Перспективы и проблемы развития северо - Западного федерального округа

 Стратегический долгосрочный характер социально – экономического развития округа обусловливает последовательное решение широкого круга задач на ближайшую перспективу (до 2010 г.).

Важнейшими среди этих задач являются следующие:

•  Обеспечение выхода из кризиса, стабилизация и развитие экономики и социальной сферы на основе всемерной социологизации всех сфер хозяйства, конверсии оборонных отраслей промыш­ленности, укрепления продовольственной базы и социальной за­щищенности населения, широкого использования выгод географи­ческого положения для укрепления международных связей.

• Улучшение экологической обстановки в регионах округа, соз­дание условий для восстановления возобновимых природных ресур­сов (лесных, водных, рыбных и др.).

• Совершенствование структуры экспортно-импортных связей на основе первоочередной структурной перестройки экспортно-ориентированных и импортозаменяющих  отраслей и отдельных производств.

• Организация устойчивых экономических связей с другими территориальными округами России.

• Повышение инвестиционной активности государства, ком­мерческих структур, других регионов России, иностранных част­ных инвесторов.

• Формирование особой экономической зоны различной специализации (транспортно-складских, производственных, технопарков и технополисов, банковских, курортно-рекреационных и др.).

• Осуществление структурной перестройки хозяйства на основе максимально полного и комплексного освоения природных бо­гатств (в первую очередь разнообразного углеводородного сырья, лесных, рыбных и отдельных видов минеральных ресурсов, сырья для промышленности строительных материалов, алюминиевого, титанового сырья, алмазов и др.) и крупных накопленных запасов различных промышленных отходов, всемерного использования уже созданного производственного потенциала за счет его реформирования и переориентации на выпуск новых видов продукции, отвечающих запросам развивающегося рынка.

• Насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления.

• Создание современной социальной, производственной и торговоперераспределительной инфраструктуры.

• Укрепление социально – рекреационной сферы на основе создания современного сервисного обслуживания отдыхающих, приезжающих на лечение, туристов и бизнесменов.

• Совершенствование регионального хозяйственного механизма социально-экономического развития, четко определяющего мас­штабы и средства государственной поддержки экономики и соци­альной сферы.

• Среди первоочередных задач межрегионального характера, в решение которых должны быть вовлечены несколько субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, своей значи­мостью выделяются следующие.

• Укрепление топливно-энергетической базы округа за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья, развития его переработки и транспорта (Ненецкий автономный округ, Калинин­градская, Мурманская и Архангельская области).

• Развитие черной металлургии (Вологодская, Мурманская об­ласти и Республика Карелия).

• Совершенствование лесопромышленного комплекса (все ре­гионы, но в первую очередь Архангельская, Вологодская области, республики Коми и Карелия).

• Укрепление производственной и сырьевой баз химической промышленности (Мурманская, Калининградская, Новгородская, Вологодская и Ленинградская области, а в более отдаленной пер­спективе и Республика Коми).

• Развитие легкой и пищевой промышленности, ориентиро­ванной в том числе и на местную сырьевую базу (Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская, отчасти Архангельская области и Ненецкий автономный округ).

• Осуществление действенных мер по поддержанию рыбной промышленности округа (Архангельская, Мурманская и Калинин­градская области).

• Структурная перестройка машиностроительного комплекса (судостроения — Ленинградская, Мурманская, Калининградская и Архангельская области, отчасти Карелия; сложного и точного ма­шиностроения — Ленинградская, Новгородская и другие области, Республика Карелия; производство оборудования для легкой и пи­щевой промышленности — Ленинградская, Вологодская области; выпуск торгового оборудования — Ленинградская и Калининградская области; наращивание выпуска транспортных средств и дорожной техники – Ленинградская, Калининградская и Вологодская области).

• Развитие транспортной системы, обеспечивающей укрепление межрегиональных и международных транспортно-экономических связей (Калининградская, Псковская, Ленинградская, Мурманская, Архангельская области, Республика Карелия и Ненецкий автоном­ный округ).

• Укрепление продовольственной базы за счет развития сельско­хозяйственного производства (в первую очередь Вологодская, Архан­гельская, Новгородская, Псковская, Ленинградская области).

 

 

Одним из ключевых моментов развития производительных сил округа является последовательное проведение демографической по­литики, направленной на сдерживание наблюдающихся миграци­онного оттока населения, снижения рождаемости и роста смертно­сти. Такая политика должна проявляться в реализации конкретных мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности не только на Севере, но и в староосвоенных в хозяйственном отношении ре­гионах и охватывать весь спектр потребностей человека. Повыше­ние привлекательности условий жизни позволит не только решить демографические проблемы, но и закрепить мигрантов (беженцев и переселенцев), значительно увеличив трудовой потенциал округа.

Параллельно необходимо решать целый комплекс конкретных первоочередных задач, связанных с повышением социальной за­щищенности населения.

Особо выделяется задача снижения безработицы, которая осо­бенно велика среди мигрантов, в геологической разведке, добы­вающих и оборонных отраслях промышленности. Выход из этой ситуации видится через сохранение существующих и создание но­вых рабочих мест на основе развития малого бизнеса, предоставле­ния местными органами власти определенных льгот для предпри­ятий, организующих новые рабочие места, развитие системы обще­ственных работ, сферы обслуживания.

Для выхода округа из общего кризиса необходимо:

· Создание крупной топливно – энергетической базы международного значения;

· Обеспечение продовольственной безопасности округа на основе всемерного укрепления агропромышленного комплекса;

· Превращение округа в главную торгово – транспортную базу России на основе развития транспортной системы, складского хозяйства и обслуживающих производств;

· Развитие черной, цветной металлургии, лесопромышленного комплекса, химической, легкой, рыбной промышленности;

· Расширение социально – рекреационной сферы;

· Улучшение экологической обстановки на территории округа;

· Формирование особой экономической зоны как действенного инструмента.

   Создание крупной топливно-энергетической базы международ­ного значения повысит экспортную ориентацию промышленности, обеспечит укрепление роли округа в качестве торгово-транспортной базы страны, улучшит снабжение технологическим и энергетиче­ским топливом, а также химическим сырьем разнообразные отрасли хозяйства. Это создаст условия не только для эффективного роста производства и надежной работы коммунальных служб, а следова­тельно, и социальной защиты населения в целом, но и повысит на­логовые валютные поступления, существенно поддержит всю бюд­жетную сферу округа, все наименее социально защищенные слои населения.

Для реализации этой цели предполагается в первую очередь наращивать добычу нефти и природного газа на уже разведанных месторождениях в континентальной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Ненецкий автономный округ и Рес­публика Коми), а также проводить подготовку широкомасштабно­го освоения запасов нефти (Приразломное месторождение) и при­родного газа (Штокмановское месторождение) на шельфе Барен­цева моря.

Намечаемое в долгосрочном плане превращение округа в одну из крупнейших топливных баз страны предполагает наращивание мощности нефте- и газоперерабатывающей промышленности с целью обеспечения народного хозяйства технологическим и мо­торным топливом. Сегодня мощностей двух имеющихся нефтепе­рерабатывающих заводов (Киришский в Ленинградской области и Ухтинский в Республике Коми) для обеспечения нужд региона в топливе явно не хватает. Более того, их мощности загружены да­леко не полностью. Критическая ситуация сложилась в Калинин­градской области, где существует добыча нефти, но отсутствует ее переработка. Все это, а также дальние перевозки большей части потребляемых округом нефтепродуктов обусловливает необходи­мость наращивания производства нефтепродуктов. В Мурманской, Архангельской областях и Ненецком автономном округе целесо­образно скорейшее строительство небольших (до 2 млн. т в год) нефтеперерабатывающих установок.

  Развитие угольной промышленности на территории Республики Коми опирается на крупные запасы углей Печорского бассейна. Перспективный спрос на энергетические угли, 10% добычи которых потребляется в республике, определяется в основном сложившимся кругом потребителей. Коксующиеся угли используются черной ме­таллургией округа (в основном в Вологодской области).

Укрепление топливной базы округа позволит существенно уве­личить мощности электро- и теплоэнергетики, что не только повы­сит надежность энергоснабжения округа, но и обеспечит в значи­тельных объемах экспорт электроэнергии в Финляндию и ее пере­ток в районы Урала и Центра. Это в свою очередь потребует укреп­ления энергосвязей регионов округа с соседними территориями за счет строительства высоковольтных линий электропередачи.

Развитие воздушного транспорта предполагает в основном уве­личение числа международных аэропортов (в Мурманской, Архан­гельской областях, Республике Коми и других регионах) и обновле­ние самолетного парка с использованием новых систем приобрете­ния авиакомпаниями самолетов, в первую очередь отечественного производства, реконструкцию действующих аэропортов и расшире­ние сети посадочных площадок.

  Обеспечение продовольственной безопасности — одна из важ­нейших задач округа. Для этого необходимы: всемерная поддержка отечественного (регионального) производителя как сельскохозяйст­венных, так и продовольственных товаров; вывод из кризиса жи­вотноводства на основе улучшения племенного дела; укрепление земледелия и, в частности, кормовой базы животноводства; укреп­ление семеноводства; обеспечение организации сбора и переработ­ки разнообразных даров леса; поддержка фермерства и в целом ма­лого бизнеса, ориентированного на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции; развитие оленевод­ства на новой рыночной основе; развитие рыболовства и рыбопере­рабатывающей промышленности; развитие сельскохозяйственного машиностроения и судостроения (строительство рыболовных трау­леров). Это предполагает создание малых предприятий по глубокой переработке животноводческого и оленеводческого сырья, что по­высит экспортные возможности отрасли и создаст надежную основу для развития отдельных отраслей легкой и медицинской промыш­ленности (выделка кожевенного сырья и пошив верхней одежды, производство пантов и соответственно пантокрина).

 

Заключение.

  К вышесказанному можно добавить то, что для реализации перспективных направлений в округе необхо­димо продолжить строительство магистральных железных дорог, т.е. завершить строительство коммерческой железной дороги из Каре­лии в Финляндию к незамерзающим морским портам, железной дороги от строящегося морского порта в районе Усть-Луги через г. Гдов на Псков, создание транспортного коридора Оулу — Архан­гельск — Республика Коми, в составе которого должна строиться железная дорога Архангельск — Сыктывкар — Пермь (проект «Белкомур»). Требуется развивать сеть автомобильных дорог и завер­шить обустройство пограничных транспортных переходов (строи­тельство автомобильной дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар с даль­нейшим продолжение на бухту Индига, где предполагается строи­тельство международной автомагистрали «Виа Балтика», которая свяжет Западную Европу через Калининградскую и Ленинградскую области с Северной Европой), совершенствовать трубопроводную сеть (увеличение добычи и переработки углеводородного сырья тре­бует строительства новых и расширения пропускной способности действующих трубопроводов). Намечаются строительство нефтепровода  Кириши — Приморск, который станет составной частью про­екта новой Балтийской системы трубопроводов, начинающейся в Ненецком автономном округе, что обеспечит экспорт нефти и кон­денсата через новый морской порт, завершение строительства газо­провода Котлас — Архангельск — Мурманск, проектирование и подготовка к строительству нового международного газопровода от Штокмановского месторождения в Баренцевом море через Мур­манскую область, Скандинавские страны в Западную Европу.

Развитие транспортной системы и экономики округа в целом может быть ускорено за счет формирования особых экономических зон. Целесообразно создание многофункциональных зон (произ­водственно-транспортных, туристических, транспортно-складских и др.) в Ленинградской области (район нового морского порта г. Вы­борг), в Мурманской области (на транспортных пограничных пере­ходах, намечающихся в районе нового морского порта Печенга, на базе международного аэропорта), в Архангельской области и Не­нецком автономном округе (на базе морских портов и международ­ных аэропортов, в районах концентрации добычи континентальной нефти), в Псковской области (в районе пограничных переходов), социально-рекреационных  зон в Новгородской области и других регионах округа для эффективного использования имеющихся ту­ристических  центров и санаторно-курортных зон.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008 / Статистический сборник / Росстат. – М.; 2008.

2. Огурцова О.М. Федеральные целевые программы как институт инвестиционной политики // Финансы и кредит. – 2005. - № 10-12.

3. Родионова И. А.; Бунакова Т. М. Экономическая география. Учебно – справочное пособие. 5 – е издание. 2005 г.

4. Региональная экономика. Учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Под ред. Т.Г. Морозовой. 4 – е издание. 2006 г.

5. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд. – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: