Тема 5. Развитие древнекитайской государственности

Примерный план работы:

1. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае.

2. Легизм и реформы Шан Яна (IV в. до н.э.).

3. Власть и управление в империи Цинь.

Методические рекомендации:

В первом вопросе студент должен обратить внимание, что история Древнего Китая делится на следующие периоды:

- создание первого государственного образования Шан-Инь (XVIII –XII вв. до н.э.), которое к концу своего существования включало в себя три условные зоны политической организации: центральную вокруг столицы; промежуточную, которая включала примыкающие к центру области; периферийные племена со своими вождями. Следует обратить внимание, что Шан-Инь было военно-политическим союзом со всеми вытекающими из этого последствиями;

- государство Западное Чжоу (XI –VIII вв. до н.э.), характеризовавшееся по форме правления как более оформленная монархия;

- государство Восточное Чжоу (VIII – V вв. до н.э.);

- образование семи наиболее крупных и сильных царств (V вв. до н.э.), лидером из которых стало Цинь;

- империя Цинь III (III-II вв. до н.э.).

В целях всесторонней характеристики доктрины легизма, студент должен перечислить его основные принципы и правила, изложенные правителем в «Книге правителя области Шан», которая была составлена по высказываниям и делам правителя Гунсунь Яна (Шан Яна) в IV- III вв. до н.э.). Студенту следует рассказать о том, что Шан Ян упорядочил общинное земле­пользование, создав систему круговой поруки по государственным налогам, укрепил армию, отменил прежние привилегии знати. Особое внимание необходимо уделить административному делению. Страна была поделена на административные округа во главе с на­значаемыми из центра чиновниками, что укрепило власть единого правителя (хотя судьба самого Шан Яна была печальной: его каз­нил собственный наследник), царство приобрело возможность вес­ти более активную внешнюю политику. В течение III в. до н.э. цар­ство постепенно подчинило себе остальные семь царств.

В третьем вопросе студенту необходимо охарактеризовать следующие моменты: статус правителя (его новый титул – хуандри – желтый император), формирование традиционной централизованной системы управления Китая, особое место в государственном аппарате ряда ведомств (военного, финансового, государственного хозяйства, обрядового, условно-судебного – «ведомства наказаний» и др.). При этом студент должен обратить внимание на то, что империя делилась на области, а области на округа – и соответственно в каждой территориальной единице функционировали свои органы управления.

Рассматривая вопрос о государственном аппарате, студенту следует рассказать и о 20 рангах-чинах государственных служащих.

Тема 6. Древневосточная монархия

Примерный план работы:

1. Монархия и деспотизм.

2. Особенности исторического происхождения древневосточной монархии.

3. Организация власти в древневосточных монархических государствах.

Методические рекомендации:

Первый вопрос темы касается терминологического аспекта. Студенту необходимо исследовать дефиниции «монархия» и «деспотизм», рассмотреть их соотношение.

Во втором вопросе студент должен акцентировать внимание на то, что особенности исторического происхождения древневосточной монархии были прежде всего определены историческими путями ее развития в обществе, в частности:

- перерождение власти выборного религиозного и хозяйственного лидера объединения (союза) общин, которые образовали начальное протогосударство;

- организационное перерождение роли и власти выборного военного вождя союза общин или племен. При этом студенту следует охарактеризовать основные функции правителя монарха (например, организация публичной власти, исполнение жреческих обязанностей), а также содержание власти в зависимости от исторического пути возникновения древневосточной монархии.

При характеристике организации власти в древневосточных монархических государствах, следует исходить из религиозно-священного характера власти правителя (что является одной из основных особенностей таких государств).

В целях всестороннего и полного исследования полномочий монарха, весьма целесообразным было бы подразделение их в зависимости от содержания (например, выделить и охарактеризовать полномочия в законодательной сфере, в области управления, в том числе хозяйственные полномочия). В рамках данного вопроса студент должен подчеркнуть тот факт, что власть древневосточного правителя не включала в себя прямых полномочий по отправлению правосудия, монарх был наделен лишь отдельными судебными правами (это также является одной из основных особенностей древневосточных монархических государств). Данный вопрос предполагает проведение студентом сравнительно-правового анализа полномочий древневосточного правителя (в различных государствах).

Представляется также уместным рассмотрение в рамках данной темы вопроса о образе идеального правителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: