Примерный план работы:
1. Возникновение государства в Риме.
2. Военно-родовой строй.
3. Ранняя государственная организация.
4. Переход к военно-республиканскому строю.
5. Борьба патрициев и плебеев.
Методические рекомендации:
В первом вопросе студент должен рассмотреть территориальную организацию поселений, которая следовала родоплеменным традициям; охарактеризовать ее первичные формы – деревню, окружную общину, ранние города, а также систему управления (например, статус выборного старейшины).
Во втором вопросе необходимо рассмотреть следующие моменты:
1. первоначальное деление римского народа на два племени - рамнов (латинян) и тициев (сабинян); в дальнейшем еще и этрусское племя луцеров;
2. деление племени (трибы) на 10 общин (курий) и курий на 10 родов (gentes), разграничив их статус и порядок управления;
3. формирование протогосударственной структуры вокруг власти вождя. При этом необходимо охарактеризовать власть первого полуисторического, полумифологического вождя римской объединенной общины - Ромула (VIII в. до н.э.), поскольку именно с его именем было связано образование города и создание первых раннеполитических институтов власти:
|
|
- деление всех, кто мог служить, на отряды – легионы;
- статус советников (патрициев), собрание советников (совет старейшин - сенат).
Третий вопрос. Одной из особенностей первого этапа становления римской государственности (VIII - VI вв. до н.э.) так называемого царского периода истории Рима являлось совмещение особого военно-родового уклада и протогосударственных общественно-политических институтов. Следует рассмотреть:
- место и роль в системе управления геха (царя), подчеркнув, что он был политическим, военным и религиозным вождем Рима, охарактеризовав его основные полномочия и особые знаки власти (скипетр, корона, трон из слоновой кости, фасцы, особая одежда-тога);
- порядок формирования и полномочия Сената (совет старейшин) как властного, управительного органа;
- народные сходки или куриатные комиции как основной институт военно-родового уклада;
- систему должностных выборных лиц.
Четвертый вопрос. Переход к военно-республиканскому строю является вторым этапов (VI - IV вв. до н.э.) становления римской государственности и отличается от первого тем, что произошел распад прежнего военно-родового уклада, а на месте царской власти стали формироваться новые государственно-политические институты (новые институты народовластия), которые и должны быть охарактеризованы студентом. Следует также рассмотреть изменения в общей полисной структуре. Второй этап отличался те, что внутренняя организация римской общины была перестроена с родовой на территориальную. Необходимо рассмотреть деление городского населения на 30 условных триб, (4 городские и 26 сельских), выявить их отличия.
|
|
Особое внимание следует уделить исследованию основных направлений реформирования войска (на основе общей воинской службы). При этом следует изучить вопрос о имущественном цензе (о делении на 5 имущественных классов в зависимости от размера земельного участка, которым владели римляне, и пролетариат).
В пятом вопросе необходимо отразить предпосылки борьбы патрициев и плебеев, указав, что патриции и плебеи были разными сословиями римского народа, у них были разные права в имущественной и политической сфере, в практике не поощрялись их взаимные семейные отношения (зачастую они были невозможны). Следует рассмотреть доступ к ager publicus.
Данный вопрос предполагает изучение отдельных источников права, в частности:
- Законов ХХII Таблиц – студент должен доказать ссылками на законодательство, что Законы ХХII Таблиц сделали важный шаг в правовом уравнивании патрициев и плебеев.