Примерный план работы:
1. Формирование и общая характеристика источников афинского права.
2. Сословно-правовой строй.
3. Правовое регулирование брачно-семейных и наследственных отношений.
4. Имущественные и обязательственные отношения.
5. Судопроизводство.
6. Преступления и наказания.
Методические рекомендации:
Первый вопрос. Студенту необходимо в общем виде охарактеризовать все источники права Афинского государства, указав, что несмотря на наличие их значительного числа (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания и др.), главенствующее положение среди них занимали законы, при этом судебная практика и обычное право играли подчиненную роль. Далее студент должен рассказать о конкретных (наиболее значимых) законодательных актах, например,
- так называемые Гортинские законы (IV вв. до н.э.);
- Законы Ликурга (VIII вв. до н.э.) – предусматривали создание совета старейшин; передел земли, имеющий социальное и политическое значение; введение общественных трапез; закрепление равенства в брачно-семейной сфере и др.;
|
|
- Законы Драконта (изданы в 621 г. до н.э.) – закрепляли процесс реформирования суда, систему наказаний за типичные правонарушения религиозного и общественного уклада, ограничивали имущественное неравенство населения и др.;
- Законы Солона (594 г. до н.э.) – затрагивали широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа - сисахфия, закрепление частной собственности на землю, цензовая реформа - уничтожение наследственных привилегий знати, замена привилегий происхождения привилегиями богатства, деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку, реформирование государственного аппарата – нового органа управления - Совета четырехсот, нового судебного органа (гелиэйя) и др.
Во втором вопросе необходимо разграничить статус афинских граждан: рассказать о том, кто по закону считается гражданином; что входит в понятие и содержание полной правоспособности; как регулировались вопросы гражданства (например, натурализации), метэков - свободных, но неполноправных лиц, находивших себе простатов – покровителей из числа граждан Афин, иностранцев, рабов (указав о возможных причинах рабства).
Третий вопрос. Вначале студент должен рассмотреть особенности положения в человека семье - в зависимости его от статуса в обществе, связи с гражданством. Затем раскрыть вопрос о правовой регламентации вопросов, касающихся брака (условия и порядок заключения - посредством договора между женихом и главой семьи невесты, статус супругов и детей, развод).
|
|
Объектом самостоятельного исследования в рамках данного вопроса должен выступить институт наследования, введенный в афинское право Законами Солона.
В четвертом вопросе студенту следует разграничить владение (фактическое обладание имуществом с его использованием) и собственность (владение с правом распоряжения), рассказать о видах собственности (в том числе на землю). При рассмотрении вопроса об обязательственном праве необходимо освятить следующие моменты:
- обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда, порядок возмещения причиненного вреда;
- основание возникновения договоров, их заключение, форма и исполнение, в том числе способы обеспечения исполнения - задаток, поручительство третьих лиц, залог (в том числе ипотека);
- виды договоров (уместно рассказать об особенностях основных их них, например, договор купли-продажи, имущественный наем движимости (в том числе рабов) и недвижимости, личный найм, договор товарищества и др.)
Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.).
Пятый вопрос предполагает характеристику особенностей судебного процесса:
- исковой порядок;
- условные стадии процесса;
- виды судебных доказательств.
В шестом вопросе студент должен рассмотреть классификацию преступлений (против государства – процесс графэ, против личных интересов – процесс дике), отметив однако, что их разграничение в афинском праве зачастую носило условный характер. Далее следует рассказать о делении преступлений в зависимости от тяжести, дать общую характеристику основным из них (например, наиболее тяжких преступлений). Затем студенту необходимо рассказать о существующих видах наказаний, связав их классификацию с тяжестью содеянного преступления (следует привести конкретные примеры).
Тема 14. Общественный и государственный строй