Тема 16. Государственный строй Древнего Рима в период республики

Примерный план работы:

1. Переход от царского Рима к республике.

2.Организация власти и управления.

2.1. Статус Народного Собрания.

2.2. Сенат.

2.3. Система магистратур.

3. Римская армия.

Методические рекомендации:

В первом вопросе студент должен выделить и охарактеризовать основные предпосылки перехода от царского Рима к республике. Затем рассмотреть особенности территориально-государственного строя Рима.

Второй вопрос уместно разбить на подвопросы, рассмотрев:

1. особенности статуса Народного Собрания (состав и полномочия). Следует подчеркнуть, что в отличии от Афин в Риме действовали сразу три собрания:

- центуриатные собрания - комиции;

- трибутные собрания - комиции (следует обратить внимание на плебисцит, по закону Гортензия 287 г. до н.э.);

- куриатные собрания - комиции.

2. Сенат, характеризуя который необходимо рассмотреть:

- его место и роль в системе управления,

- состав Сената,

- порядок формирования,

- организационные основы проведения заседаний Сената (проводились под председательством одного из высших магистров – консула. претора или диктатора, военного трибуна; порядок делопроизводства),

- полномочия,

- принимаемые решения (в том числе собственные заключения, не требующие утверждения комициями).

3. Система магистратур – студент должен рассказать о делении всех римских магистратов на сенаторские и городские чины, их полномочиях, исследовать принципы организации магистратур (выборность, безвозмездность, подотчетность, коллегиальность и др.).

Отдельное внимание необходимо уделить рангам должностей, (разграничив статус консулов, преторов, цензоров, квесторов), а также охарактеризовать особенности положения народных трибунов (эдилов).

Третий вопрос уместно начать с рассмотрения сущности всеобщей воинской повинности, означавшей, что все граждане (за некоторыми исключениями, например, наличие телесных недостатков, исполнение магистратских и жреческих должностей) от 17 до 46 лет были обязаны присутствовать на смотрах или выступать в поход; иногда, в военное время и для высших офи­церов, повинность продлевалась до 50 лет. Затем следует рассмотреть структуру римской армии. В частности, в этот период римская армия состояла из общего ополчения, разделенного (по три­бам) на 4легиона по 4200 воинов. Основной тактической единицей был манипул из двух центурий. Позднее (конец II в. до н.э.) полководец Марий вводит деление на когорты в 500 – 1000 человек. В заключении вопроса студент должен рассказать о статусе римских воинов.

 

Тема 17. Государственный строй Рима в период империи

Примерный план работы:

1. Кризис республики и становление монархии.

2. Государственная организация в период принципата (до конца III в. н.э.).

3. Новые формы монархии.

4. Управление в период домината (с IV в. н.э.).

 

Методические рекомендации:

Первый вопрос следует начать с исторического периода конца II в. до н.э., поскольку именно тогда в Римской республике начался общественно-политический кризис и военные конфликты. Необходимо обратить внимание на начало I в. до н.э., когда между Римом и бывшими союзными областями Италии начался многолетний военный конфликт (Союзническая война 91-88 гг. до н.э.), указав его основные последствия. Затем студент должен отметить, что Рим стал двигаться в направлении к военной монархии эллинистического типа, охарактеризовав основные исторические факторы, способствовавшие подобному движению (например, сохранение в институтах магистратур политической возможности установления единоличной власти, выдвижение видных полководцев в политические лидеры, формирование Рима как огромной имперской державы и др.).

Для рассмотрения новой власти в Риме, студент должен выделить следующие этапы:

1. диктатура Суллы (82 - 79 гг. до н.э.);

2. военная диктатура Юлия Цезаря (45 - 44 гг. до н.э.);

3. правление Октавиана Авгу­ста (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.).

Второй вопрос. Основной особенностью принципата являлся дуализм (своего рода диархия, двоевластие), при котором вся власть была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом и республиканскими учреждениями (Сенатом и народными собраниями). Студент должен отметить, что несмотря на номинальное сохранение всех
республиканских институтов, в значительной мере изменились их взаимоотношения и правовой статус. В этой связи, представляется необходимым охарактеризовать следующие моменты:

- положение императора (принцепса, августа), отметив сосредоточение в его руках основных государственных полномочий;

- изменение статуса институтов старой республики (Сената и Народных собраний);

- создание система монархического управления, включающей Совет из сенаторов, чрезвычайные комиссии при императоре и др.

В третьем вопросе следует обозначить основные исторические предпосылки перехода к новым формам монархии (военно-политического характера, в том числе гражданская война в империи в конце II в.). Затем студент должен охарактеризовать особенности правления:

- династия императо­ров, ставленников армии, - Северов;

- Диоклетиана (284—305 гг.),рассмотрев основные направления и сущность проведенных им военной, административной и территориальной рефор­м;

- императора Константина (306—337 гг.), при котором заверши­лось преобразование государственного уклада империи в новую мо­нархию, получившую название доминат (господин).

Четвертый вопрос. Характеризуя систему управления при доминате, следует рассмотреть статус:

1. монарха, получившего новый титул - Государь наш;

2. Сената, которые фактически был отстранен от дел, а звание сенатора осталось только как почетное обозначение привилегирован­ного сословия;

3.  центральной администрации (императорский совет и ведомственные канцелярии) и территориальной администрации (префект претория, территориальный викарий), осуществляющей основные государственные функции;

4. церковного управления.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: