. Полагают, что газеты стали менее интересными, 12% опрошенных. Причем пять лет назад оценки россиян были примерно такими же: 48% отмечали позитивные сдвиги, 10% – негативные; несколько меньше (20%) было тех, кто полагал, что изменений нет, но больше затруднившихся с оценкой (22%, сейчас - 16%).

На положительные изменения в СМИ указывают 57% сторонников «Единой России», 52% избирателей ЛДПР, 42% – КПРФ и «Родины». Респонденты, относящие себя к хорошо материально обеспеченным, отмечают позитивные сдвиги чаще средне и плохо обеспеченных (56, 48 и 44% соответственно).

 

 

Информатизация мира

Мировое сообщество в целом, включая и нашу страну, вступило в новый этап развития своей цивилизации — становление информационного общества.

       Развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения будут не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания.

На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного процесса перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется социально-технической революцией, информатизацией.

Информатизация общества неизбежно затрагивает не только материальное производство и коммуникации, но и социальные отношения, культуру, интеллектуальную деятельность во всех ее многообразных проявлениях. Вполне очевидно, что информатизация общества накладывает свой отпечаток и непосредственно на деятельность людей, работающих в сфере организации и управления. Перед ними открываются несравненно более широкие возможности в получении, хранении, обработке, передаче, оформлении самой разнообразной по своему содержанию и форме представления информации о различных сторонах жизни общества. 

Сейчас в любой стране в той или оной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим еще предстоит этот долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и множество других факторов.

В развитых странах значительная часть занятого населения в своей деятельности тесно связана с процессами обработки и передачи различного рода информации и поэтому вынуждена осваивать и использовать соответствующие информационные технологии, повышающие производительность труда.

       Быстрое развитие информационной сферы общества существенным образом видоизменяет структуру занятости населения, приводит к появлению новых профессий и рабочих мест и поэтому требует соответствующей ориентации системы образования.

В начале 60-х годов XX столетия перед парламентом, правительством и народом Японии встал вопрос, по какому пути направить развитие страны. По пути материального благосостояния или информационно-интеллектуального развития, информатизации общества, наращивания информационных ресурсов и технологий, то есть по материальному или по информационному пути?

Начиная с 1964 г. Япония выбрала второй путь, предпочла материальному богатству — богатство информации и ее ресурсов. С этого времени ведет отсчет мировая история информатизации общества, информационных ресурсов и технологий. Соединенные Штаты Америки, располагая мощными приемами сбора информации, с конца 60-х и начала 70-х годов приняли на вооружение японскую информационную систему развития.

СССР в конце 60-х также стал заниматься аналогичными проблемами информатизации. Однако общественное информационное сознание развитых стран не стало всеобщим информационным достоянием советского общества в силу целого ряда причин. В настоящее время все страны мира идут по пути информационного прогресса. Информация стала безальтернативным источником развития и благосостояния многих народов; информационные ресурсы и технологии подняли науку и технический прогресс на беспрецедентный уровень по сравнению с тем, что обеспечили в прошлом физика, механика, химия и электродинамика, вместе взятые.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Информатизация – это закономерный процесс развития общества на новой стадии, где основой всех процессов являются информация и знания. Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы человеческого общества, изменяет условия жизни и культуру людей. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: