Примерный план работы:
1. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае.
2. Легизм и реформы Шан Яна (IV в. до н.э.).
3. Власть и управление в империи Цинь.
Методические рекомендации:
В первом вопросе студент должен обратить внимание, что история Древнего Китая делится на следующие периоды:
- создание первого государственного образования Шан-Инь (XVIII –XII вв. до н.э.), которое к концу своего существования включало в себя три условные зоны политической организации: центральную вокруг столицы; промежуточную, которая включала примыкающие к центру области; периферийные племена со своими вождями. Следует обратить внимание, что Шан-Инь было военно-политическим союзом со всеми вытекающими из этого последствиями;
- государство Западное Чжоу (XI –VIII вв. до н.э.), характеризовавшееся по форме правления как более оформленная монархия;
- государство Восточное Чжоу (VIII – V вв. до н.э.);
- образование семи наиболее крупных и сильных царств (V вв. до н.э.), лидером из которых стало Цинь;
|
|
- империя Цинь III (III-II вв. до н.э.).
В целях всесторонней характеристики доктрины легизма, студент должен перечислить его основные принципы и правила, изложенные правителем в «Книге правителя области Шан», которая была составлена по высказываниям и делам правителя Гунсунь Яна (Шан Яна) в IV- III вв. до н.э.). Студенту следует рассказать о том, что Шан Ян упорядочил общинное землепользование, создав систему круговой поруки по государственным налогам, укрепил армию, отменил прежние привилегии знати. Особое внимание необходимо уделить административному делению. Страна была поделена на административные округа во главе с назначаемыми из центра чиновниками, что укрепило власть единого правителя (хотя судьба самого Шан Яна была печальной: его казнил собственный наследник), царство приобрело возможность вести более активную внешнюю политику. В течение III в. до н.э. царство постепенно подчинило себе остальные семь царств.
В третьем вопросе студенту необходимо охарактеризовать следующие моменты: статус правителя (его новый титул – хуандри – желтый император), формирование традиционной централизованной системы управления Китая, особое место в государственном аппарате ряда ведомств (военного, финансового, государственного хозяйства, обрядового, условно-судебного – «ведомства наказаний» и др.). При этом студент должен обратить внимание на то, что империя делилась на области, а области на округа – и соответственно в каждой территориальной единице функционировали свои органы управления.
Рассматривая вопрос о государственном аппарате, студенту следует рассказать и о 20 рангах-чинах государственных служащих.
|
|
Тема 6. Древневосточная монархия
Примерный план работы:
1. Монархия и деспотизм.
2. Особенности исторического происхождения древневосточной монархии.
3. Организация власти в древневосточных монархических государствах.
Методические рекомендации:
Первый вопрос темы касается терминологического аспекта. Студенту необходимо исследовать дефиниции «монархия» и «деспотизм», рассмотреть их соотношение.
Во втором вопросе студент должен акцентировать внимание на то, что особенности исторического происхождения древневосточной монархии были прежде всего определены историческими путями ее развития в обществе, в частности:
- перерождение власти выборного религиозного и хозяйственного лидера объединения (союза) общин, которые образовали начальное протогосударство;
- организационное перерождение роли и власти выборного военного вождя союза общин или племен. При этом студенту следует охарактеризовать основные функции правителя монарха (например, организация публичной власти, исполнение жреческих обязанностей), а также содержание власти в зависимости от исторического пути возникновения древневосточной монархии.
При характеристике организации власти в древневосточных монархических государствах, следует исходить из религиозно-священного характера власти правителя (что является одной из основных особенностей таких государств).
В целях всестороннего и полного исследования полномочий монарха, весьма целесообразным было бы подразделение их в зависимости от содержания (например, выделить и охарактеризовать полномочия в законодательной сфере, в области управления, в том числе хозяйственные полномочия). В рамках данного вопроса студент должен подчеркнуть тот факт, что власть древневосточного правителя не включала в себя прямых полномочий по отправлению правосудия, монарх был наделен лишь отдельными судебными правами (это также является одной из основных особенностей древневосточных монархических государств). Данный вопрос предполагает проведение студентом сравнительно-правового анализа полномочий древневосточного правителя (в различных государствах).
Представляется также уместным рассмотрение в рамках данной темы вопроса о образе идеального правителя.