Примерный план работы:
1. Специфический характер источников права Древней Индии.
2. Доминирующая роль в праве религиозно-ритуальных принципов и норм.
3. Артхашастра (I в. до н.э. — I в. н.э.) и Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.).
4. Собственность и обязательства по Законам Ману.
5. Брак и семья в Древней Индии.
6. Судебный процесс. Преступления и наказания.
Методические рекомендации:
В первом вопросе студент должен дать общую характеристику источников права Древней Индии, выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права Древней Индии (артхашастрами, обычаями, царскими узаконениями, судебной практикой), объяснить, в силу каких исторических причин развитие права древнеиндийского пошло по такому необычному пути.
Следует обратить внимание особенности источников права Древней Индии (их религиозно-нравственный аспект, особенности системы изложения правовых норм, внутреннюю логику, на которой строилось их изложение, казуистичность и условный характер правовых норм и др.).
|
|
Во втором вопросе студент должен доказать примерами из законодательства, что религиозно-ритуальные принципы и нормы занимали доминирующее место в древнеиндийском праве.
Третий вопрос. Студенту необходимо охарактеризовать Артхашастру (I в. до н.э. - I в. н.э.), указав, что это произведение содержит обширные сведения об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, преступлениях и наказаниях. Главное содержание Артхашастры составляют положения о царе, внутренней и внешней политике, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план религиозную мораль, греховность правонарушения и необходимость религиозного искупления.
Характеристику Законов Ману (II в. до н.э.- II в. н.э.). необходимо осуществлять в сравнительно-правовом плане (сопоставляя нормы Законов Ману с нормами других источников права). Следует обратить внимание на то, что тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В частности, в основу их разграничения в Законах Ману положен не характер самого правонарушения, а наказание за него. Для подтверждения данного умозаключения, студент должен рассмотреть систему наказаний, указав, что в одном случае в качестве наказания может применяться штраф, телесное наказание, а в другом - искупление.
При рассмотрении четвертого вопроса студенту следует перечислить и охарактеризовать формы собственности. Студент должен иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах Древнего Востока выступала земля, являвшаяся главным средством производства. При ответе на этот вопрос студент должен выявить характерные особенности экономического строя Древней Индии. Также необходимо рассмотреть вопрос о способах защиты прав на земельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на Артхашастру и Законы Ману.
|
|
Затем следует выявить специфический характер отношений земельной собственности в Древней Индии, в которой выделялись государственные земли, находящиеся в непосредственной собственности царя-раджи, и земли, находящиеся во владении общин или отдельных крестьян-общинников, в отношении которых правитель выступал как верховный собственник. Следует подчеркнуть, что владельческие права индийского общинника отличались широтой и были близкими к правам собственника.
Говоря об обязательственном праве, следует дать понятие и рассказать об условиях заключения, форме и основных видах сделок, а также дать характеристику отдельных договоров. На конкретных примерах студент должен обосновывать степень развития товарно-денежных отношений в древнеиндийском обществе.
В пятом вопросе необходимо на основании норм Закона Ману выделить основные черты брака и семьи в Древней Индии, подчеркнув его патриархальный, сословно-варновый характер и др. Отдельно должен быть изучен вопрос о различии в статусе членов семьи.
В шестом вопросе необходимо освятить следующие аспекты:
- общее понятие преступления (ст. 275, 280, 289 гл. IX Законы Ману);
- классификация преступлений (приводя конкретные примеры из законодательства);
- система наказаний, подчеркнув зависимость тяжести наказания от сословной принадлежности преступника, потерпевшего и тяжести преступления;
- особенности судопроизводства.
Раздел 2. Государство и право Античного мира