Тема 15. Формирование государственности Древнего Рима

Примерный план работы:

1. Возникновение государства в Риме.

2. Военно-родовой строй.

3. Ранняя государственная организация.

4. Переход к военно-республиканскому строю.

5. Борьба патрициев и плебеев.

Методические рекомендации:

В первом вопросе студент должен рассмотреть территориальную организацию поселений, которая следовала родоплеменным традициям; охарактеризовать ее первичные формы – деревню, окружную общину, ранние города, а также систему управления (например, статус выбор­ного старейшины).

Во втором вопросе необходимо рассмотреть следующие моменты:

1. первоначальное деление римского народа на два племени - рамнов (латинян) и тициев (сабинян); в дальнейшем  еще и этрусское племя луцеров;

2. деление племени (трибы) на 10 общин (курий) и курий на 10 родов (gentes), разграничив их статус и порядок управления;

3. формирование протогосударственной структуры вокруг власти во­ждя. При этом необходимо охарактеризовать власть первого полуисторического, полумифологического во­ждя римской объединенной общины - Ромула (VIII в. до н.э.), поскольку именно с его именем было связано образование города и создание первых раннеполитических институтов власти:

- деление всех, кто мог служить, на отряды – легионы;

- статус советников (патрициев), собрание советников (совет старейшин - сенат).

Третий вопрос. Одной из особенностей первого этапа становления римской государственности (VIII - VI вв. до н.э.) так называемого царского периода истории Рима являлось совмещение особого военно-родового уклада и протогосударственных общественно-политических инсти­тутов. Следует рассмотреть:

- место и роль в системе управления геха (царя), подчеркнув, что он был политическим, военным и религиозным вождем Рима, охарактеризовав его основные полномочия и особые знаки власти (скипетр, корона, трон из слоновой кости, фасцы, особая оде­жда-тога);

- порядок формирования и полномочия Сената (совет старейшин) как властного, управительного органа;

- на­родные сходки или куриатные комиции как основной институт военно-родового уклада;

- систему должностных выборных лиц.

 

Четвертый вопрос. Переход к военно-республиканскому строю является вторым этапов (VI - IV вв. до н.э.) становления римской государственности и отличается от первого тем, что произошел распад прежнего воен­но-родового уклада, а на месте царской власти стали формироваться но­вые государственно-политические институты (новые институты народовластия), которые и должны быть охарактеризованы студентом. Следует также рассмотреть изменения в общей полисной структуре. Второй этап отличался те, что внутренняя организация римской общины была перестроена с родовой на территориальную. Необходимо рассмотреть деление городского населения на 30 условных триб, (4 городские и 26 сельских), выявить их отличия.

Особое внимание следует уделить исследованию основных направлений реформирования войска (на основе общей воинской службы). При этом следует изучить вопрос о имущественном цензе (о делении на 5 имущественных классов в зависимости от размера земельного участка, которым владели римляне, и пролетариат).

В пятом вопросе необходимо отразить предпосылки борьбы патрициев и плебеев, указав, что патриции и плебеи были разными сословиями римского народа, у них были разны­е права в имущественной и политической сфере, в практике не поощрялись их взаимные семейные отношения (зачастую они были невозможны). Следует рассмотреть доступ к ager publicus.

Данный вопрос предполагает изучение отдельных источников права, в частности:

- Законов ХХII Таблиц – студент должен доказать ссылками на законодательство, что Законы ХХII Таблиц сделали важный шаг в правовом уравнивании патрициев и плебеев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: