Предыстория развития высшей школы в регионе

Высшая школа на Юге России развивалась не «сверху», как это имело место в начале её становления в России: Академия, университет. Предпосылками создания высшей школы в одной из главных территорий Юга России - ОВД было развитие промышленности и сельского хозяйства региона в конце XIX- начале XX вв., создание гимназического и профильного образования, что актуализировало потребность в подготовке профессиональных специалистах и развитии науки.

В соответствие с Уставом 1804 г. вся Российская империя была разделена на учебные округа, во главе которых стояли университеты. Поскольку на территории ЗВД не было университета, она вошла в Харьковский учебный округ, в составе которого находились Орловская, Воронежская, Курская, Черниговская, Полтавская, Николаевская и Екатеринославская губернии. Главные народные училища преобразовывались в гимназии.

Первая на Дону гимназия была открыта в столице донского казачества -Черкасске. Это была войсковая (на правах губернской) гимназия-первое среднее учебное заведение на Дону. Большая подготовительная работа была проведена профессором Харьковского университета И.Ф. Тимковским и войсковым атаманом М.И.Платовым. Торжественное открытие Черкасской гимназии произошло 11 июля 1805 года. Образовательная программа гимназии включала в себя довольно обширные познания в области мировой и региональной культуры. В гимназии преподавались следующие дисциплины: философия, история, математика, физика. география (общая и отечественная), естествознание, языки (латынь, немецкий и французский), а также восточные языки (арабский, татарский, аварский, абхазский), статистика, донская и гражданская архитектура.

Кроме того, в гимназии преподавались «науки военные»: уставы, военная история, полевая фортификация, тактика, артиллерия, фехтование, гимнастика, верховая езда, стрельба, плавание, столь необходимые в казачьей службе. Юношей также обучали пению исторических, конно-маршевых, молодецких и обрядовых песен. Выпускники гимназии составляли костяк чиновного люда Войска Донского (34) Впоследствии в связи с расширением военных действий России на Кавказе в гимназии стали изучать восточные языки. На содержание гимназии Войско Донское выделяло собственные средства.

В связи со строительством новой столицы донского казачества - Новочеркасска гимназия была переведена туда в 1809 г. Первая Донская гимназия внесла определённый вклад в развитие просвещения на Дону, став культурным центром Донского края. Её выпускники с успехом продолжали обучение в Харьковском, Московском университетах и других учебных заведениях России. Они составили костяк интеллигенции Дона.

Гимназия гордилась успехами своих выпускников, среди которых был В. Д. Сухоруков (1793-1841), известный донской историк, литератор, труды которого ценил А.С. Пушкин. Его основной труд - «Историческое описание Земли войска Донского», написанный с позиций дворянских революционеров, не потерял своего значения до сих пор. Будучи служащим войсковой канцелярии, он по официальному поручению начал собирание материалов по истории Дона, совершая поездки по области, изучая станичные архивы. В ходе обобщения найденных материалов Сухоруков написал и опубликовал в журналах «Северный архив» и «Русская старина» первые статьи о Доне, которые принесли ему известность. Общество любителей российской словесности уже в 1824 г. избрало его своим членом.

Большую помощь в изучении источников оказал Сухорукову Н.М.Карамзин. Известный археограф П.М. Строев предоставил ему возможность ознакомиться с ценнейшими документами из архива министерства юстиции и коллегии иностранных дел. Однако первому серьёзному труду по истории Дона не суждено было увидеть свет при жизни автора. «Прикосновенный к заговору» декабристов Сухоруков был выслан в Отдельный Кавказский корпус, а собранные им материалы конфискованы. «Историческое описание Земли войска Донского» вышло в свет уже во второй половине XIX в.

В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах» и новый Устав гимназий и прогимназий. По Уставу 1864 г. гимназии разделялись на классические и реальные с семилетним обучением и прогимназии с четырёхлетним обучением. Выпускники классических гимназий имели преимущественное право на поступление в университеты, а реальных гимназий – в специальные училища. Было объявлено, что в гимназиях и прогимназиях обучаются дети всех сословий без различия вероисповеданий. Реформа 1864 г. дала возможность частным и общественным организациям открывать собственные учебные заведения.

На основании Устава Новочеркасская гимназия была преобразована в классическую с изучением древнего языка – латыни. Чтобы дать гимназистам знания, достаточные для поступления в российские университеты, было решено сконцентрировать внимание на главных предметах: латинском и греческом языках, математике, физике, географии, естествознании. Было уменьшено число уроков по Закону Божию, истории, черчению, рисованию. Вновь вводился один урок логики. Продолжительность гимназического курса была 8 лет, имелся приготовительный класс. по каждому предмету указывалась полная программа, для перевода учеников из младшего заключительного класса в первый старший класс проводились только письменные экзамены.

Осмотрев учебные заведения в ЗВД Министр народного просвещения граф Д.А.Толстой отметил: «Новочеркасская гимназия есть одна из лучших гимназий Харьковского учебного округа как по своему направлению, так и по успехам учеников» (35, д. 836 л.20). Число учеников в Новочеркасской гимназии возросло до 540, однако она не могла удовлетворить стремление всех сословий Войска Донского к образованию.

Осознавая это Войсковое Дворянское собрание в августе 1861 г. обращается в Харьковский учебный округ Министерства народного просвещения с предложением об открытии гимназии с пансионом в станице Усть-Медведицкой и об образовании пансиона при Новочеркасской гимназии. С открытием новой гимназии предполагалось, что семейства Хопёрского и Усть-Медведицкого округов будут посылать туда своих детей. Благодаря этому, во-первых, уменьшится с каждым годом увеличивающийся наплыв учеников Новочеркасской гимназии, а, во-вторых, уравновесится образование между верхними и нижними станицами Войска Донского.

Кроме этого, «…Усть-Медведицкая гимназия будет иметь весьма видное влияние как на образование общества верхнего округа, так и на развитие тамошних училищ: окружные и приходские училища Хопёрского и Усть-Медведицкого округов подчинятся ведению Дирекции Усть-Медведицкой гимназии и тем облегчат труды директора Новочеркасской гимназии, которому обременительно и в высшей степени неудобно следить за училищами, находящимися от Новочеркасска в расстоянии 500 вёрст»

(35, д. 665, л. 6).

Предложение Войскового Дворянского собрания об учреждении пансионов при Новочеркасской гимназии и при будущей Усть –Медведицкой гимназии основывалось на общем мнении семейств, заботящихся о воспитании детей в условиях быта и службы казаков. Об этом в письме в Харьковский учебный округ сказано следующее: «Необходимость создания пансиона в Новочеркасской гимназии объясняется тем, что город Новочеркасск расположен почти на краю обширной земли Войска Донского, семейства, живущие вне города, в станицах и деревнях, крайне затрудняются в приискании в г. Новочеркасске детям своим таких квартир, которые бы могли обеспечить домашний нравственный им надзор, отдавать же детей учителям - не для многих родителей доступно по условиям платы.

По роду казачьей службы, многие отцы семейств часто проживают вне войска, где-нибудь на пределах Отечества. Известно, что в мирное время, отправляясь на службу Донские офицеры часто берут с собою и свои семейства, и гимназия нередко случается лишается лучших учеников единственно от того, что семейства их, выезжая из пределов Войска года на три или четыре, затрудняются, кому на это время оставить сыновей. Случаи не редки, когда отец берёт сына из 2-го или 5-го класса. в той надежде, что на месте службы найдёт какие-нибудь способы закончить его образование, но чаще всего выходит так, что этих желанных способов не находит там, где думал, и мальчик, подающий надежды в гимназии, по достижении 14-ти лет, недоучившимся недорослем, поступает в полк. Лучшим доказательством необходимости создания пансиона при Новочеркасской гимназии является то, что в Харьковских гимназических пансионах весьма много детей дворян Войска Донского» (35, д. 665, л. 7).

Для открытия пансионов требовалось выстроить за войсковой счёт здания, где могли бы разместиться эти учебно-воспитательные учреждения. Пансион при Новочеркасской гимназии планировался на 120 пансионеров, а при будущей Усть-Медведицкой гимназии- на 60 детей. Пансион при Новочеркасской гимназии был открыт. Решение же вопроса об открытии пансиона при Усть-Медведицкой гимназии было отложено до постройки специального для него помещения. Усть-Медведицкая гимназия была открыта 7 сентября 1863 г. В сентябре 1911 г. в Сулине была открыта смешанная городская гимназия.

Остановимся ещё на одной характеристике Донской школы: она развивалась как школа жизни и труда.Развитие реального и профильного образования отражало особенности казачества, а также природные социально- культурные особенности Донского края.

С развитием промышленности и сельского хозяйства требовалось всё больше не только грамотных, но и профессионально подготовленных и высокообразованных людей. Буквально с первых шагов Черкасского народного училища при нём открываются 4-х и 5- летние (рисовальные) классы для наиболее способных детей. Выпускники этих классов могли работать топографами, землемерами, потребность в которых остро ощущалась в земледельческом регионе ОВД.

Ознакомившись в1867 г. с состоянием школьного дела в ЗВД Министр народного просвещения граф Д.А. Толстой в Деле «О положении народного образования в ЗВД», направленном в адрес Наказного Атамана, дал положительную оценку состояния училищного дела в Войске Донском. Однако, он полагал, что училищное дело возможно «подвигнуть устройством технического училища в Грушевке… Несметные каменноугольные богатства вокруг Грушевки сами собою обусловливают необходимость там специального училища, где преподавались бы черчение и общие понятия о геологии. Такое училище, устроенное в самом скромном размере, в состоянии было бы доставлять образованных приказчиков для шахт» (35, д.836 л. 2).

В связи с развитием горного промысла с 1868 г. по указанию Войскового начальства Шорное управление открывает для мальчиков, обучающихся в приходском училище Грушевского горного рудника, практические курсы геологии и черчения. курсы эти были вскоре преобразованы в постоянное техническое училище.

В среде казаков вместе с необходимым общим образованием распространялись ремесленные знания. Такая подготовка способствовала изготовлению самими казаками предметов одежды и военного снаряжения для строевых частей. В 1886 г. в Новочеркасске была устроена военно-ремесленная школа, в которой обучали шорному делу, а также седельному и другим ремёслам. Ввиду её успешной деятельности, в Войске Донском затем были открыты ещё три таких школы.

Развитие водных путей, наличие пристани и корабельной верфи на Дону требовало квалифицированных специалистов. Поэтому в 1876 г. в Ростове были учреждены «Мореходные классы имени генерала – адьютанта П.Е. Коцебу». В этих классах в конце ХIХ века учился будущий полярный исследователь Т.Л. Седов. На базе этих классов в 1902 г. открывается мореходное училище, в 1905 г. при нём было создано училище судовых механиков.

Для целей коммерческого образования в 1900 г. в Ростове были открыты на средства Ростовского купеческого общества, которое находилось в введении Министерства финансов, коммерческое училище (мужское и женское), а также Торговая школа (мужская и женская).

С возрастанием роли Ростова-на-Дону как крупного железнодорожного узла в нём в 1880 г. открываются железнодорожное техническое училище Министерства путей сообщения, ремесленное училище при детском приюте Ведомства императрицы Марии.

С развитием образования на Дону создавались предпосылки для воссоздания боевых традиций предков в специальном военном образовании для профессиональной подготовки казачьего воинства. Забота о подготовке знающих и образованных офицеров проявляется в открытии в столице Дона Новочеркасского юнкерского училища(1869г.), а также Донского кадетского корпуса (1883г.). Кадетский корпус, созданный по ходатайству всего Войска Донского Высочайшим повелением государя императора Александра III, стал через короткое время гордостью донского казачества и местом воспитания интеллектуальной и военной элиты.

По статистическим данным, в 1887 г. большинство учебных заведений ОВД содержалось за счёт войсковых сумм: 2 классических гимназии, 3 прогимназии, реальное училище, учительская семинария, духовная семинария, кадетский корпус, юнкерское училище, военно-ремесленная школа, военно-фельдшерская школа, аксайский мореходный класс, 2 духовных училища, 303 низших начальных школы. На содержание большей части этих училищ, а также на стипендии донских уроженцев при учебных заведениях Российской империи ежегодно выделялось 14,6% общевойсковых расходов ОВД (8).

В 80 – х годах Х1Х в. учебное дело в казачьих войсках было поставлено на практическую основу, развитие получили учебные заведения, соответствующие потребностям казачества. В этой связи число войсковых стипендий в высших учебных заведениях было сокращено наполовину, а на освободившиеся средства учреждались стипендии в кадетских корпусах для казаков. С развитием образования создавались условия для профессиональной подготовки казачьего воинства., специального военного образования. Войсковым правительством расширяется сеть военных учебных заведений.

Ещё в 1869 году в Новочеркасске было основано «Урядничье училище» для подготовки казачьих офицеров, которое через год было переименовано в Новочеркасское казачье юнкерское училище. В училище принимали юношей с шестилетним образованием, которые проходили подготовительный и специальный классы, после чего выпускались в чине хорунжего. Класс донских урядников служил для пополнения офицерским составом донских батарей. В 1877 г. он был преобразован в класс казачьих артиллерийских юнкеров. Училище содержалось на средства войсковой казны. В 1872 г. в Новочеркасске открывается Донская артиллерийская школа и военно-фельдшерская школа как временная при областной больнице, в 1878 г. она была переименована в Новочеркасскую военно-фельдшерскую школу. В 1883 г. в столице донского казачества по Указу императора Александра был открыт Донской кадетский корпус «для подготовки детей офицеров к военной службе». С 1898 г. он носил имя своего основателя. На первый курс было принято 60 кадетов. В программе кадетского корпуса предусматривалось преподавание Закона Божьего, истории, русского, немецкого и французского языков, геометрии, алгебры, математики, физики, химии, рисования, танцев и военных искусств. После семилетнего обучения в корпусе выпускники для продолжения военного образования и получения офицерского чина поступали в военные училища России: Николаевское инженерное, Николаевское кавалерийское, Михайловское и Константиновское артиллерийские училища.

В 1886 г. в Новочеркасске была устроена военно-ремесленная школа, в которой обучали шорному, а также седельному и другим ремёслам. Ввиду успешной её деятельности в Войске Донском открываются такие школы в других станицах.

Своеобразным учебным заведением предстаёт военно-ремесленная школа (1894 г.) в Каменской станице. Школу возглавлял войсковой старшина М.А. Ермилов. В школе было 4 отделения, которыми руководили преподаватели-мастера: шорное, портново-шапочное, кузнечно-ковочное, седельное. Ученики, окончившие школу, получали соответствующие специальности и направлялись для обслуживания казачьих воинских частей. В те годы военно-ремесленные школы готовили отличных мастеров-оружейников для казачьих частей

С основание на Донской земле военных училищ стали закрываться некоторые донские гимназии. Так, в 1898 г. были закрыты Усть – Медведицкая, Каменская и Нижнее – Чирская прогимназии, преобразованные в окружные училища. В компенсацию закрытых и преобразованных прогимназий была учреждена «Плодовая школа» с целью содействия развитию садоводства в ОВД. Тремя годами позже в Новочеркасске открылась военно – ремесленная школа, готовившая специалистов по пошиву военной одежды и снаряжения. Три таких школы несколько позже открылись на Дону.

Мастеров и машинистов для сельского хозяйства и фабрично – завод ской промышленности стало готовить открывшееся в Новочеркасске Атаманское техническое училище (1886г.).. Ремесло также изучалось при 5 городских и 25 станичных училищах, где удалось создать ремесленные отделения. Профессиональное изучение шелководства было организовано в 8 училищах, преподавание пчеловодства – в 10 училищах Созданные модели учебных заведений находились в велении и подчинении различных управлений, ведомств, обществ: Администрации ОВД, Министерства народного просвещения, Министерства юстиции, Министерства торговли и промышленности, Главного военно-медицинского инспектора, Епархиального отдела, и др.

Профильное образование было широко представлено в городах с развитием промышленности, их статусов. Так, развитие Ростова как города-порта потребовало специалистов в области речного и морского судоходства.

В 1876 г. в Ростове были учреждены «Мореходные классы имени генерала - адьютанта графа П.Е. Коцебу, на их базе в 1902 г. открывается мореходное училище дальнего плавания, через год при нём открылось училище судовых механиков. С развитие города как железнодорожного узла возрастает потребность в железнодорожных профессиях: открываются железнодорожное техническое училище, ремесленное училище при детском приюте.

Вхождение ОВД в торгово-экономические отношения создавало насущную потребность в высококвалифицированных специалистах. В 1885 г. одно за другим начинают свою деятельность Таганрогское и Ростовское коммерческие училища. Развивающиеся рыночные отношения на Дону с началом деятельности этих училищ получили стимул в лице их выпускников, занявшихся предпринимательской деятельностью. В профильном образовании обеспечивалась подготовка профессиональных специалистов в различных областях жизнедеятельности Донского края. Очевидной стала потребность в университетском и высшем профильном образовании. Однако в ХХ век регион входил, не имея высшей школы. Её истоком стал Варшавский университет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: