Тема 4. Варно-кастовое деление в Древней Индии и его правовое оформление

Примерный план работы:

1. Предпосылки социального расслоения древнеиндийского общества.

2. Форми­рование сословно-кастового деления (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры).

Методические рекомендации:

При раскрытии первого вопроса студенту следует отметить, что процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин, поскольку в результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках об­щественные функции управления, военной охраны, жреческие обя­занности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной - верхушки в родовую аристократию. Отдельное внимание среди предпосылок социального расслоения древнеиндийского общества, необходимо уделить действиям военно-политического характера, так как в ходе них также возникали отношения зависи­мости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

При ответе на второй вопрос студент должен, опираясь на законодательство, указывает на мифологическое происхождение варн - варны произошли от великих риши, сыновей Ману: брахманы - от Кави (Бхригу), кшатрии - от Ангираса, вайшии - от Пуластьи и шудры - от Васиштхи (Законы Ману (III.194-198). Далее следует провести отличие между кастовой системой и обществом варнашрамы. Каста («джати») подразумевает рождение в определенной семье, закрепляется происхождением, а варна (цвет) определяется качествами и его склонностями к особой деятельности. Следует также подчеркнуть, что изначально в основе деления на варны лежал не экономический критерий, так как во времена возникновения подобного разделения труда в обществе еще не существовало видимого расслоения. Закрепляемые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида, его места в системе общественного производства и распределения, которое было непосредственно связано с его отношением к средствам производства и прежде всего к собственности на землю. В ведийской литературе даже низшее сословие - шудры иногда описываются как рожденные без бога и ритуала, но владеющие большим числом голов скота.

Студенту необходимо выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права Древней Индии: артхашастрами, обычаями, царскими узаконениями, судебной практикой, а также объяснить, в силу каких исторических причин развитие права Древней Индии пошло по такому пути, ответить на вопрос – почему социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникно­вению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослу­жителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (зем­ледельцев, ремесленников) и шудр (слуг).  Затем студент должен охарактеризовать происхождение названия каждой варны и выявить их основные отличительные особенности – например, с точки зрения:

- участия в управлении государством;

- религиозно-правовых гра­ниц, религиозно-ритуальных ограничений, запретов, предписаний;

- права собственности;

- в уголовном праве – с точки зрения тяжести наказания за совершение преступлений

При этом студент обязан подтверждать свои выводы ссылками на законодательство.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросу о рабах в Древней Индии, раскрыть их деление на семь разрядов (захваченный под зна­менем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, куп­ленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания (См. Законы Ману (VIII, 415), их положение в обществе (например, см.: Законы Ману  VIII, 163, IX, 48, 54-55, X, 32).

Студенту также следует рассмотреть статус парией и чандалов, указав, в частности, что отверженные, «неприкасаемые» касты па­риев, выполняющих самую унизительную работу, постепенно (по мере усиления кастового деления) стали относить к шудрам, что свидетельствовало о неоднородности варны шудр.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: