Тема 13. Афинское право

Примерный план работы:

1. Формирование и общая характеристика источников афинского права.

2. Сословно-правовой строй.

3. Правовое регулирование брачно-семейных и наследственных отношений.

4. Имущественные и обязательственные отношения.

5. Судопроизводство.

6. Преступления и наказания.

Методические рекомендации:

Первый вопрос. Студенту необходимо в общем виде охарактеризовать все источники права Афинского государства, указав, что несмотря на наличие их значительного числа (обычаи, религи­озные установления, нравственные предписания и др.), главенствующее положение среди них занимали законы, при этом судебная практика и обычное право играли подчиненную роль. Далее студент должен рассказать о конкретных (наиболее значимых) законодательных актах, например,

- так называемые Гортинские законы (IV вв. до н.э.);

- Законы Ликурга (VIII вв. до н.э.) – предусматривали создание совета старейшин; передел земли, имеющий социальное и политическое значение; введение общественных трапез; закрепление равенства в брачно-семейной сфере и др.;

- Законы Драконта (изданы в 621 г. до н.э.) – закрепляли процесс реформирования суда, систему наказаний за типичные правонарушения религиозного и общественного уклада, ограничивали имущественное неравенство населения и др.;

- Законы Солона (594 г. до н.э.) – затрагивали широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулирова­нием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа - сисахфия, закрепление частной собственности на землю, цензовая реформа - уничтожение наследственных привилегий знати, замена привилегий происхождения привилегиями богатства, деление граждан на четыре разряда по имуществен­ному признаку, реформирование государственного аппарата – нового органа управления  - Совета четырехсот, нового судебного органа (гелиэйя) и др.

Во втором вопросе необходимо разграничить статус афинских граждан: рассказать о том, кто по закону считается гражданином; что входит в понятие и содержание полной правоспособности; как регулировались вопросы гражданства (например, натурализации), метэков - свободных, но неполноправных лиц, находивших себе простатов – покровителей из числа граждан Афин, иностранцев, рабов (указав о возможных причинах рабства).

Третий вопрос. Вначале студент должен рассмотреть особенности положения в человека семье - в зависимости его от статуса в обществе, связи с гражданством. Затем раскрыть вопрос о правовой регламентации вопросов, касающихся брака (условия и порядок заключения - посредством договора между женихом и главой семьи невесты, статус супругов и детей, развод).

Объектом самостоятельного исследования в рамках данного вопроса должен выступить институт наследования, введенный в афинское право Законами Солона.

В четвертом вопросе студенту следует разграничить владение (фактическое обладание имуществом с его использованием) и собственность (владение с правом рас­поряжения), рассказать о видах собственности (в том числе на зем­лю). При рассмотрении вопроса об обязательственном праве необходимо освятить следующие моменты:

- обязательства из договоров и обя­зательства из причинения вреда, порядок возмещения причиненного вреда;

- основание возникновения договоров, их заключение, форма и исполнение, в том числе способы обеспечения исполнения - задаток, поручитель­ство третьих лиц, залог (в том числе ипотека);

 - виды договоров (уместно рассказать об особенностях основных их них, например, договор купли-продажи, имуще­ственный наем движимости (в том числе рабов) и недвижимости, личный найм, договор товарищества и др.)

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.).

Пятый вопрос предполагает характеристику особенностей судебного процесса:

- исковой порядок;

- условные стадии процесса;

- виды судебных доказательств.

В шестом вопросе студент должен рассмотреть классификацию преступлений (против государства – процесс графэ, про­тив личных интересов – процесс дике), отметив однако, что их разграничение в афинском праве зачастую носило условный характер.  Далее следует рассказать о делении преступлений в зависимости от тяжести, дать общую характеристику основным из них (например, наиболее тяжких преступлений). Затем студенту необходимо рассказать о существующих видах наказаний, связав их классификацию с тяжестью содеян­ного преступления (следует привести конкретные примеры).

Тема 14. Общественный и государственный строй


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: